Цветок белой хризантемы

Виталий Рафиков-Виртуозов
5 декабря 2009 года. Мне всё ещё не верится, что я захожу в
вагон №13 поезда « Казань – Санкт-Петербург», который увезёт меня в прошлую жизнь.
       Локомотив набирает ход, а вместе с ним время стремится в июнь 1969 года. Конечный путь – остановка «Квадрат детства»,
из которого разошлись по всему миру мои одноклассники. Если бы
вы представляли, что я испытывал с приближением к своей заветной мечте – посещения города Гатчина, и встречи с моими
школьными друзьями, то наверно бы поняли моё душевное состояние. Долгое ожидание,  с нарастающей силой,  давит на
психику человека.

                Воспоминание первое.
          В Санкт-Петербурге я был последний раз, с остановкой в Москве, весной 2000 года. Цели моего посещения города на Неве
были: показать красоту Северной Венеции моему старшему сыну
Артёму, и встреча с другом детства – Александром Ревковым. В
Москве мы посетили Красную площадь, ВДНХ, и Московский
Кремль, а так же побывали на знаменитом  рынке страны – «Лужа».


 А это я в Кремле. Ну, вылитый Сталин, только трубки не хватает.
В Кремле мы с Артёмом были в полдень. Надо было рационально
провести время до отбытия поезда в Питер -  нашего конечного пункта  весенних каникул. Для него это было первое путешествие по России, а тем более  в две столицы России.

   

          Мой сынишка немного замёрз, так как в Москву мы приехали утром, а в конце марта на улице было прохладно, даже на Красной площади. Так мы провели время до отправления поезда в Питер.
          Ранним утром мы приехали в один из красивейших городов           мира – Санкт-Петербург, и поэтому нам пришлось коротать на вокзале время, в ожидание встречи с Александром. Позвонив, ему домой, что мы прибыли на Московский вокзал,  я и мой старший отпрыск, пошли к зданию Администрации района, благо оно располагалось недалеко от вокзала. Во время «Великой перекройки», друг моего детства, работал первым заместителем Главы одного из значимых районов города на Неве. По дороге к Александру, дождавшись открытия кафе, мы удалили свой физический голод, и подошли к парадному подъезду. Охрана пропустила нас  по звонку  и указала, как пройти в кабинет.
Так я после долгих лет разлуки встретился со своим другом
юности – Александром Васильевичем Ревковым. Пределам радости не было границ! Саша  оставил свои служебные дела, и отвёз меня с сыном к себе на квартиру в Купчино, на Дунайский проспект.
И расположив нас на отдых, после дороги, вернулся на государеву службу. Я сразу бросился к телефону, и стал поочерёдно набирать номера моих школьных одноклассников, но их квартирные телефоны продолжительно молчали. Звонил  Ирине Серовой, Ирише Кунике и Серёже Бодне, но данные пиратского диска
«Телефоны Санкт-Петербурга» оказались ложными. Только номер
телефона Ирины Серовой бал правильным, но её как всегда не было дома. Я тогда не знал, что она с семьёй жила в Мурманске.
Вечером, после работы приехал Александр. Его жена – Валентина  в это время отдыхала в санатории с внуком, и я с ней так и не познакомился. Так, что у нас собралась холостяцкая команда: я,
Саша и мой старший сын. Мы с другом погрузились вспоминать давно прошедшие дни. Рассказали о своей жизни, о детях и конечно, о внуках. Самое интересное, что первых своих детей – девочек, мы с ним назвали одним и тем же именем – Елена. Вот как бывает в жизни!
   
 
 


      Александр познакомил меня и  Артёма со  своими детьми:
дочерью Еленой и сыном Михаилом, который был назван в честь его брата. Все весенние каникулы я знакомил сына с красотой города на Неве. Мы посетили Эрмитаж. Правда, это был экскурс по его залам в темпе вальса. Эрмитаж нужно посещать не один раз в нашей жизни. Прошлись с Артёмом по Невскому проспекту. 
                Любовались панорамой города с колоннады Исаакиевского Собора, а потом спустились к Медному всаднику. По Неве ещё плыли последние льдины, а наше пребывание в Санкт-Петербурге пролетало так быстро, что всего великолепия града Петра I, за один приезд осмотреть невозможно! Показал я сыну, откуда начался строиться город – «окно в Европу». В Петропавловской крепости мы провели почти целый день.  Всё  смогли посмотреть,  даже услышали выстрелы крепостных орудий, возвещающих приход в  город полдника.



     Сыну понравилось метро. И я рад, что показал ему самый красивый город в мире. Питались мы с ним в дневное время
в маленьких  уютных кафе. А вечером отъедались у Александра.
Его тёща - Мария Ивановна очень вкусно готовила для нас еду.
Очень добрая и замечательная женщина. Жаль. Её уже нет на этом
Свете. Пусть земля ей будет пухом!
      Артёму очень понравился  Военно-морской музей. Он два
часа ходил по его залам, слушая экскурсовода. Бродили по
красивейшим улицам Северной Венеции, наслаждаясь её архи-
тектурой.  Были и на Дворцовой площади у Александрийского
столпа.  Так незаметно прошло наше  пребывание в городе на
Неве.  На Невском проспекте посетили музей восковых фигур.
Завтра наступает  первое апреля – « никому не веря»!  Поехали
в Купчино на ночёвку. Мы многое сегодня  c ним  увидели!       




 В последний день своего визита в Санкт-Петербурге мы посетили
Храм Спаса  на Крови. Шёл холодный моросящий дождь. Было
1 апреля 2000 года. Это был не дождь, а слёзы Божьи! Вечером мы покинули  город – герой Ленинград.
        А впереди меня ждал долгий поиск, на протяжении девяти лет, моих школьных друзей из «10» А–класса, друзей из «Квадрата детства»!

           Хорошо, что  попутчица по вагону оказалась умной и  разговорчивой женщиной. За долгим разговором, под стук колёсных пар, ко мне постепенно стало возвращаться уверенность и спокойствие. Значит, до Питера я доеду! А время идёт вспять. Стрелки часов двигаются вокруг своей оси  в  обратном своём направление, ускоряя обороты. Всё! Они замерли и остановились.
«Здравствуй, любимый Ленинград!»: прозвучало во мне. Медленно иду по перрону и вглядываюсь в лица встречающих людей. Правда
я уже знал, что Ирина ждёт меня у локомотива. Вот и она!
               Я слишком долго ждал этого момента – встречи с моей одноклассницей, которой я в течение трёх лет, названивал  на её  домашний телефон. Но однажды гудки прервались, и я услышал Иринин голос, который не слышал много – много лет. Наш первый диалог продолжался  более двух часов! И я думаю, что он будет продолжаться, целую вечность!
                Каждого из  нас, захватила в свои паутины повседневная жизнь, со своими минутами счастья и минутами горя. Года летят стремительно, вместе с планетой под названием -  Земля!               
       Сегодня 6 декабря 2009 года.  И я стою на перроне с Ириной!  На вокзале  встречала меня только она – элегантная и красивая
женщина! Меня переполняло чувство радости, словами это  передать невозможно! А цветок белой хризантемы окончательно
ввёл в  состояние замешательства. Откуда ей было известно,
что это мои самые любимые цветы – белые хризантемы. Мне
никто и никогда не уделял такое нежное внимание. Как приятно!
Мы медленно пошли к выходу  вокзала, и я чувствовал, какая энергия сопровождала  меня, всё  время, которое я провёл  с Ириной, в первый день пребывания с ней, на улицах Питера.

  Мы отъехали от Московского вокзала на шикарном джипе за рулём, которого была прекрасная фея, она элегантно управляла машиной, и при этом рассказывала мне историю улиц Северной Венеции, по которым Ирина везла меня на Васильевский остров.
Она показывала мне великолепие города, и как профессиональный
гид знакомила меня с  памятники зодчества,  любимого с детства  города Ленинграда, я слушал её внимательно, как ученик слушает своего любимого учителя! Незаметно, за разговорами, приехали на Васильевский остров, к берегу Финского залива. «Ты привезла  меня на мою Родину»: сказал я Ирине, и, не прерываясь сам же ответил, не дав ей возможности задать вопрос, на мою странную фразу. «Финский залив впадает в Балтийское море, а в нём есть маленький  остров Хийумаа, где я родился»: с волнением закончил  свой монолог.




                Воспоминание второе.
              Помню, вначале лета 1967 года  Тамила Алексеевна сделала нашему классу замечательный подарок – поход по красивейшим местам Ленинградской области. Одним из пунктов нашего незабываемого было побережье Финского залива. На его песчаном берегу, среди вековых сосен, мы разбили свой лагерь.
Установили палатки и заготовили сухие сосновые ветки для костра,
и дружно побежали к  заливу. Особенности этого чуда природы заключалось в том, что от начала береговой линии можно было пройти вглубь залива на пол - километра, и морская вода нам
доходила до колен! Мы долго ходили по прохладным водам Финского залива, любуясь красотой белой ночи. Потом разожгли
костёр и  сидели, греясь вокруг него. Это не забывается никогда!

                По улице  Кораблестроителей Ирина довезла меня                до дома, где я буду жить  до отъезда в Казань, целую неделю.
Я очень благодарен ей за гостеприимство! Двери открываются и...

               
               



 Квартира была в идеальном состояние. В ней было всё, что
необходимо для комфортного проживания. Ирина быстро ознакомила с ней, показала где, что находится, и уехала встречать дочь из гимназии.
      Сейчас я сижу в её квартире, и как маленький ребёнок жду прихода Ирины. Но до  этого, в  ожидание,  я обзвонил всех моих одноклассников, которых мне удалось разыскать, в лабиринтах времени, по телефону. Самый первый звонок я сделал, неожиданно               
захворавшей  Ирине Камалетдиновой (Кунике), правда, она уже
знала, что  «земляк» из Казани приехал в Питер. Главным в нашем разговоре было её скорейшее выздоровление. Дав Ирише совет,
ускоренного лечения, мы пожелали друг другу скорой встречи.     Так же наметили дату нашей встречи со всеми, кто знал о моём приезде. Днём «Х» выбрали четверг – 10 декабря 2009 года!
На второй мой звонок ответила Наталья, жена сына Людмилы Бураковой  (Вагиной), которая вежливо сообщила, что свекровь
будет дома через два часа. Но мне не пришлось так долго ждать
звонка.  Вскоре заиграл мой мобильный телефон, и мы с Людмилой
стали уточнять нашу общую встречу. «Кроме вторника»: лаконично ответила она. Потом я  пересел за городской телефон и
мы ещё долго говорили с ней о жизни. Осталось связаться с Евгением Русиновым и Ниной Певной. Но прежде я позвонил самому младшему из нас – Сергею Бодне. Он не может встретиться с нами.  Сергей проходит длительную реабилитацию после болезни. Трубку подняла его супруга Светлана. Голос её звучал спокойно и я понял, что с Сергеем разговор сегодня состоится. « Как твоё самочувствие? Есть ли положительный результат в борьбе с недугом?»: спросил дипломатично. « Да! Небольшое улучшение чувствую»: прозвучал голос, ещё больного человека. Мне пришлось деликатно подготовить его к дальнейшей информации, которую Сергей услышит от меня. Я обещал, что ему передадут мои школьные воспоминания. Сергей обязательно их прочитает. И я верю в это! Да поможет ему Бог, в  скорейшем выздоровление!
      Как я говорил ранее, что приехал в Питер в воскресным днём,
а это значило, Евгения Русинова я увидеть не смогу. Он живёт
в Гатчине и мне пришлось сбросить на его мобильный SMS-ку,
чтобы он передал свой рабочий телефон. Евгений сразу сообщил
номер, а это значит, что с ним поговорим в первый рабочий день недели – понедельник. Домашний телефон Нины был одинок в её квартире, и дозвониться я не смог. Пора ложиться спать.
      Программу на сегодня была выполнена мною на 99%! Какой я
молодец! Конечно, это плохо самого себя хвалить, но в уютной квартире – это можно, тем более в полном одиночестве. О
моей мысли  никто не узнает. Ну, пока не узнают! А узнают, то
простят, как простили меня «зазнаваху» в школьные годы.

                Воспоминание третье.                Случилось это на тренировке по баскетболу, которую проводила                Зоя Степановна. Я с неуважением комментировал игру
ребят, за что позорно был выдворен из спортзала домой.  Дома  осознал своё поведение и зазнайство. Даже заплакал от переживания, но нашёл в себе силы и вернулся на тренировку.
«Ребята, я больше никогда в жизни не буду так поступать. Простите меня, пожалуйста!»: сказал я, и Зоя Степановна разрешила мне остаться в зале. Это случай стал уроком на всю мою жизнь! С тех пор «Я» для меня, последняя буква алфавита. Вот так!


              Позвонив в Казань, и пожелав всем моим деткам и супруге
спокойной ночи, лёг спать. Так давно мне не приходилось спать
в одиночестве и тишине, и тем более в любимом городе!
        Утром, в понедельник, прошёл целый квартал по острову
узнавая расположение торговых точек. По пути сменил симку
на «сотике», с казанской на питерскую, чтобы позвонить Нине,
а так же для экономии  единиц на мобильном телефоне. Позвонил.
Разговор был не долгим, но результативным. Она может
встретиться со своими одноклассниками в любой день, кроме
пятницы. Вот и закончилась подготовительная работа к
долгожданной встречи! Получилось, как у Дюма – старшего.
 « Сорок лет спустя!». В декабре в Питере короткий световой день, поэтому я прогулялся до Финского залива. Сделал несколько
снимков: водного пейзажа и городского. На Васильевском
острове вырос кусочек Европы – современной, конечно.




   Так закончился второй день моего пребывания в Северной Венеции, и я медленно пошёл в «свою тихую гавань» коротать               
 одиночество, вспоминая прошедшие годы. Беру ручку,  листы
бумаги и пишу воспоминание, которое незабываемо!

         
.
   
                Воспоминание четвёртое.                Сколько своих сил и любви к нам отдала наша, всеми любимая,
Тамила Алексеевна Серов, чтобы мы стали широко образованными людьми! Она постоянно и системно совершала, со своими воспитанниками, экскурсии в музеи, а так же посещения спектаклей театров города Ленинграда! Только один лишь «Эрмитаж» нами был исхожен вдоль и поперёк! Я только сейчас
могу понять, сколько духовной красоты мы получили от
шедевров мирового исскуства размешённых, в некогда царских
палатах и залах. Все музеи, которые существовали в то время,
наш класс посетил благодаря Тамиле Алексеевне. Она вложила в наши юные души частички своего сердца! Светлую память о
Тамиле Алексеевне Серовой мы сохраним до конца своей жизни!

             Придя «домой», я взял свою записную книжку, и позвонил
всем тем, кому собирался позвонить, находясь ещё в Казани. Пер-
вым делом позвонил дочери нашей учительницы Ольги Михайловне Ашмариной – Людмиле. Она сообщила, что её мама приедет в Питер 3 января 2010 года. Потом позвонил другу моего старшего
брата – Владимиру. Он был рад моему звонку, и предложил встретиться на следующий день – во вторник. Как давно я его не видел, и был очень рад встретить этого замечательного человека
через десятки лет, с тех пор как все мы покинули Городок. Утро
вечера мудренее! А может быть вечер, иногда мудреней утра?
Интересный вопрос, но я не философ. Будет день, он всё и рас-судит! Наконец мои сны стали явью!
                День третий пребывания на берегах Невы прошёл великолепно, не считая маленькой ошибки при пересадке с одной линии на другую в самом глубоком, в мире метрополитене. Как и
договаривались с Владимиром, наша встреча прошла в назначенное время и с большим эмоциональным подъёмом! Друг моего брата
встретил меня радушно, несмотря на свой загруженный рабочий
день. Владимир выглядел очень солидно, как и полагается людям
его профессии. Мы сидели в уютном кафе и вспоминали давно
прошедшие годы нашего детства. Но время встречи незаметно
подошло к своему завершению, и крепко пожав друг другу руку,
я и Владимир разошлись своими дорогами, чтобы встретится
когда-нибудь вновь. Думаю это не последняя наша с ним встреча!
      Время неумолимо быстро летело. Я уже опаздывал к Ирине
на званый обед. Спустился в «подземку» и поехал к ней домой,
только вот название станции, впопыхах, перепутал. Еду себе счастливый, с надеждой о скорой встрече с Ириной, а потом
замечаю, что я перемещаюсь под землёй в обратном направление от моего конечного пункта назначения – станции метрополитена «Петроградская». Я ехал не к ней, а от неё! Быстро покидаю вагон, пересаживаюсь в другой, и двигаюсь уже в правильном направление. Подземная дорога несла меня к долгожданной встрече!  Ирину я не видел два дня. Они показались мне вечностью!                Поднявшись на проспект Каменностровский, звоню ей: « Я на «Петроградской». Получив от Ирины указания моего дальнейшего движения, дохожу до Новогодней ёлки. Опять делаю контрольный звонок, и получив последнюю подсказку, подхожу к заветному подъезду. Я нажимаю кнопку домофона и после волшебных слов: «Сим-Сим откройся!», открываю входную дверь. Слава Богу, я добрался! Ирина встретила меня с Иннокентием, красивым персидским котом. Она сказала: « Зови его просто Кеша», а потом стала знакомить со своей квартирой, предупредив заранее за строительный беспорядок, после ремонта потолков. Я, как профессиональный строитель, не обращал на внимание на складированные стройматериалы. Но главным для меня был архитектурный шедевр её квартиры. Представляю законченный вид местожительства Ирины и её детей! На этих мажорных нотах я заканчиваю описание квартиры, и перехожу к цели моего визита – званому обеду.
        В просторной кухне – столовой витал запах украинского
борща, а за окнами простиралась история  Государства
Российского! История возникновения на Заячьем острове града
стольного – Санкт - Петербурга! Великолепный вид города на Неве открывался за окнами кухни! Завораживает! Да ещё вкусен
был борщ! Я такую вкуснятину ел много лет тому назад на
Украине, в Винницкой области. Ирина, мне кажется, вложила
всё своё мастерство и талант, в это блюдо! А сам  поначалу ей говорил: « Ирина! Ты мне такую полную и большую тарелку
с борщом принесла, что я наверно всё не съем».  «Съешь, ещё
как сеешь!»: ответила она. Неожиданно Ирина удалилась из
столовой и принесла целый архив фотографий, почти полу-
вековой давности. И мы погрузились в мир, запечатлённых
мгновений нашего детства. Такие трогательные сюжеты, для наших сердец, сохранили чёрно-белые снимки!
      Но главным событием званого обеда стал не украинский борщ,
а то, что Ирина по записной книжке своего папы, нашла  телефон нашего одноклассника. И зовут его - Станислав Борщёв.
Вот и мистика, какая! Стас живёт сейчас в городе Воронеже,
и мы сразу позвонили ему. Его голос я и Ирина узнали сразу. Та же тональность и тембр голоса Стаса звучала  в трубке телефона.
Так здорово, что нашёлся ещё один наш с Ириной одноклассник!
Станислав полковник в отставке, кандидат технических наук и
Лауреат премии Ленинского комсомола! Вот каким стал сейчас наш друг детства! Да разве мог он быть другим человеком,
родившейся в семье боевого офицера  в День Великой Победы
над фашисткой Германией-9 мая!
    Время пролетело быстро. Скоро будет полночь. Ирина любезно
помогла мне добраться до Васильевского острова. Мы ехали по
ночному городу, который сверкал разноцветными огнями освещения  улиц и мостов, предновогоднего города. Поражала
подсветка  архитектурных памятников Северной Венеции!
Ночной Питер был великолепен! 
               
            В машине звучала приятная музыка, как по заказу пела Патрисия Каас. Я был счастлив!
       Прошёл ещё один день моего пребывания в городе  на Неве.
И я впервые  за последние два месяца  спал, не просыпаясь до самого утра. Вот вам и украинский борщ!
           Среда, есть среда. И прошла она средне. Единственное событие этого дня, которое принесло радость и волнение, была встреча с Евгением Русиновым. Она прошла в офисе, где он работает. Мы с ним пообщались около часа. Больше не позволяла работа Евгения, и я его понимаю. Ведь в бизнесе дорога каждая минута. На прощание мы попросили коллегу  моего друга – Юлию, сделать пару снимков на память. Попрощавшись, я поехал «домой». По вечернему городу, я тихо шёл к ближайшей станции
метро. Вот и Джона увидел! Как приятно увидеть друга, хотя и
седого, но зато живого! Сажусь в вагон метрополитена и еду
до станции «Приморская». По пути захожу в магазин и покупаю
себе скромный набор продуктов на ужин.


                Воспоминание пятое. 
В  нашем Городке постоянно происходил «круговорот» семей
офицеров Советской Армии. Одни приезжали надолго и, дослужив положенный срок, покидали её славные ряды. Другие же, прослужив несколько лет в нашем уютном и образцовом Городке,
покидали его, уезжая на новое место службы.
        Однажды в наш дом №20 приехали новые жители.  Это была семья Русиновых, у  которой было два сына: старшего звали Николаем, а  младшего – Евгением. Они поселились на первом этаже, в четвёртом подъезде, нашего дома. В доме, где мы жили
находились сразу три  учреждения: почта, промтоварный магазин
и детская поликлиника. Извиняюсь! Я отвлёкся. Продолжаю своё
воспоминание.
     Евгений был нашим ровесником, и естественно в нашем классе появился новый ученик. Он был небольшого роста, плотного тело-
сложения, но главное Женя носил очки. У нас в классе до него не
было «очкариков» среди мальчиков. Но мы никогда не называли
Евгения этим словом, на протяжении всех школьных лет.  Он был
очень добрым и общительным человеком. Женя сразу влился в
наш класс, словно учился с нами с первого класса. Самое главное
заключалось в том, что с его приездом в школе появился новый
фотограф. Во многом, благодаря Евгению, у всех ребят и девочек
нашего класса, сохранились чёрно- белые фотографии, на которых
запечатлена наша жизнь в Городке. Спасибо, тебе Джон! Так ласково звал Евгения весь наш 10 «А» класс.

   
            Уже темнело и на улицах Санкт-Петербурга загорались огни освещения. Что будет завтра? Я ёщё не знаю, но планы на этот грядущий день моего пребывания в Питере, должны стать самыми важными и долгожданными в моей жизни! Днём исполнения моей давней мечты и моего человеческого долга.
Но об этом событие, я вам расскажу завтра, как говорится:
« Будет день, будет пища!». Сейчас эта пословица звучит по-современному: « Днём и ночью будет пицца!». Но я пиццу в
этот вечер не ел, а просто зашёл в магазин, по пути «домой»,
и купил «холостяцкий набор» на ужин. Это такие продукты
питания, которые сами залетают к тебе в желудок, без всякого приготовления! Так спокойно и тихо прошла среда…
 

                Четверг. 10 декабря 2009 года
            Вот и настал долгожданный день. Слава, Богу! Он прошёл
замечательно, правда, не без приключений, о которых я расскажу
немного попозже. Сейчас мой рассказ будет о главном событие
декабря 2009 года.


               

           Заранее, договорившись, я встретился на станции метро
 «Автово»  с Людмилой и Ириной Кунике. Первой к 10 часам пришла Люда. С ней мы не виделись 37 лет. Наши пути пересеклись последний раз случайно, на одной из вечерних улиц, тогда ещё города Ленинграда. Я уезжал поездом с Московского вокзала
в Москву, а далее в Казань. Заканчивались зимние каникулы у
студенчества СССР. Людмила шла одна. Был тихий зимний вечер,
но знакомое мне лицо, сразу узнал среди прохожих. Мы обменялись
с  Людмилой приветствиями, и разошлись в разные стороны, чтобы встретиться вновь почти через полвека!
       Узнали друг друга сразу. Она стояла в вестибюле станции метро и хотела мне звонить с мобильного телефона, но я её опередил, так как стоял напротив  Людмилы, и сразу подошёл к ней. Как здорово встретить одноклассницу, после долги лет
разлуки! Люда выглядела солидно и обаятельно. Простота и
галантность её общения меня подкупили мгновенно. Мы, как
будто и не расставались! Первоначально место встречи было
выбрано нами на платформе станции, но потом оно перенеслось   
из под земли в её входной  павильон. Ирина, наш «заводной»
человечек, задерживалась.  На то была причина, но и она скоро
появилась, извиняясь за опоздание. Что тут началось! Это надо  было просто видеть своими глазами, какая энергия и радость                исходили от Ирины! Словно внутри  станции метро «Автово» начался праздничный салют! Плюс ко всей этой феерии, она в руках держала два увесистых пакета, наполненных трапезой.
Ну, прямо Матушка- Забота, а не Ирина Кунике! Поболтав немного, и наговорив приятных  комплиментов, наша дружна
я троица вышла на проспект Стачек. Минут через пять к нам подъехала  на большом джипе Ирина Серова, и не одна. Она по
пути захватила с собой Нину Певную, которая все- таки решилась
поехать  вместе с нами в Гатчину на кладбище, где покоятся родители Иры, где покоится Тамила Алексеевна Серова. О, Боже! Я не во сне, а на яву  смогу побывать на могиле моей второй мамы.
       Ехали мы в город Гатчина, преодолевая автомобильные пробки, связанные с авариями на трассе. Даже стали очевидцами
гибели пешехода, сбитого на смерть машиной. Картина была не
для слабонервных людей, и поэтому мы особо не рассматривали место страшной аварии. Машина медленно двигалась к Красному Селу. Вот и оно – Красное Село. Мои милые женщины, проезжая его, начали вспоминать прошедшие года, и места, где они раньше жили, работали и любили! Проехав Красное Село по проспекту Ленина, мы попадаем в сказочную зиму. По обочинам дороги стоят деревья, покрытые снежным инеем.  А в Санкт-Петербурге нет ни одой снежинки. Нам хорошо и тепло в просторной машине. Ехать
осталось недолго.


                Воспоминание  шестое.                Однажды, когда мы были ещё пионерами, случилась трагикомическая история. Наш пионерский отряд возвращался
домой  из Ленинграда. Наш класс, пионервожатая и Мария
Фёдоровна Бурасова  участвовали  во Всесоюзном празднике –
- Дне пионерии, который проходил 19 мая. Так вот, что с нами
произошло.
         Едем в автобусе и поём пионерские песни, как вдруг кто-то
Закричал: «Пожар!». И впрямь, вдоль обочины шоссе, с правой стороны полыхали огненные языки. Дым стоял сплошной стеной!
Наш автобус резко остановился у края дороги. Мальчишки, а за
ними и девочки бросились тушить пожарище. Сбивали огонь ветками, топтали горящую сухую траву подошвами своей обуви.
Мы старались не подпустить огонь к кустарнику. Наконец нам удалось потушить все очаги пожара! Довольны и уставшие, перепачканные сажей, дружно возвращаемся на свои места в
автобус. Все ребята думали, что совершили пионерский подвиг-
- спасли природу от огня! Про нас обязательно должны были бы написать в газете «Пионерская правда», примерно так: « Вчера,
19 мая 1963 года, пионерский отряд Войсковицкой восьмилетней школы №2, совершил настоящий подвиг! Они потушили пожар
на Киевском шоссе между городами Ленинград и Гатчина. Вся
страна гордится вами, пионеры!». Но на самом деле наш дружный отряд, только навредил передовым колхозникам, которые из-за своей лени, просто взяли, да подожгли сухую траву под пашню.
Было до слёз обидно, что подвиг не состоялся.

           Так, за воспоминанием, машина с прекрасным водителем,
въезжает в  Гатчину. Здравствуй, город нашего детства!


 Мы ехали по его улицам и смотрели по сторонам. Людмила стала
нашим гидом, потому что она часто бывает в Гатчине. Здесь живут её папа и младшая сестра Ирина. Немного поколесив по
по кварталу «старого» города, наша дружная пятёрка приехала
на центральный  рынок. Нам нужно было купить цветы, чтобы
потом поехать на городское кладбище.
      Через старинные, арочные ворота мы зашли на его аллею.
Прошли мимо «Храма всех Святых», ещё не отреставрированного,

и направились к могиле. Но проход к ней был закрыт оградами
соседних захоронений. Ирина вела нас через эти преграды.  И
нам осталось сделать последнее усилие -  отрыть,  вмёрзшую

в землю,  калитку ограды. Сейчас я сделаю всего один шаг и…
«Вот, я и приехал к Вам, Тамила Алексеевна!»: прозвучало в моём сердце. Вы не представляете моё душевное состояние и мои чувства. Я выполнил свой человеческий долг! После минуты молчания, каждый из нас возложил к стеле живые цветы алые розы и белые хризантемы. Как и полагается, все присутствующие, помянули замечательных людей: Тамилу Алексеевну и Петра Васильевича Серовых. Царства Вам Небесного! А я стоял,  и молча, смотрел на гранитный портрет дорогого мне человека, рано ушедшего от нас.  « Ты  прости, меня мама, что твой «блудный» сын так долго не приходил к тебе»: мысленно
говорил я. Думаю, мои слова были услышаны ею, и в знак ответа
с небес стали падать, кружась, мелкие снежинки на наши головы. Уже стало темнеть, и мы, трижды поклонившись в знак почтения,
пошли по аллее к выходу. Да! Забыл рассказать, как только наша дружная « пятёрка» вошла за ограду  памятника, то откуда не возьмись, появилась пара красивых, и упитанных котов. Они были вместе с нами всё время, и ушли так же незаметно, как и пришли.  В этом есть какая – то мистика. Не правда ли?
       Замёрзшие, но выполнив святое дело, мы сразу поехали в Питер.
 Вот здесь нас и ждало неприятное событие. За разговорами, подъезжая к железнодорожному переезду, наша очаровательная авто леди, не заметила мигающий сигнал семафора. Джип остановился у рельсов и был зажат шлагбаумом, который
опустился прямо на крышной багажник. Ирина хотела сдать назад,
но не тут – то было! Машина оказалась зажата между небом и землёй. И как это бывает в кино, откуда не возьмись, словно он
нас ждал, появился сотрудник ГАИ. Он потребовал у Ирины права.
На своей шкуре испытал последствия данного нарушения ПДД.
А в это время, быстро подошедший смотритель переезда, руками
приподнял шлагбаум, и по приказу «гаишника» нам было велено припарковаться на обочине дороги. Что Ирина и выполнила.
откуда не возьмись, подъехал ещё один ДПС – ник, старший по званию, и Ирина пошла в его автомобиль на разбор  « полётов».
Мы все молились, чтобы у неё не отобрали права. Толи Бог нас услышал, толи  «гаишник»  оказался «правильным» сотрудником,
нашей доблестной милиции, но права  у Ирины он не забрал! «Гаишники» ведь то же люди! Вот так мы покидали Гатчину.
  Обратно ехали по другой дороге, которую нам показывала Ирина
Кунике. К ней домой нас отвезла её тёзка, в гости. Меня и Людмилу,
ну и конечно гостеприимную хозяюшку. Сама же Ирина вместе с
Ниной  поехали по домам. Я немного отвлекусь от последователь - ного повествования, и расскажу ещё об одном курьёзном ДТП, которое случилось утром в четверг. Если коротко, то Ирина
Камалетдинова задела своим «Фордом», небрежно припаркованный минивэн «Мерседес». Она просто не почувствовала, что слегка его задела по переднему бамперу. В конечном итоге эту «аварию» в итоге « разрулил» её сын Константин. Всё закончилось, слава Богу,
хорошо.  А я продолжаю прерванный рассказ, как мы гостили у Ирины Кунике.
       Втроём мы поднялись на третий этаж, где живёт она с
сыном и невесткой. Вечер провели великолепно! Весело, как и
полагается друзьям. Я познакомился с Константином, который
на прощание запечатлел нас на фотокамере, на память о нашей встрече на Бульваре Новаторов, в  доме № …

Время было уже позднее, и мы с Людмилой, расцеловав хозяйку,
поехали по « домам».
          На улице падал мелкий снег. Было красиво, как в кино. Вдвоём
мы шли по вечерней улице до ближайшей станции метро. Так, роман-
тично, заканчивался мой самый главный день пребывания в Санкт –

- Петербурге. Спасибо вам, мои любимые одноклассницы, за радушный приём и заботу, которую вы уделили мне!

                Воспоминание седьмое.

                В старших классах мы часто самостоятельно ездили в Ленинград. Об одной из поездок я хочу вам рассказать. Правда
до  Балтийского вокзала наша компания не доехала, а вышли на
 платформе «Красное Село», куда переехали  жить, в одноимённом пригороде  Северной столицы, Ирина Кунике с родителями и младшим братом Владимиром. Их трёхкомнатная квартира распо-
лагалась в новом пятиэтажном доме на Гатчинском шоссе.  Был
какой – то праздник, сейчас даже и не помню, но думаю, что Ирина
пригласила нас просто на дружескую вечеринку. Её родители, очень
интеллигентные и гостеприимные люди, встретили  друзей дочери
замечательно! Отдохнули мы великолепно, да так загуляли, что пришлось всей весёлой компании остаться у Ирины с ночевкой.
Кто там был, тот должен помнить! А были в гостях у неё: Слава
Мякущенко, Сергей Залкин, Володя Шумов, Сергей Бодня, Ирина
Серова, Лида Шевцова и я. Большая получилась компания! А утром
все дружно, попрощавшись со всеми жителями уютной и просторной
квартиры, поехали на электричке в Гатчину, и далее на автобусе в Городок. Всё прошло классно! Такое не забывается! Конечно, все подробности я не буду упоминать, но Красное Село тот день
пережило спокойно.

             Сегодня, уже пятница. В Питере ночью выпал снег, слегка
закрыв собой газоны и асфальт тротуаров. Решил, на этот день
не строить никаких планов.  Утром  позвонил Евгению, которые обещал проводить меня в Казань.  Пообщался по телефону с
обаятельной Людмилой, и попросил её передать, в Гатчине, мои
воспоминания « Квадрат детства», так как сам не успел это сделать. А очень жаль.  Ближе к вечеру, вышел в город. Надо было
ещё купить сувениры для детей и супруги, а так же коллегам по работе. Всё всем купил. Думаю, это будет хорошие презенты,
привезённые мною из Санкт – Петербурга. В дорогу купил набор
вкусного и лёгкого питания и пошёл коротать последний вечер          моего пребывания на Васильевском  острове. Одиночество угнетало,
но завтра наступит день, и я уеду в далёкую Казань. Мои друзья
прейдут провожать на Московский вокзал Питера.


                Воспоминание восьмое.

     С Московского вокзала города  - героя Ленинграда, меня однажды
уже провожали летом 1971 года мои друзья – курсанты: Сергей
Залкин, Слава Мякущенко, Володя Шумов и Виктор Фесик. Они
Проводили они меня тогда прямо до Казанского вокзала Москвы!
         Дело было так. Бравые курсанты  Ленинградского высшего
военного политического училища отбыли в очередной отпуск, после
окончания второго курса учёбы. И произошло совпадение. Мы все ехали в одном поезде до столицы СССР. Доехали без приключений.
А вот день и ночь, проведённые нами в Москве, были проведены
весело. Какие мы были бесшабашные в молодые годы!
   Как и договаривались, ближе к вечеру, наша компания встретилась
у входа в Малый драматический театр. Вы думаете, что мы пошли в
театр, посмотреть спектакль? Ошибаетесь. Наша дружная компания
отправилась в ресторан «Арагви». Посидели в нём хорошо! Дальше
поехали в кафе «Метелица», где заказали только пиво в кружках,
которое не оставило пустого места на нашем столе. Официант был сильно удивлён, увидев как, мы их быстро опорожнили. В тот жаркий
день августа 1971 года, курсанты и один студент выпили прилично,
но, несмотря на это, все благополучно добрались до Черёмушек,
где жила бабушка Шумика. Ночевали все у неё, кроме Фесика. Он
уехал к своей невесте – москвичке. Утром Володина бабуля отпоила нас рассолом, и мы сразу приобрели человеческий образ. А мне уже
скоро надо было покидать Москву.  Друзья проводили меня  до Казанского вокзала, откуда фирменный поезд « Татарстан» отбывает
в Казань. Помню, Сергей Залкин сказал с юмором: « Ну что, Виталий!
Где твой «Татарчан»?». Мне было приятно, ведь рядом со мной были
ребята, с кем я проучился все десять школьных лет, от первого, до последнего звонка! Вова  Шумов, Серёжа Залкин и Слава Мякущенко-
- замечательные воспитанники нашего Городка – «Гатчина-3»!


               Я многого не успел выполнить из того, что запланировал в
этой скоротечной поездке. Но жизнь продолжается! И как хорошо,
что я перепутал  время отправления моего поезда. У меня появилось
возможность познакомиться с детьми Ирины: Сергеем и Дашей.
Прекрасные, воспитанные и умные дети! Мне принесло большое
удовольствие общение с ними. Да, хранит их Господь! Но пора
ехать на вокзал, где нас будут ждать Людмила, Евгений и Ирина
Камалетдинова (Кунике).

             Когда мы уже подъехали к Московскому вокзалу, то надо
было найти место для парковки машины, естественно бесплатной.
Только заприметили удобное местечко, и хотели туда поставить
джип, как там появился эвакуатор. Слава, Богу! Неприятность
прошла стороной, а чью – то машину на наших глазах погрузили и
спокойно увезли на штрафную стоянку. Ох, и не завидую я его хозяину. Пришлось Ирине ехать на платную парковку у вокзала, со   стороны Лиговского проспекта. Молодой охранник любезно указал нам очень удобное место, прямо у входа на вокзал. Джип остановился
и его двигатель обрёл временный покой. Тут же сразу, как по команде
к машине, с обеих сторон, подошли цыганки. И начали, что – то        по - своему бормотать, но я и Ирина выдержали паузу, мило и непринуждённо разговаривая друг с другом. Дети степей, поняв что
им здесь ничего не светит, оставили стального коня в покои.  Мы
 сразу вышли из машины и направились на вокзал. Цыганки больше в
нашу сторону не смотрели! Наверно почувствовали нашу энергетику.
          
.
Нас уже ждали в зале наши одноклассники у памятника Петру I.
Они провожали меня 12 декабря, до вагона №12. Опять мистика!
На прощание мы  сфотографировались на память, и пошли к
вагону. Ирина Кунике, как всегда принесла мне в дорогу целый
набор продуктов питания.  Ей это сделать было очень легко, так
как она снаряжает провиантом корабли  экспедиций в Антарктиду!
А меня уж она загрузила основательно, да ещё в придачу сувениры
моим домочадцам подарила!  Евгений, зная мои увлечения, подарил
мне на память диск «THE BEATLES ANTOLOGY». Попал в «яблочко»!
Людмила, так же преподнесла презент!  Главный подарок я получил
от Ирины Серовой! Огромное, огромное счастье! Спасибо всем!



         Ещё какое – то время, мы общались на перроне. Минуты
расставания  всегда получаются и радостными, и грустными.
Но я испытывал больше радости, чём горести ведь, мне довелось, встреть моих  любимых  с детства друзей. Честно говорю на весь мир: « Горжусь вами! Вы стали замечательными людьми!». До
отправления поезда остались считанные минуты, и расцеловав всех
я зашёл в вагон. Теперь нас разделяет только вагонное окно, но поезд
трогается, увозя меня от моих одноклассников, которых я не видел
почти сорок лет. Я говорю всем: «  Досвидание!». Прощай, не говорю!
Думаю, мы ещё не раз встретимся в Питере. Счастья, здоровья вам,
нестареющие душой и сердцем, ребята и девчата из  «Квадрата детства»! Мне стало грустно.  До новой и скорой встречи!
        Поезд «Санкт-Петербург – Казань» набирает скорость, а вместе с ним, время опять вернулось в своё русло жизненной реки.
Теперь я буду с нетерпением ждать встречу летом 2010 года, когда
в  Питер приходят белые ночи. Неожиданно зазвонил мой мобильный телефон. Это звонила Ирина – Ирина Серова. Она и все, кто меня провожал, находились в это время в уютном кафе, и как хорошо, что они снова вместе! Жаль, конечно, что всех разыскать и увидеть не
удалось. Главное первая встреча состоялась, и дай, Бог не последняя!
Ведь жизнь продолжается и наши мысли, и наши воспоминания
пересекаются в «Квадрате детства», который превратился в
«Цветок белой хризантемы».
              08.03.2010г
    
  P.S. Посвящаю своему лучшему другу Александру Васильевичу Ревкову ушедшему из жизни 1 ноября 2018 года. Пусть земля будет тебе пухом Александр...