Памятник пауку Роберта Брюса в Краснодаре

Владислав Олегович Кондратьев
                ВЛАДИСЛАВ КОНДРАТЬЕВ

                ПАМЯТНИК ПАУКУ РОБЕРТА БРЮСА
                В
                КРАСНОДАРЕ               
               

           13 сентября 1937 года образовался Краснодарский край: постановлением ЦИК (Центрального Исполнительного Комитета) СССР Азово-Черноморский край был разделён на Краснодарский край с краевым центром в городе Краснодаре и Ростовскую область с областным центром в городе Ростове-на-Дону.

           В 2017 году край отметил своё восьмидесятилетие. Решено было это событие отметить. Но как? Предлагались всякие затратные решения, но достичь согласия не удавалось: то ли бюджета на всё не хватало, то ли творческого потенциала... При недостатке бюджетных средств творческого потенциала всегда не хватает больше всего. Возникли споры, во время которых спорщики переходили на личности. Чуть было не дошло до рукоприкладства. Договорились только, что это событие нужно будет отметить воздвижением памятника. Но кому? И какого?

           Спорили, спорили и доспорились до того, что наступил 2018 год, а с ним – заботы о чемпионате мира по футболу. А тут ещё и англичанка, как обычно, гадит – иностранцев травит.

           И вот что здесь придумаешь?

           Споры возникли ещё более жаркие, пока всех не примирил поэт Кондратьев. Он сказал:

           – Памятник вождю мирового пролетариата – Владимиру Ильичу Ленину в городе есть, императрице Екатерине Второй – есть, памятник Александру Васильевичу, пусть и не самому Маслякову, но Суворову[1], который на месте будущего города Краснодара в 1778 году основал укрепление – Архангельский фельдшанец, – тоже есть. Казакам памятник есть…

           В этот момент какой-то невежда позволил себе перебить поэта Кондратьева и сказал, что помпезных памятников в Краснодаре достаточно. Или – предостаточно. С учётом численности населения. Нужны, де, не столь помпезные.

           Тогда поэт Кондратьев напомнил:

           – Ну, непомпезных памятников у нас тоже немало: памятник Шурику и Лидочке – есть, памятник туристу с чемоданом – есть, памятник кошельку – тоже есть, даже памятник собачкам Владимира Маяковского[2] – тоже есть.

           Тогда другой спорщик заявил, что ныне – не до жиру. Англия, вон, распоясалась. Иностранцев отравила. Или – не отравила, а байки травит про отравление и этим отравляет международную атмосферу. Ну, юмор у них такой – английский. Или – традиция: травить иностранцев. Ничего непонятно. Словом, снова воду мутит Англия. Как говорится, “англичанка гадит”. И вот в таких-то международных условиях – памятник.

           Спор разгорелся нешуточный – с новой силой. Стало очень жарко.

           Вот в этот-то момент поэт Кондратьев и произнёс свои великие слова:

           – Коль есть памятник кошельку и собачкам, так я предлагаю поставить в Краснодаре памятник паучку.

           Ну, понятное дело, все опешили и рты пораскрывали. Завопили:

           – Кому-кому?! Пауку?! Это что – насмешка?! Какому такому пауку?!

           – Да, пауку. Но пауку не простому, а знаменитому пауку Роберта Брюса.

           Естественно, что поэта Кондратьева вновь спросили:

           – А кто такой паук Роберта Брюса?

           – И кто такой сам этот Роберт Брюс?

           – Вы Вальтера Скотта знаете? – вопросом на вопрос ответил поэт Кондратьев.

           Ему, в свою очередь, ответили тем же, то есть стали спрашивать:

           – При чём тут Вальтер Скотт?

           – Кто такой скот Вальтер?

           – Он что – тоже паук?

           – У Вальтера Скотта тоже был паук?

           Поэт Кондратьев, на что спокойный и выдержанный поэт, чуть было не вспылил от такого оборота дел и в сердцах ответил на вопрос о пауке Вальтера Скотта:

           – У Мэри был барашек[3]! Барашек-бумбарашек.

           Барашек-бумбарашек. Вот, что значит – поэт: не может без рифмы. Слушатели даже рты пораскрывали, а поэт Кондратьев продолжил:

           – Выслушайте меня. Был такой шотландец – Роберт Брюс[4]. Потомок короля Давида Первого Святого. Когда англичане, что у них в обычае и традициях, оккупировали и аннексировали Шотландию, Роберт Брюс поднялся на борьбу с агрессорами, но потерпел много поражений. Его историю и рассказал Вальтер Скотт. Но не только он. Потому и существуют разные версии того, что случилось. Но почти все сходятся на том, что Роберт Брюс потерпел шесть тяжёлых поражений кряду и отчаялся. Даже борьбу с агрессорами хотел прекратить. И то ли сдаться на милость победителя, то ли сделать вид, что отправился в паломничество, а на самом деле бежать решился. Как-то раз он укрылся от врагов – англичан: не то в пещере, не то в лачуге простолюдина, не то в его сарае. Где и мог наблюдать, как маленький, слабенький паучок пытался построить ловчую сеть, но никак это ему не удавалось. Но паучок не сдался и построил-таки сеть. И устыдился Роберт Брюс, ведь он – большой и сильный человек, а паучок – маленький и слабенький. Но он, Роберт Брюс, отчаялся, а паучок – нет. И тогда Роберт Брюс воодушевился, собрал вновь своих сторонников и нанёс поражение англичанам. И стал королём независимой от Англии Шотландии.

           Вот этому паучку Роберта Брюса, как символу несгибаемого духа и воли к победе, я и предлагаю поставить памятник в городе Краснодаре.

           И всем, как всегда в таких случаях бывает, стало очевидно – к очередной годовщине края лучшего монумента, чем памятник паучку Роберта Брюса, даже и не стоит придумывать.

           И поставили в городе Краснодаре памятник паучку Роберта Брюса. И вы, приезжая в Краснодар по делам или и без надобности, можете видеть теперь этот памятник. Всех приглашаем, а англичан – в особенности: приезжайте и посмотрите на знаменитый памятник.
________________
[1] См.: Соловьёв В. А. Суворов на Кубани. Краснодар, 1986. [2] В 1926 году В. В. Маяковский написал про Краснодар: “Северяне вам наврали / о свирепости февральей: / про метели, / про заносы,/ про мороз розовоносый. / Солнце жжет Краснодар, / словно щек краснота. / Красота! / Вымыл всё февраль / и вымел – / не февраль, / а прачка, / и гуляет / мостовыми / разная собачка. / Подпрыгивают фоксы – / показывают фокусы. / Кроме лапок, / вся, как вакса, / низко пузом стелется, / волочит / вразвалку / такса / длинненькое тельце. / Бегут, / трусят / дворняжечки – / мохнатенькие ляжечки. / Лайка / лает, / взвивши нос, / на прохожих Ванечек; / пес такой / уже не пес, / это – / одуванчик. / Легаши, / сетерА, / мопсики, этцетерА. / Даже / если / пара луж, / в лужах / сотня солнц / юлИтся. / Это ж / не собачья глушь, / а собачкина столица”. [3] Тёмная, на самом деле история. Существует легенда, что Сара Джозефа Хейл – детская писательница, написала стишки на основе шалости некой девочки по имени Мэри Сойер (фамилия которой подозрительно напоминает фамилию мальчика Тома), – она по предложению своего брата (!) привела в школу ягнёнка. Сара Дж. Хейл написала стишки под названием “Mary Had A Little Lamb”и они были впервые напечатаны 24 мая 1830 г. бостонской издательской компанией Marsh, Capen & Lyon. Эти стишки, по другой версии, написал Джон Ролстон (англ. John Roulstone), который пришёл в школу именно тогда, когда туда явилась Мэри. Как бы то там ни было, но Лоуэл Мейсон (англ. Lowel Mason), примерно в 1830-х гг., положил стишкм на музыку и в 1877 г. именно эту песенку пропел в фонограф Эдисон, сделав, как считают – первую, звукозапись. [4] Роберт I Брюс, где Брюс – от старофр. Brieux, то есть Бриё (англ. Robert the Bruce, гэльск. Roibert a Briuis, 11.07.1274 г. – 07.06.1329 г.), – корольШотландии (1306 – 1329 гг.). Был старшим сыном Роберта Брюса, 6-го лорда Аннандейла. От деда, тоже Роберта Брюса, 5-го лорда Аннандейла, унаследовал право на корону Шотландии как потомка короля Давида I Святого (англ. David I The Saint, гаэльск. Dabid mac Mail Choluim).

© 03.11.2018 Владислав Кондратьев
Свидетельство о публикации: izba-2018-2404529