5 Спектр сознания ч. 3 Ад и Рай

Лариса Болотова
        Как же происходит  человеческое развитие от начала до конца?
      
        Из книги «Око Духа» Кена Уилбера:

«… как онтогенетически, так и филогенетически мужчины и женщины начинают свой путь в бессознательном единстве с Божественным – в состоянии бездумного погружения в своего рода  земной рай, сад Эдема; затем они вырываются из этого союза за счёт процесса отчуждения и размежевания (превращаясь в изолированное и аналитическое эго); затем возвращаются к Божественному в великолепном сознательном союзе.

Таким образом, человеческое развитие проходит, так сказать, от Бессознательного Рая через сознательный Ад к сознательному Раю.

Однако, решающую ошибочность романтической точки зрения очень легко понять. Как мы уже говорили, с этой точки зрения, жизнь ребёнка начинается в состоянии бессознательного рая, то есть поскольку самость ребёнка пока ещё не дифференцирована от окружающей среды (или от матери), она действительно едина с динамической Основой Бытия – однако в бессознательной (или «бес-само-сознательной») форме. Отсюда бессознательный Рай – блаженное, прекрасное, мистическое, «небесное» состояние, из которого она (самость) скоро выпадет, и к которому она будет всегда стремиться.

И действительно – рассуждают дальше сторонники романтической точки зрения – в какой-то момент в первые несколько лет жизни самость дифференцируется от окружения, союз с динамической  Основой утрачивается, субъект и объект разделяются, и самость переходит из бессознательного Рая в сознательный Ад – мир эготического отчуждения, подавления, террора, трагедии.

Единственная проблема этой точки зрения состоит в том, что первый шаг – утрата бессознательного единства с Божественным – абсолютно не возможна. Всё сущее едино с Божественной Основой – ведь это, в конце концов, Основа всего бытия! Утрата единства с этой Основой равносильна прекращению существования.
И раз уже вы, согласно романтической точки зрения, начинаете свою жизнь, как ребёнок, в состоянии бессознательного единства с Основой, то вы в дальнейшем не можете утратить это единство. Вы уже утратили осознание этого единства; вы не можете далее утратить и само единство, иначе вы прекратите существовать! Так что, если вы не осознаёте своего единства с онтологической точки зрения, хуже быть не может. Это уже бездна отчуждения. Вы уже живёте как бы в Аду; вы уже погружены в сансару, только не отдаёте себе в этом отчёта – вам недостаёт осознания, чтобы признать этот жгучий факт. И, значит, вот каково, на самом деле, состояние инфантильной самости; бессознательный Ад.

Однако кое что всё же начинает происходить: вы начинаете пробуждаться к отчуждённому миру  внутри и вокруг вас. Вы движетесь от бессознательного Ада к Аду сознательному, и именно осознание Ада, сансары, мучительного существования делает взросление и взрослую жизнь таким кошмаром страданий и отчуждения. Самость ребёнка пребывает в относительном покое не потому, что она живёт в Раю, а потому, что ей недостаёт осознания, чтобы заметить окружающее её пламя Ада. Ребёнок, несомненно, погружён в сансару – просто он об этом не знает, ему недостаёт осознания, чтобы понять это. Просветление – это, определённо, невозвращение в подобное инфантильное состояние!

По мере роста сознания и осведомлённости самость ребёнка медленно осознаёт неизбежную боль существования, мучение, присущее сансаре, механизм безумия, изначально вплетённый в явленный мир – она начинает страдать. Происходит её знакомство с первой Благородной Истинной, потрясающее посвящение в мир восприятий, единственная математика которого – мучительный огонь неутолённого и неутолимого желания. Это не какой-то новый, одержимый желаниями мир, который отсутствовал в предыдущем «блаженном состоянии погружённости – это просто мир, который бессознательно господствовал над этим состоянием – мир, который самость теперь начинает медленно, болезненно, трагически осознавать.

Итак, по мере роста осознания, самость переходит из бессознательного Ада в сознательный  Ад и там она может провести всё свою жизнь, превыше всего стремясь к отупляющим утешениям, которые смягчат её грубые и несдержанные чувства и залечат раны отчаяния. Она живёт как морфинист, кутаясь в обезболивающее тепло своих компенсаций, и ей, возможно, даже удаётся убедить себя – по крайней мере на первых порах, когда всё ещё видится в милом розовом цвете – что дуалистический мир, в конце концов, совсем не плох.

Однако есть альтернатива. Самость может продолжать расти и развиваться, достигая подлинно духовных областей, преодолевая ощущение изолированного «я», она разворачивается в само Божественное. Единение с Божественным – единство или тождество, которое, хотя и бессознательно, уже имело место с самого начала, теперь загорается в сознании ослепительной вспышкой озарения и шока невыразимо обыденного: самость постигает свою высшую тождественность с самим Духом – быть может, столь же вопиюще очевидную, как прохладный ветерок в ясный весенний день.

И, значит, вот каков, в действительности, онтогенез человека: из бессознательного Ада в сознательный Ад и далее в сознательный Рай. Ни на одном этапе самость не утрачивает своего единства с Основой, иначе она полностью прекратила бы существование.

Романтики просто перепутали «до» с «транс» и, тем самым возвели «досостояния» до высшего статуса  «транссостояний» … Самое важное заключается в том, что развитие – это не регрессия на службе эго, а эволюция в траснценденции эго.

Однако, отпадание от Божества, от Духа, от изначальной Основы, действительно происходит… Это отпадание называется инволюцией – движением, в котором все вещи отпадают от осознания своего единства с Божественным и, таким образом, воображают себя отдельными и изолированными монадами, отчуждёнными и отчуждающими. И коль скоро произошла инволюция и Дух становиться бессознательно вовлечённым во все более и более низкие формы своего собственного проявления, тогда может произойти эволюция Дух разворачивается в великий спектр сознания – от Большого взрыва к материи, к ощущению, восприятию и побуждению, к образу, символу и понятию, к рассудку и психике, к тонким, к каузальным событиям – по пути к собственному шокирующему самоузнаванию, самореализации и самовоскрешению Духа. И на каждой из этих стадий – от материи к телу, разуму, душе и духу – эволюция становится всё более сознательной, всё более осведомлённой, более осуществившейся, более пробуждённой – со всеми радостями и всеми ужасами, неизбежно присущими этой диалектике пробуждения».

        Для чего Дух это делает? Сначала падает в материю (инволюция), а затем эволюционирует. Чтобы ощутить жизнь?