Экскурсия в Куропаты

Андрей Бухаров
На днях, у памятника Якубу Коласу в Минске, встретилась мне группа людей, вооруженная листами бумаги, ручками и телекамерой.

Это оказалась инициативная группа от Белорусского народного фронта, которая собирала подписи под обращением в министерство просвещения.

Целью обращения было включение в обязательную школьную программу экскурсии в урочище Куропаты под Минском, где в годы репрессий было расстреляно много людей.

Я под обращением подписался, однако заявил, что советская история это не только Куропаты.
Если проводить такую экскурсию, то одними Куропатами её ограничивать нельзя, давно назрел вопрос о создании в Минске серьёзного музея истории Беларуси в русский и советский период, с обязательной экспозицией, посвященной братским странам, как бывшим республикам СССР, так и странам социализма от Китая до Кубы.

А разместить этот музей, думаю надо у кургана Славы, оттуда недалеко до Куропатка и Национальной библиотеки Беларуси.

Чтобы проверить жизнеспособность своей идеи, покрылся я в интернете и нашёл весьма интересную статью, которую привожу ниже.

Андрей Бухаров, изобретатель, лауреат ВДНХ СССР.

Корреспондент «Звязды» побывал в Полоцке в гостях у уникального человека, который из своих коллекций создал два музея — «Эпоха Ленина» и «А. С. Пушкин. Взгляд из прошлого». За вход Николай Глебович Панкрат плату не берет, как и за экскурсии, которые сам проводит. Музеи расположены в одном помещении: на двух этажах пристройки к его дому. Он подчеркивает, что они — домашние, а не частные. При этом работают по графику: ежедневно, кроме понедельника и вторника.
«Я — рожден в СССР!»
В коллекции Панкрата более 700 бюстов и памятников Ленину, более 150 — Пушкину, а также сотни — Сталину, Дзержинскому, Лермонтову, Есенину, Высоцкому, Толстому. Он также собирает книги, открытки, марки, значки, даже тематические обертки от шоколада, конфет...
экспонаты музея про Ленина в Полоцке
На самом деле удивительно, что коллекционер не боится показывать экспозицию, о которой мечтают директора многих музеев мира.
 

 
— Денег за осмотр коллекций не беру принципиально, так как считаю, что любой музей — это своего рода храм. А, как известно, вход в храмы — бесплатный. Собираю экспонаты и содержу музеи за свои деньги...
На вопросы, касающиеся его биографии, Николай Глебович сначала отвечал неохотно. Мол, вы же о коллекции писать приехали... А есть повод написать именно о нем, потому что стал первым иностранцем и первым белорусом, награжденным российским Почетным знаком имени Саввы Морозова — за то, что чтит память о прошлом.
Николай Панкрат родился в Дисне в 1953 году. Его мать работала заведующей библиотекой. Она любила Пушкина, могла наизусть процитировать многие стихи. Увлечение матери передалось и сыну...
— Мама, кстати, родилась в день смерти поэта — в Миорском районе, в деревне, входившей в колхоз имени Пушкина. Родители, когда поженились, жили на улице Пушкина, сын мой теперь — в Полоцке — тоже. Я же 45 лет отдал «служению» Пушкину. А бюсты Ленина и все, что связано с СССР, начал собирать, когда почувствовал, что общество меняется. И то, что раньше было, можно сказать, «святым», утратило свою важность, уважение. Собирал и хранил все для души. Но с годами захотелось сделать коллекцию доступной для других, — продолжает полочанин.
Дед Панкрата — из рода Наркевичей, подполковник царской армии. Из Питера сбежал, когда большевики к власти пришли. Офицер в итоге оказался на территории Западной Беларуси...
— Многие из моих родственников пострадали от советской власти. И за что, кажется, мне любить ее? Я люблю свою Родину — СССР! Я — рожденный в СССР. И это не просто красивые слова, а моя жизнь, которую, я уверен, не зря прожил. Я же не могу переписать свою жизнь и забыть Советский Союз. В той стране родился, пионером и комсомольцем был. Вот, кстати, скульптура юного Володи Ульянова, у которой меня принимали в пионеры. В армии советской служил, прапорщиком, и горжусь этим званием.
Без мистики не обошлось...
Работники музея-заповедника «Пушкинские горы», по словам коллекционера, были в шоке от увиденного.
— Сказали, что моя пушкинская коллекция богаче той, что у них есть, — улыбается Николай Глебович.
Разумеется, для него все экспонаты дороги, но есть на самом деле уникальные. Например, скульптура Ленина, сделанная в 1924 году, газеты 1920-х годов, календари... Есть в экспозиции и кубок с «Авроры», скульптура Ленина из здания ЦК ВЛКСМ, бюст вождя, подаренный Николаю Викторовичу Подгорному (в числе прочих должностей он занимал и должность председателя Президиума Верховного Совета СССР. — Авт.), то, что было на даче Брежнева...
Мой собеседник сказал, что оставит меня одного на пару часов. И по моей спине почему-то пробежали мурашки. Всякое было за время журналистской практики, но остаться одному среди множества Лениных, Пушкиных, в том числе и копии его посмертной маски, в компании Маркса, Энгельса и других известных личностей... В этом было для меня что-то мистическое. А вдруг?
— Нет, статуи не оживают. Хотя... — говорит коллекционер. И вдруг среди экспонатов послышался звук! — Ну, что-то упало. Если бы скульптура, звук был бы другой. У меня скульптуры некоторые килограммов 250 и больше весят...
Коллекционера мало кто понимает.
— Если что-то я купил для коллекции, значит, семье меньше денег досталось! Правильно? Сын — в Полоцке, а дочь — в Германии, да не в своем доме, а квартиру там снимает... А я даже за вход в музеи денег не беру... Дети, как и многие другие, не понимают меня, — признался пенсионер.
К сожалению, невозможно описать все, что есть в коллекции. В числе прочих это и экспонаты, посвященные космосу. Ими коллекционер особенно дорожит. Например, гордится тем, что владеет плитой с места гибели Гагарина, установленной в 1975 году. Когда ставили новую, белорусскому коллекционеру и подарили предшественницу. Есть и жетоны города Полоцка за 1870 год, другие раритеты, связанные с Полоцкой землей.
Здесь можно увидеть более 150 старых телевизоров, радиоприемников, радиол — и все работают! Пенсионер слушает на них шлягеры времен СССР и песни Высоцкого.
— На оформление экспозиции потратил примерно два года. Экскурсии начал проводить семь лет назад. Можно сказать, все сделано своими руками. А сколько я перетаскал бюстов и памятников — это же тонны! — говорит коллекционер.
коллекционер Николай Глебович Панкрат
Он не скрывает, что нрав имеет, как говорится, крутой. В частности, поссорился с другом, который ругал власть. Мол, и то плохо, и это...
— А у самого несколько торговых точек и ездит каждый год, да по несколько раз, отдыхать на море, за границу. Я выслушал и сказал, чтобы он больше мне не звонил. Не хочу, чтобы у нас было, как в Украине! — эмоционально говорит пенсионер.
Часто посетители приятно удивляют коллекционера. Некоторые после увиденного поют в музее советские песни. Дошкольник же с большим интересом осмотрел экспонаты, а потом деду своему сказал: «А ты жаловался, что плохо жил, когда молодым был. Вы же так жили хорошо!».
частные музеи Ленина и Пушкина на карте Полоцка
Адрес музеев: Полоцк, ул. Котовского, 18. Изображение сервиса «Яндекс. Карты»
— Уже более 10 тысяч человек из 40 стран посетили мои музеи. И это, несмотря на то, что нет указателя, который бы указывал дорогу к ним. Представители власти обещают, но видно, руки до этого не доходят... А от этого народ страдает, потому что много времени люди тратят на то, чтобы найти мой дом, — озвучил проблему пенсионер.
Кому достанется?
Пожелал Николаю Глебовичу минимум 110 лет жизни, но когда-нибудь его не станет...
Что будет с коллекцией?
Он с гордостью рассказал о внучке, которая учится в Витебском медицинском университете. Внук живет в Германии.
Государству собранное за десятки лет передать? Так это не нужно музеям нашим, ведь иначе и музейные работники когда-то собирали бы то, что валялось на свалках. Могли же в свое время спокойно собрать бюсты и прочее в зданиях обкомов и райкомов... Но ведь никто этого не делал. Я вообще мечтаю, чтобы в каждом более-менее крупном населенном пункте в нашей стране был музей, посвященный СССР. Пока силы будут, продолжу пополнять коллекцию. В этом проблемы нет, а вот места, чтобы все разместить, мало. Продать? Мысли такие бывают. Трудно содержать музеи, где я — директор, экскурсовод, хранитель фондов и уборщик, — рассуждает коллекционер.
По его мнению, другие коллекционеры не спешат тоже что-то показать еще и потому, что нет закона о частных музеях.
Задал вопрос о мавзолее Ленина. В России очень активно обсуждается перспектива похоронить вождя пролетариата.
— Я против того, чтобы Ленина закопали. Вы считаете, что это произойдет в 2017 году? Если да, думаю, что найдутся люди, которые его пожелают «разделить» на части и будут выставлять напоказ, как мощи святых. Но и это неправильно! Пусть Ленин находится на своем месте. Видимо, самому Ленину не хватило земли, которую он отдал народу. А уберут его из мавзолея, будет большая ссора в России, — продолжает коллекционер.
Спросил его и о Боге, когда увидел экспозицию на религиозную тему.
фото Пукшанского в образе Пушкина
— Учитывая, что в музеях показываю прошлое, без таких экспонатов никак. Обидно за то, что церкви восстанавливают, а наши музеи, библиотеки, клубы приходят в запустение. Что-то такое было, только наоборот, когда народ устраивал танцы в храмах, читальные залы, библиотеки там открывали. Не так ли? Видно, история, как и уроки прошлого, мало чему научила, — делится мыслями пенсионер.
Коллекционер заметил мое сходство с Пушкиным. И на несколько часов я стал «живым экспонатом». Николай Глебович решил включить в экспозицию мое фото в образе Пушкина. Эти снимки, автором которых является Антон Степанищев, были напечатаны в «Звязде» в 2003 году. Тогда я был двойником Пушкина у памятника поэту в Витебске. Есть и фото «ожившего Пушкина» с номером «Звязды»...
Александр Пукшанский. Полоцк — Витебск, 21 октября 2014 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://zviazda.by/2014/10/57970