Пояс

Людмила31
Пояс - как элемент одежды, всегда был символом разделения. Например, верхнего мира и нижнего - духовного, также и чисто физического тела. Поэтому его во все времена расшивали и раскрашивали в разные цвета.


Цитата:

В мифологии северных народов:
Страну усопших финские предания называли «Северным домом» и помещали «внизу и на севере». В фольклорной традиции народов Северной Скандинавии и Карелии встречается и более точное указание: эта «страна» будто бы находилась в Северном Ледовитом океане или в «море» — «Сарайас». Лингвистами установлено, что «сарайас» входит в число тех слов финских языков, которые находят соответствия в индоиранских языках. По происхождению «сарайас» то же слово, что и древнеиндийское «джрайас» — «течение», «обширное пространство», «широкий простор» и иранское «зрайа» — «большой водный бассейн», «море».

Нельзя, однако, не задуматься над тем, что на территориях, где могли осуществляться контакты между финно-угорскими и арийскими племенами, нет морей и значительных водных просторов. Известный финский ученый Й.Тойвонен полагал, что предки западнофинских народов восприняли слово «сарайас» вместе с «космологическими мифами иранцев». И действительно, в иранской традиции словом «зрайа» определялось мифическое водное пространство Воурукаша, расположенное у великих северных гор (Хара Березайти). Примечательно, что и финское «сарайас» является обозначением не реального моря, а мифического водного пространства на далеком севере.

Отмеченные совпадения, таким образом, вновь возвращают нас к «северному циклу» арийской мифологии и еще раз подтверждают его связь с космологией и религией финно-угорских племен. Согласно «Авесте», душа умершего совершает «путешествие» к мосту Чин-ват.



На Руси Уральский хребет именовался по-разному (само название «Урал» стало употребляться в России лишь во второй половине XVIII в.): «Камень», «Большой Камень», «Столп», «Земной пояс». Еще в изданном Российской Академией наук в 1807 г. географическом атласе Уральские горы именуются «Земным Каменным поясом». Упомянутые названия связаны; по-видимому, с древними космологическими воззрениями угорских племен: Уральский хребет — пояс верховного бога, сброшенный им с неба при сотворении мира; с тех пор «пояс» простирается по всей земле, составляя ее опору, а великие горы (Урал) — «середина земли».

Это снова возвращает нас к древним преданиям индоиранских народов: великие священные горы возникли при сотворении земли, охватывают ее своими корнями и как бы составляют ее «центр». Индийцы, иранцы, скифы называли эти горы золотыми и рассказывали, что там текут золотые потоки, а на вершинах находятся золотые озера. Уральские горы также называли золотыми; в песне о священном Урале, записанной у манси в начале XX в. финским ученым А. Каннисто, говорится о золоте и озере с золотыми берегами на горной вершине.

В изученных современными этнографами и фольклористами сказаниях и поверьях за-паднофинских народов (финны, карелы, эстонцы) и лапландцев (саами) Северной Скандинавии отражены многие мотивы рассматриваемого нами цикла, в том числе «полеты» в сказочную обитель за священными горами. В легендах рассказывалось также о «нижнем» мире, в финских преданиях он часто называется Туонела.

В этом «мире мертвых» жизнь похожа на земную, постоянно светит солнце, земля богата щедрыми полями и обильными лугами. Но надежно сторожит входы и выходы из «страны» хозяин «царства мертвых» мрачный Туони (Дуодна лапландцев). У тех же народов имелись поверия о «священных горах», где обитают добрые духи и ведут счастливую жизнь души умерших; там царят радость и веселье, согласие и справедливость.

«Попасть» в эту горную обитель помогает шаман. Лапландцы верили, что, когда во время камлания шаман лежит без движения, его душа посещает «священные горы» (по материалам, собранным в XVIII — начале XX в. скандинавскими учеными К.Виклундом, Я.Квигстадом, К.Леемом, Э.Рейтерскёльдом и др.).
---

Таким образом, УРАЛ - это ПОЯС по древним преданиям. А также дорога от нижнего мира к верхнему (с юга на север).

Интересно, что с удмуртского языка УРАЛСКЫНЫ - это означает НА-БРОСИТЬ-СЯ. То есть пояс Уральских гор на самом деле был БРОШЕН.

Также УРАЛИ - это филин, мудрый филин....

УР - это огонь, типа ЮР, ЯР => ЖАР.

АЛ - это алый цвет, цвет крови.

Таким образом, УРАЛ - это огненная река (лава) между двумя континентами Европой и Азией, впрочем, сухопутной и очень и очень давно застывшей.

ТУОН - очевидно соотносится со словом ТУН (см. тему "тунгусы") - гадать, ворожить, заклинать по-удмуртски.

ТУОН-ЕЛА - ЕЛЬ (ЭЛЬ) - это народ, люди (см. тему "Елки-палки")

Нижний мир, из которого идёт магия заклинаний, ворожбы и гаданий - ТУ(О)НЕЛА ( похоже на ТУН-НЕЛЬ - вот она этимология слова!)

Таким образом ТУН-НЕЛЬ и ТУОНЕЛА - немного разные названия одного и того же. И имеют очень древнюю этимологию.

---
Цитата:


Происходит от англ. tunnel «туннель», из франц. tonnelle «круглый свод», уменьш. от tonne «бочка; тонна».

тонне;ль часто также тунне;ль (см.). Форма на -о- — из англ. tunnel (t;nl), возм., подверглась влиянию франц. tunnel, судя по конечному ударению; см. Ушаков 4, 827; Горяев, ЭС 371. Первоисточником является ст.-франц. tonnel «круглый, бочкообразный свод» (Гамильшег, ЕW 873).

Происхождение слова тоннель в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

ТОННЕЛЬ (ТУННЕЛЬ). Заимств. в XIX в. из франц. яз., где tunnel < ст.-франц. tonnel «круглый свод».

Кстати, в языке французов используется однокоренное к нему слово tonne – «тонна» (мера веса) и реже «бочка» (хотя чаще в этом значении используется хорошо знакомый всем термин baril).

---
Получается, что ТУН - заклинание - Т - утвердить, УН - формировать - это то же самое, что и ТОН - Т - твердить, ОН - формировать.

ОН (УН) также относится к ЮСАМ (см. тему "Юсы-лебеди" и "Голядь") и имеют значение "много, множество".

ТОН-НА - идёт "упаковывание" множества энергий, вес.

ТУН-НЕЛЬ - идёт "ввинчивание", формирование торсионной структуры, под землёй (нижний мир) или же типа энергетических каналов - туннелей.

ТУН-Д(Ы)РА и ТО(А)Н-ДЫР - имеют общее - энергию огня снизу, или нижнего мира.

ТОН - это также и "ты" по-удмуртски. То есть объект, человек, который находится рядом, напротив ЭГО-Я.

По закону подобия идёт зеркальное отражение, дополнение энергий. Поэтому ТОН (ТУН) "упаковывает" энергию по подобию ЭГО-Я.

В удмуртском языке МОН - это "Я". Таким образом, здесь прослеживается такая же "упаковка" энергий на Земле - МА (МУ).

Такая же "упаковка" энергии рассеивающегося света - РА - идёт и в слове РУНА. Руны помогают ТУНО - шаманам в их заклинаниях.

---
Цитата:


дыра; полаб. dara — то же. Родственно лит. dur;;, d;riau, d;rti «колоть» (Бернекер 1, 201; Брюкнер, AfslPh 39, 2; Ляпунов, РФВ 76, 262). Но Мейе (Et. 252), дыра — контаминация слов *dora (греч. ;;;;) и *dira. Менее убедительно сравнение с лит. dur; «лом, пешня» (Траутман, GGA, 1911, стр. 248), далее — с дверь, греч. ;;;; (Соболевский, «Slavia» 5, стр. 444; ЖМНП, 1886, сент., стр. 148; Ильинский у Ляпунова, там же), наконец, предположение о контаминации *dira (см. дира;) и *nyra (см. ныря;ть); см. Отрембский, ;W 275. Ср. также дира;, деру; (Бернекер, там же).

Происхождение слова дыра в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Дыра;. Искон. Видоизменение общеслав. сущ. дира, в диалектах еще известного, производного от многократного глагола дирати «драть» (ср. сдирать). Начальное ди > ды, вероятно, в результате ассимиляции мягкого д твердому р

---

Интересное наблюдение про обычаи турков (из одного чата).

  В турецком языке есть словосочетание также, как чук(чок) гу (ю) зель (заль). Это означает "шикарно, отлично". В данном случае
чок - это много.

Интересно, что в удмуртском языке чок - значит "кисть, бахрома".

Здесь идёт созвучие, наверное, это очень древнее слово, и изначально означало "много". В удм языке осталось значение "кисть или бахрома", то есть украшение на ткани.
Ну вот как раз на кистях и бахроме МНОГО ниток, собранных в определённой последовательности или в пучке.

Если турок (стамбулец) хочет похвастаться собой, наперебой показывая, рассказывая и угощая чудесами, то эта фраза нужна как воздух. При этом нужно делать характерный жест: сложить руку в горсть пальцами вверх на уровне талии, и слегка покачать вверх-вниз. Особенный шик — еще многозначительно поднять брови, но это для артистических натур. Если вы делаете этот жест достаточно выразительно, то можно обойтись даже без слов. Всем своим видом вы сейчас выражаете «чок гюзель».

Здесь как раз и идёт сборка рук в кисть,
как будто качается кисточка на бахроме.

Раньше турки носили пояса кушаки, обшитые бахромой и кистями. Да ещё и с драгоценными камнями и вышитые золотом.

Раньше пояс считался сакральным предметом, который отделяет верхнее и нижнее, землю от неба, и потому украшался очень богато.
Да, мне кажется ещё, что данный жест с качанием кисти имел также некое предложение, связанное с основным инстинктом. Это также может быть связано со свадебными обычаями.