Солдат и сорокалетняя старушка

Василий Чечель
   ПОЗДНЕЕ СВИДАНИЕ

«Была оказана мне честь
давно не молодым поэтом.
Поэму он просил прочесть
и не задерживать с ответом.

Прислав солидный черновик,
он сообщал для краткой справки:
«Шофёр я, бывший фронтовик
и даже лейтенант в отставке».

Вот должен я судить о ком.
У нас с ним совпадений масса:
я тоже был фронтовиком
и тоже лейтенант запаса.

О чём идёт в поэме речь?
Сожжённый хутор на опушке,
где сохранилась только печь
на попечении старушки.

Солдат спросил:
- Тут немцев нет?
- Намедни лютовал здесь ворог.
- А вам, бабуся, сколько лет?
- Ой, много.
Мне, сынок, за сорок.
Не ел давненько ты, мабудь?
- И сами вы, видать, не ели…-
Она насыпала чуть-чуть
муки в карман его шинели.

Он долго, выбившись из сил,
брёл по болоту, став на лыжи,
и тесто ел,
что замесил
его карман в болотной жиже.

В стихах и рифмы не звучат,
и все слова точны не очень,
и ритм хромает,
как солдат,
скача по кочкам среди ночи.

Но вижу я, вглядясь в строку,
и как в болоте дрогнет кто-то,
и как расквасило муку
в кармане
ржавое болото

И сам бреду я на зарю
и выбирая путь по слуху.
Как за себя, благодарю
сорокалетнюю старуху.

Какой совет ему я дам?
Теперь он в возрасте немалом
и мог бы, судя по годам,
уже давно стать генералом.

Кто опоздал на сорок лет
прийти на первое свиданье,
тому и не было, и нет,
да и не будет оправданья.

Но он не знал в сороковых,
когда бы мог блеснуть талантом,
что музы любят рядовых
и благосклонны к лейтенантам».

 (Александр Николаев, русский поэт.
Сборник «День поэзии», 1997 год, стр. 141)

  4.11.2018