Фокусное расстояние длиною в жизнь

Татьяна Тес
               
                "В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле".
                Станислав Ежи Лец "Непричесанные мысли"
                Stanislaw Jerzy Lec "MYSLI NIEUCZESANE"               

      Звонит знакомый. Болтаем непринужденно, так как коллеги по работе и тем более, телевизионщики.  Не виделись целое лето. Каникулы на проекте, но новостей, впрочем, накопилось немало.

     Мой собеседник, он же редактор, в свойственной ему неторопливой манере, на московский лад, говорит размеренно, ласковой интонацией.

 Я же, в силу своей " понаехали", региональной специфики, тараторю. Выпаливаю все свои накопившиеся эмоции, отвечаю на вопросы, которые сама себе задаю, и от радости, что болтаю с " братом по крови», за две минуты пересказываю всю череду событий, которые произошли за два с половиной месяца.

      Чувствую на том конце, так называемого, провода, а точнее айпадовской связи, меня слушают внимательно и с неподдельным интересом.

- Когда в Москву?

- Пока еще не собираюсь, а что соскучился, - шучу и чувствую его смущение.

- А...

- Еще не «засентябрилось», так что, пока не скулю, хотя огород,  явно не моё призвание , - отвечаю сама себе, так как чувствую, что собеседник завис.

- Книгу написала?

- Какую книгу?- чистосердечно спрашиваю, так как не понимаю, о чем он говорит.

- Ну, помнишь, про телик рассказывала, я то думал, уже она у тебя к осени выйдет в печать....

- А.... нет, я забыла про эту идею, - задумчиво ответила я, и внутренне обрушилась на себя с упреками.

      Действительно, припоминаю, что в один из вечеров, возвращаясь со съемок программы, мы неожиданно с ним погрузились в воспоминания, кто как начинал работать. Я, с присущей мне образностью и вечным желанием говорить, опыт сказывается 18 лет работы в прямом эфире, ярко рассказывала Володе о первых своих телепрограммах, первых сюжетах и различных казусах, которые присущи съемочному процессу.

Помню, была удивлена, что он многого не знает, как и на каком оборудовании, мы работали в 80- х годах.

- Напиши об этом, так интересно, ты прямо динозавр телевидения! - воскликнул он, когда мы подошли к станции метро.

- Да, возможно и напишу, а то вымру и останется от моих подвигов одни грамоты и пару фильмов закаченных в соцсеть.

- Пиши, пиши....

Мы расстались. Каждый поехал на свою станцию метро. Со временем я забыла о своем обещании, и вот Владимир напомнил мне об этом.

    И я подумала,  а почему, собственно, не рассказать о том, как все начиналось?  Я почти полвека  в этой профессии и фокусов было много, так что расстояние от начальной точки можно определить, и зум направить в бесконечность, потому что из нашей профессии уйти невозможно, если  действительно, ты профессионал. Так что наведу резкость и расскажу о самых ярких моментах.

 

Глава 1.

Танцующие человечки

     В старшей группе детского сада славного дальневосточного города-крепости Владивосток непонятная нам, детям, суматоха. Воспитатели празднично одеты, накрашены.  Мы, старшая танцевальная группа, десятый раз отрепетировавшие танец куколок, не понимаем, что происходит.   

Нас разбили по парам, и мы отправились в центр города. Возможно, эта была осенняя пора, так как я ощущала колючую ткань свитера, прижатую пальтишком.

     Мы пешком поднимались на сопку, так в Приморье называют небольшие возвышенности, и весь город, впрочем, стоит на них. Вспотели. Потом помню проходную, где нам быстро помогают снять верхнюю одежду, тут же переодевают в костюмы, и «забрасывают» через огромную дверь в огромное светлое помещение.

Мгновение тишины. И вдруг громкий мужской голос из динамика резко кричит «Мотор»  и звучит музыка. Воспитатель командует нам танцевать и улыбаться.  Мы испуганно прыгаем и задорно танцуем, стараясь,  не смотреть друг на друга. После первых двух музыкальных фраз я наконец-то прихожу в себя и начинаю осматриваться...  И тут происходит первое волшебное превращение!

    До сих пор помню то внутренне очарование и трепет, который охватил меня от того, что происходило в студии.

     Огромные аппараты двигались то на меня, то в сторону, глаза слепили многочисленные лампы. Волшебная девушка подбегала к нам с кисточкой, от которой пахло бабушкиной пудрой, а незримый дяденька подбадривал нас: " Молодцы, но, давайте, еще разочек. Повеселей, дети мои!".

Чудеса. Потом был перерыв,  я в поисках туалета направилась к двери. И тут началось самое страшное...

     Скользя рукам по полированной деревяшке, не могу найти ручку.  Уж не помню, как ее нашла, но открыть не могу - очень тяжелая дверь, наконец, открыла и вот незадача,  там еще одна дверь. Наверно, мне помогли взрослые, но таких чудных бункерских дверей я прежде не встречала.

Я блуждала по коридорам здания, а мимо меня проходили какие-то взъерошенный люди. 

- Малая, ты, чья дочь?

        - Мамина.

- А мама кто у нас?

- Оля.

- Что-то не припомню я такой дочки у нашей Оли, ты, что из танцевальной группы?

- Да.

- Понятно, смелая какая, все кабинеты осмотрела, и за шторой побывала, вот только перед камерой ходить нельзя, а то в эфир нечаянно  попадешь, и дядька тебя будет ругать....

-  А как это? Меня кто видел-то?

Тогда человек в наушниках отошел от своего большого аппарата, посадил меня на колени и стал объяснять.

     Теперь я понимаю, что рассказывал он мне о принципах работы телевидения.

Из проволочки он смастерил маленького человечка и показывал, как этот кукольный персонаж должен  двигаться по студии, и как происходит, что его потом видно в телевизоре.

Этот скрученный из проволоки человечек,  впоследствии,  долгое время сидел на моем столе дома, возможно и до сих пор хранится у мамы дома на книжной полке.

- Вот вырастишь и тоже сможешь, стать таким человечком, - сказал оператор.

- Ладно, подумаю, - пролепетала я. - Стану, если мама разрешит.

- Разрешит, - кивнул мне молодой парень, надел наушники и крутанул штатив.

      Теперь уже я понимаю, что работал он на одной из первых телекамер. Это были громоздкие аппараты, с толстым кабелем, и выдавали картинку сразу в прямой эфир.

Так началось мое знакомство с телевидением, так пришла первая любовь и осталась навсегда в моем сердце.

      Студия телевидения во Владивостоке располагалась на улице Уборевича. Небольшое старенькое двухэтажное здание на сопке. Потом рядом с ним построили современный телецентр. Студия входила в систему ВГТРК. К тому времени, как я пришла туда работать, оборудование сменилось камерами нового поколения, они стали миниатюрней. Однако, сюжеты для новостей мы снимали еще на кинопленку.

   Моя первая должность на телевидении - ассистент режиссера третьей категории.  Мне приходилось отвечать за все, что происходит в телевизионном павильоне, за все программы, декорации, музыкальные перебивки и настроение ведущих, а в особенности, режиссеров.

     Главным сигналом к любому эфиры в то время был ТОН, этот звук пронизывал все помещение и вкрадывался в самую душу. Звенел в ушах. По его однотонному звучанию можно было определить качество не только эфира и его начало, но казалось, и жизнь на всей планете. Так пело телевидение.  Картинку настраивали по таблице, это такой круг с разного рода черточками, похожий на смайлика.

     В студии все мерзко пищало, ярко светилось и долго настраивалось. Ассистент режиссера ставила таблицу на стойку перед камерой,  и это был главный эпизод всей дальнейшей работы.

     Декорации в павильоне делали тут же в здании, в подвальном помещении работали декораторы, рисовали, выпиливали, клеили, загоняли картинки под огромный пресс, объемные задники делали из обувных коробочек.

Потрясающе, но в то время в прямом эфире работали спектакли и студийные концерты. Создавали ветер определенными вентиляторами, а туман - это был дым от сигарет. Об этом я узнала потом, но прежде были символические встречи с телевидением. Сначала пионерская поездка в Москву с делегацией школьников, отличников от Приморского края на студию Останкино и участие в большой телепрограмме, а потом,  встреча с телевизионщиками в Киеве, после которой я окончательно приняла решение,  что в моей жизни главным теперь будет телевидение и только телевидение.

 

 Глава 2

Телевизионные пельмешки

Уж теперь и не знаю, в кого я тогда влюбилась больше: в реального человека или телевидение.

Дело было так.

Родители, отдыхая на прибалтийском побережье в военном санатории Юрмала, теперь его уже нет, развалился, познакомились с семейной парой из Киева. Военные офицеры быстро нашли общий язык, как, впрочем, и их жены.

Имею в виду то, что моя мама категорически была очарована Валентиной, женщиной необыкновенной, статной красоты, и, тем более, работающей на телевидении.

 Мама моя, мечтавшая о творческой карьере, но в силу обстоятельств, закончившая Московский университет им. Ломоносова химический факультет, не могла не восхищаться Валентиной. Наверняка, общаясь с ней, она хоть на мгновение соприкасалась с чем-то возвышенным, лирическим, душевным, поэтическим.

 В душе актриса и поэт, в реальности инженер-химик, она мысленно представляла себя на месте новой знакомой, и ей хотелось, вот также выступать перед зрителями: и говорить, говорить, говорить.

 В итоге, приехав из отпуска, она взволнованно рассказывала о новых знакомых и сказала:

- Тебе обязательно надо с ними познакомиться, может, даже отпущу тебя к ним в гости в Киев! - мечтательно заявила моя драгоценная мама, и продолжила. -  Там такая прелестная женщина, такая семья дружная, два мальчика - близнецы, но не это главное, главное Валентина на телевидении работает, тебе будет очень интересно с ней пообщаться.

Разговор состоялся ранней весной, а уже летом,  я приземлилась в аэропорту Киева. Меня встретил один из братьев этой телекино семьи.

- Вы Татьяна, по описанию подходите, - галантно обратился ко мне высокий парень, чернявый, размашистый, похожий на лорда, но только не английского, а русифицированного.

- А вы Лебедев...?

- Миша! -  представился он и крепко схватил меня за руку.

 Он, явно не собираясь отпускать от себя ни на шаг,  быстро направился к такси, продолжая объясняться:

 - Федя на съемках в своем телефильме, мама в командировке, папа Гена на дежурстве, а я как, всегда, выполняю всю важную работу по дому, вот и гостей встречаю....

«Ворчун! - подумала я, - хотя и добрый, но ворчун!».

 По дороге домой, он мне много рассказывал о своей работе, и я так поняла, он на телевидении тоже работает:

- Так ты с мамой вместе в редакции трудишься?

- С мамой, но только я в студии телеоператор, а Федя на кинокамерах снимает, я на программах, а он - кино создает, так скажем, почти кино, - стал академически мне объяснять Миша. - Впрочем, мы вместе кино снимаем, я ему помогаю,- гордо добавил он.

- Так вы близнецы или двойняшки? - интересуюсь я.

- Близнецы, и я - старший! - сказал, как отрезал.

 Теперь понятно, почему такой ответственный, сразу видно, на две минуты раньше родился, вот и старший. Забавно все так у этих близнецов, вечно ревнуют друг друга к себе и окружающим. И всегда делают все вместе! Я их назвала - одняшки! Два в одном флаконе.

 Приехали домой. Миша гостеприимно усадил меня за стол и заявил:

- Будем пельмени варить, в доме журналиста - это самая закадычная еда. Мама вечером приедет, и тогда уже будем разносолы готовить.

- Пельмени, так пельмени,- согласилась я.

- Только будем их подавать по-нашенски, знаешь, как?

- Ну, сметана, масло, что там еще, особых премудростей и нет.

- Эх, темнота, а еще будущий телевизионщик! - уколол меня Миша, и я так поняла, он еще и любитель подковырками общаться,  дескать, есть мнение ваше, есть мнение других, а есть мое, и оно самое верное!

 Ладно, не буду спорить, так человек привык думать и говорить, а я знаю его всего-то часа два, чего протестовать! Тем более, он хоть и подгружает, но добродушно, и улыбка у него приятная, а глаза -  хитрые, но добрые. Забавный!

И так рецепт "телевизионных пельменей" прост: сварили, воду слили, все в одну большую тарелку выложили, затем туда масло, как можно больше, сверху посыпали черным молотым перцем, и взбодрили столовой ложкой уже разведенного уксуса. Можно зелень добавить, укроп, например, но это не обязательно.

- Ну как, вкусно?

- Да, согревает! Ух, как вкусно! В жару — самый раз! - согласилась я, хотя Америку он мне не открыл, но то, как блюдо было подано и с какой важностью, придало абсолютно простому поглощению пельменей, особый шарм и особый вкус.

 Скажу по - секрету: телевизионные пельмени теперь по-другому я больше и не кушаю, как-то они не идут теперь со сметаной или майонезом, только с перцем, маслом и уксусом.

 Долгожданный вечер наступил. Вскоре приехала Валентина Фёдоровна, уставшая с дороги, но радостная и приветливая. Миша передал меня, как сказал, в целости и сохранности, своей маме и исчез. Но прежде заявил:

- До обеда ты с мамой на телике, все посмотришь, а потом я тебе город покажу!

 Вот командир еще один, распорядился!  - хмыкнула я.

- А где мы встретимся?

- Так, там же, я в студии буду!

 Хлопнула дверь,  и мы с Валентиной Фёдоровной начали знакомиться.

Самое главное происходило потом, когда мы утром приехали к ней на работу. Не знаю, почему она так волновалась, но старалась все до мельчайших подробностей мне показать: редакцию и павильоны, монтажные комплексы. Признаюсь, тогда в первый раз в жизни видела такой масштаб телепроизводства и в принципе, само телевидение изнутри.

 Это был 1981 год. Я окончила школу и хоть и решила связать свою жизнь с журналистикой, но в первый год не поступила. Как уже говорила, не поступила в университет по причине отсутствия печатных работ, а потому поступила в педагогическое училище и за время учебы решила набраться опыта.

 И вот опыт пришел ко мне сам по себе.

 

Глава 3

Дорогие радиозрители

В Киеве на тот момент было два здания телевидения: первое Украинский дом радио. Именно отсюда  1 февраля 1939 года вышла в эфир первая телепрограмма ю. Это была трансляция статичной фотографии Серго Орджоникидзе. Второй телецентр располагался в центре, прямо на Крещатике.  Возвели его после войны.  Первый прямой эфир длился полтора часа, и это была трансляция парада в честь празднования Великого октября.

Киевский телецентр. Большое здание, и везде люди, люди. Это уже потом меня было не удивить такими помещениями, тем более после Останкино и одной из телекомпаний КНР. Но тогда,  телевидение Валентины Фёдоровны Лебедевой для меня было просто страной чудес.

- А ты знаешь забавную историю про наше телевидение, а точнее про первый эфир?

- Нет, я как-то вообще мало что знаю о телевидении?- скромно сказала я.

- Только сильно не смейся, слушай.

 И Валентина Федоровна рассказала, что смешной эфир, который прославил киевское телевидение на всю страну, состоялся в 1951 году. Связисты запустили фильм, чтобы проверить, как идет картинка в телевизорах и что видят люди у голубых экранов. Фильм был без какой-либо идеологии: о жизни чукчей на Севере. Материал был простым, но качество пленки было отменным. Потому его и выбрали. И вот запустили фильм, правда связисты очень волновались и впопыхах перевернули пленку. Вот так первые несколько минут эфира собачьи упряжки бегали по экрану задом наперед. Правда, это мало кто заметил!

- Забавно, действительно, смешно,  - сказала я и спросила.

- А почему многие у вас говорят в студии « дорогие радиозрители»?

- Это шутят, так ради красного словца до эфира для настроения говорят, а потом уже говорят нормально «телезрители», просто в 50-е годы действительно дикторы называли телезрителей - радиозрители, другого понятия не было.

- Забавно все тут у вас, буду теперь знать!

- И к дикторам прежде очень строго относились: нельзя было наряжаться, минимум косметики, только платья, длинный рукав, все пуговки застегнуты - никакой открытой шеи или рук. А в студиях ты сама знаешь, порой жара до 45 градусов, так что вот-какие жертвы.

- Что жарко, это знаю, снималась однажды в студии, в детском саду еще, - пояснила я.

 Потом мы пошли знакомиться с украинским телецентром. Мне дали возможность поговорить в микрофон, посидеть в декорациях новостной программы и посмотреть, как идет подготовка к прямому эфиру.

 Там произошла одна смешная ситуацию, свидетельницей которой мне посчастливилось стать. Почему посчастливилось? А потому, что она мне дала возможность наглядно увидеть, как работает режиссер с ведущими, как он их настраивает на прямой эфир и как заботиться об их настроении. Тем более это важно, если ведущий, лицо канала.

 В огромной студии сделана выгородка,  и там ведущий начинает репетировать свое приветствие, то есть вход в программу до пленочного отрезка. Программа была публицистическая, не новости, это точно.

 Ведущий прошел испытание уже несколькими дублями, а режиссеру не нравилось:

- Да что с тобой сегодня, ты заболел? - сказал он по громкой связи.

Ведущий, статный мужчина средних лет, мотает головой, понимая, что его режиссер видит на мониторе в аппаратной.

- Соберись, и еще разок... давай, начинай!

- ...

- Стоп, стоп....., - режиссер прикрыл рукой микрофон, в сторону выматерился, вдохнул воздух и театрально смиренно опять обратился к ведущему.  - У тебя температура, ангина, грипп, жена ушла, перепил или теща тебе пургена подсыпала в чай?! Ты чего такой тухлый сегодня?!

- Штаны жмут!

- Чтооооооо....?  - режиссер медленно опустил руку себе на лоб, беззвучно произнес многоступенчатые слова, а вот в микрофон распорядился уже почти спокойно....:

- Леша, Леша голубчик, сними штаны, ты все равно в кадре по пояс и говори уже свои слова!!! Можешь так сделать!

- Могу.....!!!!!! А.....

- Да кому ты нафиг нужен, кто на тебя смотрит, снимай штаны и говори уже... б...н!

- Хорошо!

Ведущий сделал так, как сказал режиссёр и на удивление и радость всем отличным образом проговорил свой текст.

- Замечательно, ты гений, ты малый лучший диктор.... Через три минуты эфир, будь готов!!!!!

Так и вышли они в эфир со своей программой, картинка, конечно, была забавная, полный трешь: студия, серебрится многочисленными лампами под потолком, микрофоны на стойках и журавлях, пучок света и в нем- человек без брюк, но в рубашке, галстуке и пиджаке....носках и туфлях!

Впрочем, не важно, главное результат! Смеялись ли над ним потом коллеги-нет! Это был дежурный рабочий момент, возможно, никто и не вспоминал этот случай! Это ведь студия телевидения, там можно все, все, что не выходит за рамку голубого экрана.

 

Глава 4

Электрический глаз

В этот день вечером Миша показывал мне город: прошлись по Крещатику, зашли в главную церковь - Софийский собор, там меня поразила своей мощностью мозаичный образ Богоматери - молящейся Оранты, потом были многочисленные парки и набережная Днепра. Киев - город панорам, с правого берега открывается великолепный виды Днепра и левый берег.

- Вон там стоит новая статуя бога-громовержца Перуна, которого в древние времена сбросили в реку, когда крестили Русь. И вспенилась вода в безмолвном покаянии и понесла за деревянным идолом трупы сотен иноверцев, - замысловато говорил мне Миша, поворачивая меня то в одну, то в другую сторону, указывая на исторические места города, которые были хорошо видны со смотровой площадки огромной монументальной статуи "Родина - мать".

- А я даже и не знала этих историй, потом почитаю.

- Мы с Федей..... , то есть Федя, сейчас фильм о городе снимает, вот и пришлось изучить.... вот снимать будем и Киево-Печорскую лавру, монастыри, связанные с именем Владимира и другие интересные места города.

- Прямо вот сейчас, снимаете?

- Да...

- А меня возьмите на съемку?

- Это не ко мне, это к режиссеру!

- Кто этот режиссер, договориться можно?

- Режиссер.... Федя! Ну, попробую договориться, - смешливо ответил Михаил и добавил. - А еще он с друзьями мультфильм «Пластилиновую ворону» снимает.

- Честно?

- Честно, хочешь посмотреть, свою ворону слепишь....

- Уж нет, не леплю я ворон, чего ты смеешься, я уже большая!

Впрочем, мы уже смеялись вместе.

- Прости, я забыл, что ты уже почти тележурналист, а знаешь, как начиналось телевидение?

- Нет..... - буркнула я, и подумала, а ведь действительно, ничего не знаю о том, как начиналось телевидение, и добавила. - Ну, если ты такой умный, расскажи, буду,  рада послушать, поумнею!

- Тогда слушай.

 И рассказал он мне сказку про телеволны.

Жил был бородатый умный дядька в Шотландии, наверно в юбке ходил, ведь был это 1842, звали его Александр Бейном. И придумал он принцип «факсимильной телеграммы». Мало кто ему верил, но он добился опытным путем эффекта передачи неподвижного изображения на расстоянии. А потом итальянец в 1862 году Джованни Коллези, в то время он работал в России, осуществил передачу изображения по проводам.

 Такое изображение даже передали из Санкт-Петербурга в Москву, но по времени эта процедура заняла столько же времени, если бы изображение везли на поезде.

- Понимаешь?

- Интересная сказка, но при чем тут  телевидение?

- Это только начало, все всегда начинается с малого, слушай, будь терпелива, - добавил Михаил и, вышагивая по киевским улочкам, продолжил лекцию.

- Но это были застывшие картинки, а нам же надо подобраться к передаче движущейся картинки, - умничала я.

- Слушай дальше...

А дальше в нашей сказке о телевидении появились - люминофоры, которые могли при воздействии на них лучами светиться. И наконец, в 1880 году русский ученый Бахметьев  одновременно с физиком из Португалии изобрели принцип разложения изображения на отдельные элементы, которые можно было передавать на расстоянии. Русский ученый назвал этот феномен « телефотограф». С этого момента и закрутилось колесо телевидения в молниеносной скоростью. 1884 год - изобретена система механической разверстки, через три года создали катодно -лучевую трубку. И это устройство назвали кинескоп.

- Вот эту штуку я знаю, в телевизоре стоит, - воскликнула я, услышав хоть одно знакомое понятие.

- Все верно!

- И слушай дальше.

Потом началось самое главное, шел 1887 год. Немецкий физик Генрих Герц заявил, что свет влияет на электричество. И это явление, когда из вещества под воздействием на него света вырываются электроны, назвали - фотоэффектом. Наш же ученый в это время, господин Столетов, используя этот принцип, создал «электрический глаз». И эта система потом будет использована в технологии телевидения.  Потом много еще было разных технологических открытий, и все они стали фундаментом на пути к созданию передачи живой картинки на расстояние

- Ну, а когда же родилось, в конце концов, телевидение, которое вещает в наших телевизорах?  - нетерпеливо спросила я, уставшая от многочисленных исторических фактов.

- Минутку терпения и.... и ты услышишь самое важное!

Наступил 1990 год. Русский ученый Полумордвинов получил патент на свое изобретение «Аппарат для передачи изображения и способ этой передачи в связи с одновременной передачей звука», и этот же великий муж и ввел термин « телевидение». И уже в 1911 году благодаря разработкам другого отца телевидения Бориса Розинга состоялась первая во всем мире телепередача. Но пока что это была застывшая картинка, решетка перед объективом передатчика и только 1925 году швейцарец Бэрд создает первую телевизионную систему, которая передает движущееся изображение. А русский гений Термен показывает широкой публике свой первый вариант телевизора.

- И теперь, самое главное: 1926 году Термен демонстрирует в Кремле телевизор с экраном в 1 квадратный метр.

- Малепусенький, так значит, в России изобрели телевидение?

- Ученые разных стран шли параллельно, но мы их опередили. Не перебивай: и так, первое устройство «дальновидения»? То есть телевизор установили в приемной Ворошилова, а камеру - у входа в Наркомат оборону.

- Серьезно все так, но это все опыты, а когда же начнется настоящее массовое телевидение? Я уже и устала слушать!

- Все, сказка почти закончилась: 1928 год - наступила эта механического телевидения. В этом году прошла первая передача телевизионного сигнала из Москвы в Свердловск,  а в 1931 год - был произведен первый опытный сеанс телевещания на территории СССР. Вот, а дальше уже телевидение очень быстро стало развиваться.

- Говоришь, прямя, как по - писанному?

- Профессия телеоператора обязывает все знать!

- У меня дома телевизор «Радуга» стоит, а у бабушки есть совсем маленький, как он называется, не помню!

-  КВН-49?  С линзой перед экраном?

- Наверно.

- А назвали этот телевизор КВНом, знаешь почему?

- Нет.

- По именам разработчиков: Кенигсон,  Варшавский, Николаев.

- А когда центральное телевидение создали? - стала уже экзаменовать я Михаила.

- Где-то 1951 год, а Останкинскую телебашню построили в 1967-68 году, ее высота 540 метров. А высота Эйфелевой башни - 324 метра. Так что Останкинская выше.

- Хотелось бы мне в Останкино работать, -  размечталась я.

- В башне?

- Ну, там где программу создают....

- Так это в другом месте, впрочем, я понял твои амбициозные планы. Явно ты не собираешься дома сидеть и пельмени лепить.....

- Почему бы и нет, вот только если лепить, то телевизионные, - рассмеялась я.

От потока информации у меня закружилась голова, но было очень интересно. Половину и не запомнила, однако сказка о светящихся электронах, диске Нипкова и электрическом глазе мне понравилась. Понравился и молодой деятель телеискусства - Михаил.

«Много знает, далеко пойдет», - подумала я.

Так и получилось, с 2008 года Михаил, как опытный телеоператор, много лет проработавший на Украинском Телевидении, был приглашен преподавать мастерство оператора в Киевский Государственный Национальный Университет киноискусств им. Карпенко-Карого, в Киевский Национальный Университет Культуры, в Государственный Международный Университет, на курсы Интерньюз-Украина, Интер-школу, в Первую Национальную Школу телевидения. Но это был через 27 лет.....а потому, вернемся в 1981 год.

 И так, мой первый экскурсионный вечер закончился, а с загадочной фигурой Федей-братом-режиссером я так и не познакомилась. Занят человек и не до приморской ему гостьи, какой-то там семнадцатилетней девчонки из Владика, когда у него молодого двадцатилетнего парня такой «сурьезный» заказ-кино о городе.

Я была уже заинтригована его персоной. С вечера погрустила, но решила, что утро вечера мудренее, и сдался он мне, снимает кино и пусть снимает, я и не пойду на его съемки, .... и сердитая уснула.

 

Глава 5

Кино и розы

     Яркое утро, солнце пока еще не сильно разогрело город, но чувствуется, что будет жарко. Миша привез меня к одному из Храмов и распорядился:

- Скоро съемочная машина подъедет, там будет Федя, с ним сегодня болтайся, а я -занят!

Сказал, как отрезал, и побежал вниз с пригорка на остановку автобуса.

    Я заинтригована:  Федя, как он меня найдет? Впрочем, у Храма не так много людей и, в любом случае, я увижу камеры,  аппаратуру, значит, там будет брат-невидимка. И он должен быть похож на Мишу, близнецы, однако.

     Время идет, съемочного автобуса нет. Я в очередной раз обхожу круглую клумбу с цветами, а точнее, розами всех цветов - от белых до сизых. Красота, аромат и …горячий асфальт, уже палящее солнце…..  а лавочек нет, и тенечка тоже нет.

     Стою. Потом брожу, как потеряшка.  Уже злюсь... потею! Волосы длинные, плавно спускаются по плечам, жарко, надо бы собрать их в хвостик, но это по-детски как-то, тем более,  должен появиться принц , а я -  с хвостиком или косой! А потому, буду париться, погибать, но останусь красавицей.

      Хожу, считаю розы...Раз, два, три, пятьдесят пять.... и....

- Вы Танечка?-и холодная рука со спины опустилась мне на плечо.

- Ой.... я.....

Оборачиваюсь.

- Это .... как это..., - от неожиданности я забыла имя.

- Федя, собственной персоной, будем знакомы, Миша мне про тебя все рассказал, значит тоже журналистом будешь, и на телике хочешь работать и .... - он пристально посмотрел мне в глаза , несколько секунд не отводил взгляд и потом почему-то ухмыльнулся.

- Что?

- Я подарю тебе розы..... - задумчиво сказал он, осматривая меня и как будто «кадрируя» пленку.   

- Да, конечно, розы, - красивое начало, - недоверчиво сказал я, - еще скажи вот эти все. И я очертила взглядом клумбу и дальнейшие аллеи с розарием.

- Эти все розы, - ответил он.

- Поэтично, но...

- Эти все розы и .... кино! Рад с тобой познакомиться, - заявил он, как бы подводя итог нашей встречи и удовлетворённый тем, что я оправдала его ожидания или совпала с тем образом, который у него сложился после многочисленных рассказов мамы и брата обо мне.

    Я в свою очередь, не строя девчачьих иллюзий, поняла одно, этого принца,  я точно уже где-то видела! Ах, да, видела почти такое же лицо на его брате, но в этом, почти с такими чертами, было все иначе. В лице Феди мне показалась больше лирики и грусти, больше взволнованности и скрытого мужества, какая-то плаксивость и отчаяние, утонченность и таинственность.

   «Вруша, ох и вруша!!!»,  - сделала я вывод, однако, вдруг почувствовала , независящую от моих умозаключений, неведомую тягу к этому человеку.

-Пошли, нас ждут, великие дела,  уже и камеры выставили.

     Он так же, как его брат, схватил меня, как ребенка за руку, и потащил к съемочной группе, вот только ладонь его в отличие от руки брата, была холодной, а пальцы тонкие и легкие.

Эльф! Ох, и эльф!

     На площадке шла движуха.  Стояли две камеры, уточню: две кинокамеры на штативах, возле каждой - оператор. Звуковики со своими диктофонами, ассистенты с журавликами и огромными микрофонами, много осветительных приборов, пару девушек, с тетрадками и папками, маячили туда-суда.

      Федя восторженно рассказывал мне свою задумку, как будет снимать панораму, статику, а затем интервью с историком и потом надо сделать пару лайфов на экскурсии.

-Будешь моим ассистентом?

- Ладно,- соглашаюсь, не понимая, что делать.

- Сейчас начнем снимать интервью не снимая,- распорядился Федя, - держи микрофон, ты работаешь на камеру напротив. За ней параллельно стоит вторая камера, вот она и будет снимать. Но огонек у нее не будет гореть. Мы его закрыли. А ты вроде репетируешь, спрашивай у историка про это место, пусть говорит, но вроде ты и не снимаешь его. Поняла?

- Зачем так делать?

- Понимаешь, когда люди видят камеру , то говорят скованно, не ярко, а когда их не снимаешь, как-то эмоциональней у них получается. Вот мы и запишем два дубля, один репетиционный и второй настоящий, а потом посмотрим, какой лучше получился. Хочется, чтобы у меня в фильме эксперты говорили живо, эмоционально. Все- таки первый большой фильм!!!!

- Волнуешься?!

- Нет, боюсь, но знаю что делать, - уверенно заявил Федя.

      Мы так и снимали нашего историка. Я волновалась, мне казалось, мы совершаем преступление, обманывая героя, но это чувство было во мне в первый и последний раз. Сколько потом еще приходилось придумывать уловок, и снимала скрытой камерой и камера была у меня в часах и ручке. И все ради информации и хорошей картинки.... но это было потом, а сейчас я впервые принимала участие в съемках фильма на пленку.

      Федя снимал документальный фильм о Киеве, это была его и дипломная работа и первый заказ от Киевнаучфильма.

 

      В этот день я ещё участвовала в массовке,  умно стояла возле экскурсовода, поддакивала; потом меня гоняли по аллее с розами: то так пройдись, то эдак.

В последующие несколько съемочных дней мы ездили по разным историческим местам и храмам. Было интересно, и я получила колоссальный опыт работы в группе документалистов.

      Помню, что ради одного кадра , Федя решил снять восход солнца над городом, они с братом несколько дней ловили эту картинку на крыше дома, а солнце не всходило так, как надо: то дымка над городом, то туман, то тучи, то дождь.... Наконец-то у них кадр удался, но увидеть его сразу ведь не возможно, надо было прежде проявить кинопленку. Процесс тогда был не такой быстрый, как сейчас.

Фильм вышел осенью 1981 года. А вот посмотреть его мне удалось только через 30 лет.

Глава 6

Кто владеет композицией, то уже на половину гений

       Параллельно киевские ребята еще снимали другие фильмы. При этом продолжали учиться своему мастерству. Федя очень живо рассказывал о секретах кинотворчества, и самая главная для него тема была, в то время, и стала фишкой всего его творчества, тема  - секреты композиции.

Как-то загрузив меня теорией, он решил наглядно объяснить суть этого важного закона. Мы пошли в церковь. 

- Смотри внимательно на икону Святая Троица, вот видишь линии, перевернутый треугольник, перспектива не сужается , уходя вдаль, а расширяется. Казалось бы, нарушение перспективных законов, но в том то и притягательность этой картины,  и таинство Рублевского мастерства.

      Я присмотрелась и действительно, стол, за которым сидит Святая Троица, представлен открытой чашей.

- Наблюдай за символами, смотри на этой иконе у Мадонны белая лилия в руках, символ власти, а там другой цветок. И каждый что-то обозначает. Здесь на ней мантия красная, а там синяя. Картины - это книги, только их надо уметь читать. Так и у нас в документалистике,  каждый кадр должен быть историей, должен о чем-то рассказывать и быть божественно пропорциональным, как Золотое сечение.

- Понимаешь?

- Наверно, понимаю, но не представляю пока.

- Главное помни: Кто владеет композицией, тот уже на половину гений, сказал Пушкин.

- Ну, если Пушкин сказал, значит, понимаю…

    Эту тему Федя не забросил и впоследствии, когда стал  создавать свои, фильмы - спектакли, документальные ленты. Уроки по кинокомпозиции  Федора Лебедева можно  посмотреть в Ютубе.

    Еще он интересовался съемками под водой и свою задумку осуществил - снял пару фильмов с подводными съемками. Все это было потом, на протяжении тридцати лет. А тогда, они с братом только начинали свой творческий путь, я же смотрела на них, уже как на великих мастеров, и гордилась дружбой с ними.

- А, правда, что ты создавал мультик Пластилиновую ворону?- задаю вопрос Федору.

- Кто тебе такую байку рассказал?

- Твой брат.

- Ну? Если брат, тогда точно, можно сказать учил ее ходить, эту ворону, - улыбнулся Федя, - толькоя был там не режиссером, а оператором первой части фильма, и снимали ее действительно у меня в студии, где я сейчас работаю в Доме пионеров.

- Здорово! - не скрывала я восхищения.

- Ты талантище….

- Ха, талантище, я только начинаю, вот хочу научиться снимать под водой, - поделился Федор своей мечтой.

- Ой, это же так страшно, вот под воду я не буду проситься к тебе на съемку.

- Так сам еще и не пробовал, но обязательно научусь, - заявил он.

   На том разговор о будущих творческих планах мы завершили. Благо еще не снимал Федя под водой, а потому на суше мне удалось побывать на других его съемках. Например,  на съемке музыкального клипа, они писали Ирину Камбурову. Ой, и замечательно она поет вживую. Открытием для меня было и то, что на телевидении все всегда поют под фонограмму, так как другого совмещения звука и картинки при записи нет.

 

     Много фокусов таит в себе видеопроизводство, и их тщательное соблюдают и хранят телемастера, впрочем,  в каждой профессии есть свои фишки и свои секреты.

      Валентина Фёдоровна тем временем, пока ребята грузили меня теорией и практикой тележурналистики,  съездила в пару командировок, а потом «многостаночно» писала материалы. Работала,  как все мамы-журналистки,   вечерами,  или ночью, когда в доме наступала тишина. Она за свою творческую карьеру создала много интересных и значимых сценариев, на основе некоторых даже были сняты телесериалы, например «Царевна» и большие фильмы.  Ее уважали и хвалили знаменитые друзья и соседи по «Переделкино», где она одно время жила: Пастернак и Чуковский.

     Одна из важных тем для ее сценариев была авария на Чернобыльской АЭС, однако фильм так и не вышел в эфир, уже началось перестроечное время,  и Украина стала самостоятельной. Почему Чернобыль? Потому, что в первые дни после аварии 1986 -1987 годах Миша проводил видеосъёмки на Чернобыльской атомной станции, снимал последствия страшной трагедии, и конечно, ей как маме, которая переживала за своего сына и как  журналисту - есть, что рассказать миру. Однако, правда не всегда нужна и только время все расставляет на свои места. Наверно, до сих пор еще время не пришло!

     Так вот, Валентина Федоровна, как и предчувствовала моя дорогая мама, действительно стала примером для меня в тележурналистике и впоследствии, я немного даже копировала ее стиль письма.

     Но все это было потом…..а в  ту, мою первую поездку в Киев,  происходили и другие замечательные события, которые , напрямую и не связаны с будущей профессией, но запомнились….

     Мы с ребятами часто гуляли по городу, со стороны можно было смело назвать нас -  святой троицей: два высоких, статных, чернявых парня и посередине, взяв обоих под руки, юная особа, в шифоновом прозрачном платье и русыми по пояс волосами. Так мы и прошли по жизни, крепко взявшись за руки на расстоянии, горячо влюбленные в телевидение…


      А розы для меня,  Федя, как и обещал, все- таки собрал….

  В один из дней, когда я вернулась домой во Владивосток,  я получила по почте маленькую бандероль, в которой колесиком была свернута 8-ми миллиметровая кинопленка. Просмотрев ее на свету, я увидела в каждом кадре розы…

 Он, действительно, подарил мне и кино, которое я посмотрела через 30 лет,  и розы, которые до сих пор не завяли и остались в моей жизни....

      Так что, не пренебрегайте правильно выставленной перспективой и точкам пересечения композиционных линий.  В них живут чудеса и рождаются фокусные расстояния, порой, длиною в целую жизнь.