Осе Минде - Фрида Калло

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Осе Минде, ИСКУССТВО КАК АРХИТЕКТОР ДУШИ. Искусство, безумие и терапия,, М ,Издательство  им. Сабашниковых, 2014
Перевод с норвежского Элеоноры Панкратовой

Из предисловия автора:

В течении многих лет меня занимали размышления о целительной силе искусства  и особенно  о том, как  удаётся творческим  личностям в период  душевного кризиса  обращать  негативное в позитивное.
 При написании  данной книги я ставила  перед собой задачу изучить  тот потенциал выздоровления  которым обладают творческие личности. Питаю надежду  внести  свой  вклад  в  осознание  того факта, что искусство  способно  помочь  обрести здоровье.
Очень надеюсь , что в своей книге смогла преодолеть  отвратительную черту,  присущую всем  психиатрам – видеть во всем патологию. Для меня главным было показать многообразие человеческой натуры и способность творчески личностей передавать это  многообразие самыми неожиданными способами. Почти  каждый из нас  рано или  поздно в течении жизни переживают душевный кризис. И некоторые из нас переживают  более глубокий и серьезный кризис нежели остальные, погружаясь в депрессивное состояние.  Искусство  способно  помочь нам начать  воспринимать жизнь с разных  углов зрения  и научить нас  видеть то многообразие  оттенков цвета в жизни, которых мы ранее не  замечали…


    Мексиканская художница Фрида Калло изображала  страдания так, как будто бы на холст с ее кисти  капали капли ее собственной крови . Фрида Калло  родилась в 1907 году.   Когда ей было  двадцать два  года  она вышла замуж за всемирно известного  художника, прославленного автора фресок Диего Риверу, который был  ровно  в два раза старше нее. Позади у него уже было два брака.  Фрида Калло была изящная и красивая женщина. Он была одновременно деятельной яркой, интеллектуальной и чувственной. Диего Ривера был  грузный  и довольно некрасивый мужчина, но его личность обладала почти  магической притягательностью  для женщин Он был интеллектуальным, обаятельным, обладал чувством юмора. В нем было также  нечто глубоко чувственное, и он был прекрасный рассказчик. У них были общие взгляды на жизнь, оба были жизнерадостные люди, чувство иронии и юмор сопровождало их общую  семейную жизнь.
 Фрида Калло и Диего Ривера  оба  были членами коммунистической партии. Именно их политические взгляды и свели их вместе,  за их встречей последовал бурный роман, который длился всю жизнь.  У того и у другого  было множество любовников и любовниц и огромное количество друзей, среди которых было много выдающихся личностей. В 1925 году  с Фридой случилось  несчастье :  она попала в дорожную аварию, которая внезапно изменила ее жизнь. Однажды она ехала на автобусе вместе с одним своим приятелем из Художественной школы, где они учились  Автобус, на котором  они ехали, столкнулся с трамваем. Трамвай проехал сквозь  автобус прямо посредине  и почти полностью смял его. Фрида получила очень тяжелую травму. У нее была сломана ключица и несколько рёбер, сустав  правой  ступни  оказался  совершенно  вывихнутым  и раздробленным. Одновременно было еще  одиннадцать переломов по всей длине ноги. Кроме того было и  была раздроблена тазобедренная  кость. «Сломанный железный прут  токоприемника трамвая  буквально  проткнул ее насквозь»,  пишет американский искусствовед  Хайден Герера  в биографическом исследовании «ФРИДА ». Этот железный прут  прошел насквозь  тело Фриды. За свою жизнь   она перенесла  тридцать две  операции, большей части на позвоночнике и правой ноге.  Ей приходилось подолгу лежать в больнице, у сохраняя неподвижное положение, находясь в  гипсовом корсете. Фрида могла бы  назвать несколько причин, почему она начала заниматься живописью. В связи с открытием  ее? выставки в Нью –Йорке в 1938 она написала :« До 1926 года я никогда не думала о живописи. Все началось с того времени, когда я оказалась в больнице после транспортной катастрофы. Я так страдала, меня так угнетало неподвижное лежание  в гипсе, что я поняла : надо мне найти себе какое-то занятие. Отец обеспечил  меня  красками , а моя мать заказала  для меня специальный подрамник, ведь сидеть я не могла и я начала рисовать »
   Боль, физическая и психическая стала главной темой  творчества Фриды  Калло. Свои ощущения, связанные с болью, она трансформировала в  живописные полотна, но при этом  в ее картинах присутствует любовь к жизни, юмор и фантазия. Она не осмеливалась изобразить  само произошедшее  несчастье, которое  вероятно  было еще слишком близко  стояло рядом, от которого она еще никак не отошла- сама она говорила, что не вставить такое событие в рамки живописного полотна.  Как считает  Хайден Герера  «именно несчастье и его последствия  сделали ее зрелым художником, способного изобразить нюансы собственной  душевной жизни … Ее лицо часто похоже на маску, тело предстает обнаженным , оно изранено так же как и ее чувства. Она  как бы выворачивает внутренности из своего тела  наизнанку, изображает свое сердце  снаружи, рядом с грудью, рисует  искалеченный позвоночник так, как будто  ее фантазия сродни рентгеновскому аппарату или ножу хирурга ….Он  предстает как некий психологический хирург.»( Хайден Герера , 1994 стр 68).
  Фриде всегда очень хотелось иметь ребенка, Мечта о ребёнке и горе  в связи с тем, что она не может иметь детей никогда  не  покидали ее. Она писала \ говорила: «Живопись наполняет мою жизнь смыслом  . Я потеряла трёх детей... Для меня главное – работать.» Для большинство Картин Фриды Калло  характерна раздвоенность. Они демонстрируют ее восприятие реальности как изнутри, так и снаружи, как  изнутри, так и с внешней стороны, как, например, в ее полотне «Две  Фриды» .
 Несмотря на то, что жизнь Фриды в была переполнена болью, Фрида была способна  радоваться жизни, ее картины,  наряды  и  разного рода аксессуары  всегда свидетельствовали о ее хорошем вкусе. У нее было особое чувство цвета, она  умела одеваться и  создавать свой имидж в соответствии с  своими психическими состояниями.
  Прямо перед своей смертью  Фрида Калло записала:» Когда я  вглядываюсь в свою фотографию 1932 года, отец  сфотографировал  меня  после  произошедшего несчастья, то  вижу в моих глазах поле моей борьбы со страданием .С того момента я начала смотреть  прямо, не моргая, не улыбаясь, демонстрируя своим видом, что я буду  стоять до конца «. За несколько дней о смерти она сделала следующую запись « Надеюсь  мой уход будет радостным, и я никогда сюда не вернусь».
  И  действительно Фрида боролась до конца. Карандаш и краски держали ее в этой жизни  и помогли обрести  новый смысл существования  после того ужасного несчастья, когда ее тело оказалось буквально разорванным на куски.
Рассматривая картины  Калло  мы  ощущаем и физическое и психическое  присутствие в них самого автора. Фрида Калло  сумела  преобразовать  свою душевную боль, воплотив ее  в произведениях искусства