369 Странный вертолёт 30 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

369. Странный вертолёт. 30 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Понедельник 30 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 13.0°C, средняя: плюс 17.4°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:08, заход солнца – 20:39 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 79%, Давление 753 мм. рт. ст. Скорость ветра - 6 м/с.

Натовский Saab J 35XD-RF Draken («Дракен») с назойливым, как муха, лётчиком, оказался не одиноким в небе водной акватории якорной стоянки у мыса Скаген (Дания). Вскоре после того, как второй командир корабля капитан 2 ранга М.В. Суханов, старшие офицеры - флагманские специалисты благополучно перебрались на нашем корабельном рабочем катере на танкер СМТ "Шексна", к нам прилетел очень интересный и странный вертолёт, за подробное фотографирование которого я получил от командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова, а впоследствии от командования разведотдела 128-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии надводных кораблей ДКБФ благодарность. Это был многоцелевой вертолёт Белл 206 «Джет Рейнджер» (Bell 206 Jet Ranger) в морском варианте, с поплавками вместо посадочных лыж.

Секретный справочник-каталог самолётов и вертолётов США и НАТО сообщал, что «фирма «Белл» (США) начала разработку лёгкого разведывательного и связного вертолёта второго поколения по конкурсной программе армии США LOH (Liaison and Observation Helicopter)». Вертолёт «Model 206A Jet Ranger» впервые поднялся в воздух 10 января 1966 г. и «после успешных испытаний был запущен в серийное производство для гражданских потребителей, став базовым для большого числа военных и гражданских модификаций». Вертолёт действительно получился во всех отношениях удачным, оптимальным и фирма «Bell» в 1968 году получила от ВВС США заказ-контракт на серийное производство 2200 вертолётов типа «ОН-58А Kiowa» которые отличались от «Jet Ranger» большим диаметром несущего винта, изменениями во внутренней компоновке и установкой военного электронного оборудования». В итоге штабы и армии ВС США и НАТО получили в 1968-1973 гг. 2288 лёгких разведывательных и связных вертолётов ОН-58А «Kiowa» с двигателем ГТД Allison Т63А-700 мощностью 236 кВт.

Вертолёт Белл 206 «Джет Рейнджер» или ОН-58А «Kiowa» имел следующие ТТХ (тактико-технические характеристики):
- диаметр главного винта — 10,16 м;
- диаметр хвостового винта — 1,65 м;
- длина — 9,50 м;
- высота — 2,91 м;
- масса, кг: пустого — 840; максимальная взлётная — 1520;
-внутренние топливо — 344 л;
- тип двигателя — 1 ГТД Allison 250-C20J, мощность — 320 л.с.;
- максимальная скорость — 225 км/ч;
- крейсерская скорость — 216 км/ч;
- практическая дальность — 748 км;
- дальность действия — 608 км;
- скороподъёмность — 384 м/мин;
- практический потолок — 4115 м;
- статический потолок — 3900 м
- экипаж — 1-2 чел.;
- полезная нагрузка: 3 пассажира или 2 носилок или сидячих раненных и один сопровождающий или 680 кг груза.

Тот вертолёт, который сейчас барражировал на малой высоте (10-20 м) над уровнем моря вдоль бортов (справа и слева) БПК «Свирепый», имел вместо посадочных лыж металлические поплавки, а вместо второго пилота и пассажиров – радиолокационное оборудование. Небольшая круглая антенна локатора была установлена на месте второго пилота. Вот за этой антенной я и охотился с фотоаппаратом "Зоркий-3М". Дело в том, что начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев, попросил меня обязательно сфотографировать эту антенну, которая иногда была хорошо видна в лучах утреннего солнца.

- Понимаете, - говорил начальник РТС (радиотехнической службы БПК «Свирепый»). – Если её чётко сфотографировать, то зная размеры вертолёта, можно точно рассчитать ТТХ этой антенны и иные характеристики радиолокационного оборудования этого летательного аппарата. Я бы, вообще, попросил вас снимать больше антенны, нежели тратить плёнку на всякие там красивости и на этих «пейзажей».

Я был только «за», но тут к нам пожаловали ещё гости и я вынужден был снимать этих «пейзажей»…

Фотоиллюстрация: 30 июля 1973 года. 09:00 (местное время, GMT+1). Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". Вертолёт радиолокационной разведки Белл 206 «Джет Рейнджер» или ОН-58А «Kiowa» (Дания). В таком положении вертолёт завис перед БПК "Свирепый" на траверзе (точно напротив крыла ходового мостика). Сдвинулось в сторону окошко и кто-то, сидящий на задних сиденьях начал фотографировать нас великолепным мощным габаритным фотоаппаратом с телеобъективом (я видел его в перископический визир ВБП-450). Вахтенный офицер приказал никому из личного состава экипажа корабля не выходить на верхнюю палубу и натовским шпионам позировал только один невозмутимый сигнальщик-наблюдатель БЧ-4 Юра Опарин, и то всё норовил повернуться к вертолёту спиной.