Фотография

Хаваж Цинцаев
               
          На снимке вы видите легендарные фотоаппараты семейства «Зенит» и «ФЭД» (расшифровывается, как Феликс Эдмундович Дзержинский), зарекомендовавшие себя в свое время, как очень надежные и практичные. Такие аппараты в 60-70 годы прошлого века - вожделенная мечта многих фотолюбителей, к коим относился и я. Стоили они от 70 до 250 рублей, в зависимости от модификаций. Немалая сумма в те годы. Уже не помню за какие деньги, но к своим 17 годам и я стал счастливым обладателем подержанного фотоаппарата «Зенит».
          Фотографией я увлекался еще с детства, но по-настоящему меня к этому делу приобщил мой старший друг и товарищ Сайд-Хусейн (Дога) Демилов, который был на шесть лет старше меня. Он работал воспитателем в деттубсанатории «Чишки» и считался заядлым фотолюбителем. Держал дома и на работе, в одном из подвальных помещений, студии-лаборатории.
          Снимки Сайд-Хусейна не уступали по качеству работам профессиональных фотографов, которые ежегодно приезжали весной в нашу сельскую школу. Их приезд считался долгожданным событием не только для школы, но и для всего нашего небольшого села. За определенную плату приезжие фотографы снимали отдельно каждый класc, индивидуально и небольшими группами  всех желающих учащихся, кто был платежеспособен. Желающих всегда было много, но платежеспособных - не очень. Приходили сфотографироваться и жители села. Помню, как моя сноха (жена брата) сфотографировалась в свадебном наряде, в который она переоделась прямо в школе, где она работала учительницей.
          Сайд-Хусейн же снимал бескорыстно, и всех подряд: односельчан, школьников, маленьких детей и работников санатория, всех с кем ему доводилось повстречаться, когда фотоаппарат был при нем. А с ним он расставался очень редко. Попытки местных любителей фотографироваться как-то вознаградить труд Сайд-Хусейна решительно пресекались им. Хотя ползарплаты у него уходило на покупку химических реагентов, фотопленок, фотобумаги и др. всякой всячины. Его импровизированные фотолаборатории и оборудование в них на работе и дома всегда находились в состоянии рабочего беспорядка. Везде, куда ни кинь взгляд, бутыли с химическими реактивами, стопки фотобумаги разных размеров в нераспечатанных пачках. На протянутой веревке висели проявленные пленки с грузиком на нижнем конце (чтобы пленки не скручивались). Там и тут целыми стопками лежали распечатанные горы глянцевых черно-белых фотографий, которые ждали своей раздачи лицам, изображенных на них.
          В семейных фотоархивах многих чишкинцев до сих пор хранятся снимки, сделанные Сайд-Хусейном, хотя большая их часть оказалась утраченной в результате известных событий в Чечне. Так вот, перенимая опыт у Сайд-Хусейна, я много ночей проводил вместе с ним в его лаборатории, наблюдал за ним, смотрел как он совершает то или иное действо и учился. Впоследствии приобретенный долгими вечерами у Сайд-Хусейна бесценный опыт пригодился мне, когда я приобрел свое фотохозяйство и с интересом стал самостоятельно делать фотографии.
          Мне нравилось в фотоделе все. Зарывшись под одеяло, или ночью при тьме, заряжать пленку в кассету - такую светонепроницаемую катушку. При свете этого делать нельзя было, иначе пленка засветилась бы. Нравилось, зарядив эту кассету-катушку в фотоаппарат, с многозначительным и важным видом ходить с ним на плече по селу и снимать своих родных и близких, и не только их. Нравилось проявлять в специальном бачке пленку, на которой помещалось, если мне память не изменяет, 36 кадров. Важно было как не недодержать, так и не передержать пленку в бачке, куда заливался раствор - проявитель пленки. От этого зависело качество будущих фотографий.
          Но самые острые ощущения я испытывал в процессе печати фотографий. Начинался процесс при свете красного фонаря, когда в фотоувеличитель заряжалась проявленная, высушенная и тщательно прочищенная фланелевой тряпкой фотопленка. Затем настраивался фотоувеличитель в зависимости от размеров снимка, проецировался несколько секунд нужный кадр на пленке на подложенную фотобумагу. С помощью пинцета она помещалась в заранее приготовленную ванночку со специальным раствором - проявителем. Вот тут-то и происходило главное, как мне казалось, таинственное волшебство. В течение 5-10 секунд на фотобумаге появлялось изображение. Сначала мелкие темные пятна, потом очертания чего-то или кого-то конкретного, а ещё через какие-то мгновения фотография принимала окончательный вид. Фотобумагу также, как и пленку, надо было держать в ванночке определенное время. Но если пленку проявляли несколько минут, то на проявление изображения на фотобумаге уходило всего лишь несколько секунд. Проявленную карточку тут же обмакивали в воду, чтобы смыть остатки проявителя, а затем помещали в соседнюю ванночку, наполненную закрепителем. Это тоже такой химический раствор, который по-другому называется фиксаж. Если при печати использовалась матовая фотобумага, то фотографии надо было еще и глянцевать на специальном электрическом нагревающемся аппарате, который так и назывался - глянцеватель. Иногда для глянцевания использовались и стекла на оконных рамах, куда клеили мокрые фотокарточки.
          Благодаря моему увлечению фотоделом, у меня и у моих родных и близких сохранилось много памятных фотографий. Это несмотря на то, что часть из них утеряна во время военных событий в Чечне.
          Со временем, по мере завершения учебы в универе в те далекие уже годы, интерес к фотографии у меня стал угасать. Все мое фотохозяйство, а именно: фотоувеличитель, ванночки разных размеров под растворы для проявления и закрепления фотографий, электроглянцеватель, фонарь, бочок для проявления пленки, пинцеты и многое другое перекочевало в ящиках на чердак моего родительского дома. Оно пролежало там немало лет, а потом обнаружено было моими племянниками, детьми моего брата. После детального изучения мое морально и физически изношенное фотооборудование за ненадобностью было выброшено племянниками на свалку.
          В фотографии начиналась другая, новая эпоха, эпоха цветных фотографий. В 80-90 годы появились фотоаппараты «Полароид», которые моментально выдавали цветные фотографии. Потом появились мощные цифровые фотоаппараты. Черно-белые фотографии ушли в небытие, вместе с ним приказали долго жить и фотоаппараты той, ушедшей уже эпохи, став сегодня ретро. Сегодня мы наблюдаем расцвет новых цифровых цветных сверхчувствительных фотоаппаратов (да простят меня читатели за каламбур).