5. 3. Лёгкий путь

Роман Дудин
    Все радости в этой жизни по большому счёту делятся на две категории: удовольствия напряжения и удовольствия расслабления. Когда ты катишься на санках с горки, это расслабление, потому что тебе не надо прилагать силы для того, чтобы движение продолжалось. Если бы всё время надо было бы одной ногой толкаться, удовольствие было бы не то. Но вот когда можно ехать, не прилагая никаких усилий, это уже совсем другое. А вот когда ты карабкаешься по отвесной скале на вершину, которую ещё никто не брал, это напряжение. Но удовольствие от момента, когда ты уже стоишь наверху, будет тем сильнее, чем труднее был сам путь. И наслаждение этим моментом несёт в себе такие составляющие, которые не заменят никакие удовольствия из области расслабления.
    Аналогичным образом устроено и движение по жизни: можно двигаться вверх, а можно вниз. Можно чего-то строить, достигать, брать новые высоты и переосмысливать свои возможности, а можно, просто всё прожигать, проматывать, отрываться на полную катушку и катиться по этому пути столько, на сколько хватит состояния (или здоровья). И первый путь может быть в удовольствие или через немогу, но он всегда потребует напряжения. А вот второй путь напрягаться не потребует, потому, что он всегда – лёгкий.
    У лёгкого пути есть одно ограничение, которое не позволяет расслабляться до бесконечности: катиться вниз можно только до тех пор, пока есть место, которое находится ещё ниже. А если ты уже скатился туда, где ниже уже некуда, но хочется ещё, то подымай свой зад обратно в горку и тащи свои санки за собой. И в этом мудрость поговорки «Любишь кататься – люби и саночки возить»: кто не забывает возить наверх саночки каждый раз после поездки, тот не опускается туда, где остаются те, кто забывают.
    Бывают, конечно, и сложные варианты, вроде прыжков на лыжах с трамплина: там есть место и для напряжения, и для расслабления, и эйфория полёта, и взятие своих высот, но любой полёт там возможен всегда только за счёт той высоты, разгоном с которой осуществляется. И если хочешь взять новую высоту в расслаблении полёта – изволь сначала взять соответствующую высоту в напряжении подъёма. Таков основной закон природы, и его не обойти, но в этом мире есть огромное количество людей, которые с радостью готовы предпочесть лёгкий путь тяжёлому.
    Ищущим лёгкого пути скажешь: «Занимайся медитацией, и тебе откроются все красоты этого мира» – они ответят: «Зачем напрягаться? Я лучше себе дозу вколю, и мне и такая нирвана откроется, что почище твоей медитации будет, а напрягаться для этого не потребуется вообще – ибо чтобы всё это повторить, мне нужна просто ещё одна доза…». Вот только путь с дозой стабильным не бывает – ты всё время катишься вниз, причём по всем фронтам сразу: и духовно, и физически, и материально.
    Всё происходит в рамках тех же законов природы: ты просто используешь ресурс той высоты, на которую тебя подняла эволюция твоего вида и твоё собственное развитие. Природа предоставила тебе физиологию, которая определённым образом реагирует на определённые воздействия. И эти воздействия разрушают её, при этом высвобождая наслаждение, как затяжной прыжок с парашютом ценой потери высоты даёт эйфорию полёта. Но когда имеющаяся система будет изношена, ты окажешься на дне, где уже будут исчерпаны все возможности для дальнейшего движения. И торможение об него окажется тем жёстче, чем инертнее был сам полёт. Это детерминировано, и это конец лёгкого пути.
    Место для выбора между расслаблением и напряжением есть во всём: можно воздерживаться от лишнего объедения, и следить за фигурой, а можно попускать неконтролируемому обжорству и расплачиваться лишними килограммами. Можно заниматься физкультурой и закалкой, а можно вести диванно-алкогольный образ жизни со всей вытекающей из этого разницей. Можно выстраивать серьёзные отношения любви, и работать над своими чувствами, а можно просто удовлетворять потребности и использовать те программы и ресурсы, которые представляет природа, а потом удивляться, почему что-то приедается и перестаёт радовать наслаждением так, как это получалось прежде. Тропинок очень много, и они могут переплетаться между собой, но у всех у лёгких путей бывает ложка дёгтя, которая портит всю бочку мёда: они всегда чреваты проблемами, которых нет у того, кто не поддаётся искушению.
    Двоечник, не желающий учить уроки, тоже ищет лёгкого пути. И он его получает (на каком-то этапе), но потом появляются проблемы, которыми приходится расплачиваться. Сначала это будет головная боль, у кого бы списать. Потом появятся хвосты, которые нужно будет подтягивать. Потом придётся тратить лишнее время на пересдачу, которое предпочтительнее тратить на отдых перед новым семестром. Потом он останется на второй год, опять потеряв лишнее время своей жизни, которое можно было бы потратить на продвижение вперёд. И в конце он пойдёт работать туда, где вкалывать придётся много, а платят за это мало, потому, что мало желающих много платить тем, кому можно платить мало, а они всё равно никуда не денутся. А если он, когда ещё не совсем поздно, опомнится и засядет за учебники, ему может оказаться трудно усваивать материал текущего года, потому, что он не учил в прошлом году то, на понимание чего рассчитано изложение этого.
    Путь расслабления может иметь много форм. Для кого-то это мотовство доставшегося ему по наследству состояния. Для другого это влезание в долги и кредиты. Для кого-то это потакание своим слабостям в ущерб здоровью. Для кого-то это нежелание что-то предпринимать и попускание всего на самотёк. Для кого-то нежелание бороться с порабощением. А для кого-то это просто нежелание напрягаться мозгами и взваливание на свои плечи всей той ноши, которая из этого следует. Но все они имеют одну общую черту: психология выбирающих их предрасположена к мышлению в формате «А чёрт с ним, что будет потом, главное – что я получаю сейчас!».

    У лёгкого пути есть и вторая форма: отнять у другого то, что добывается долгим трудом. У того, кто не может за себя постоять, или просто не ожидает удара исподтишка. Проще говоря, паразитизм в отношении других.
    Паразитизм по-своему тоже лёгкий путь, только направленный на разрушение не своего благополучия, а чужого. Забирать чужое можно бесконечно, пока есть, у кого забирать. И забирать можно насильственно, а можно и заставляя кого-то добровольно встать на тот путь, при котором жертва будет тратить своё, и пополнять чужое.
     Ты толкаешь по наклонному пути тех, кто начинают проматывать все свои ресурсы, а ты просто этим пользуешься, и черпаешь в этом энергию для своего роста. Один пошёл в расход – ты за берёшься следующего, и так далее. И покуда будут те, за счёт кого можно будет ехать, ты будешь двигаться вперёд
    Сторонники второго лёгкого пути могут быть по-своему талантливыми, только талант у них свой, направленный по наклонной. Они могут очень заманчиво описать все прелести лёгкой жизни, которые способны вызвать бурю страстей в рядах её любителей. Они могут смешать моменты расслабления напряжения так, что многие запутаются в вопросе, куда взято общее направление. Только за признание их творчества общество расплачивается принятием искушения.
    Есть такая вещь: серфинг. Ты вроде бы катишься по волне вниз, и в то же время, остаёшься всё время на волне. На ней можно подняться повыше, если взять один угол, или скатиться пониже, если другой. И всё это за счёт энергии самой волны; своих сил для подъёма применять не требуется. Серфинг – это такой путь вперёд при помощи не своих сил, при котором ниже можно и не спускаться. Так вот, если любитель лёгкого пути посредством паразитирования найдёт таких, кто готов катиться вниз по наклонной, он на этой волне катиться сам. Пока не упрётся в берег.
     Кто идёт по первому лёгкому пути, расслабляется там, где идущий по второму напрягается, и наоборот. Кто идёт по первому, катится вниз, а идущий по второму (как он сам это видит) подымается наверх. И первый идёт в направлении саморазрушения, в то время как второй всегда работает только на самоукрепление. И эти различия для него и есть самое главное. Только есть моменты, которые делают эти два пути подчиняющимися одним и тем же закономерностям.
    Первый момент заключается в том, что за всё надо платить. И если ты разрушаешь только себя, то претензии тебе получать только от себя самого, а если разрушаешь других, то это чревато ответными ударами.
    Второй момент в том, что со вставшими на второй лёгкий путь происходит то же самое, что и со вставшими на первый, только статистически. Вставая на путь паразитизма, они начинают мешать друг другу, потому, что забирать у кого-то можно лишь в меру того, сколько у них не будет это забирать кто-то другой. А соответственно, становятся частью игры, где конечный победитель может быть только один. И этим они автоматически обрекают большую часть своей массы на то, что она должна понести неудачу. Только они смотрят на это каждый через призму своей веры в то, что победителем будет именно он. И потому вся их масса в целом соответствующего отношения к этому в себе не несёт. Поэтому путь разрушения других в любом случае является аналогией пути разрушения себя, только проблема переносится в область социальной сознательности.
    Имея общие проблемы, идущие по обоим путям лучше понимают друг друга в вопросах мировоззрения, и это помогает теснее переплестись одному и другому. И система насилия и обмана не спрашивает, согласны ли её жертвы вставать на тот путь, на который она их толкает. И когда сторонники второго лёгкого пути сталкивают друг друга и всех остальных, они тоже никого не спрашивают. А те из них, кому не удаётся занять доминирующие места, отыгрываются на более мелких, и так выстраивается иерархия. И в этой иерархии все пытаются клюнуть ближнего и нагадить нанижнего. И эту пирамиду каждый постоянно пытается перевернуть так, чтобы его угол оказался наверху.
    И в одной области один обдирает другого, в другой отыгрывается на нём в чём-то другом, и всё общество представляет собой клубок из впившихся друг в друга паразитов, каждый из которых имеет своих жертв в каком-то плане, а в каком-то является чьей-то жертвой сам. И большинство из пошедших путём этой системы толком и не видят во всех деталях, где они являются жертвами кого-то другого, а видят только, где кто-то является их жертвой. Поэтому одно порождает другое, а другое кормит первое. И во всей этой системе есть сценарий, в котором развитие процесса прописано законами природы.

    Когда система насилия и обмана, называемая полицейское государство будущего, дойдёт до своего логического завершения – установления в головы людей чипов, делающими их мысли и действия подконтрольными, высшая точка подъёма не гребень волны победителями второго пути будет достигнута. А борьба с этим явлением встретит сопротивление в лице непонятливости и неадекватности общественности, идущей по своему традиционному для себя пути – расслаблению. И чтобы заставить людей принять новый порядок, не нужно применять войска, которые железной рукой будут выполнять волю диктатора. Достаточно открыть людям новые горизонты возможностей, которые даст приятная часть этого пути, только умалчивая о той цене, которую придётся за это заплатить. А многие не захотят напрягать свой мозг и думать об этом, ведь расслабление – это традиционно неотъемлемая часть лёгкого пути. И чтобы заставить всех купиться на эту наживку, не нужно в открытую зазывать всех встать на путь саморазложения. Можно и официально запретить к этому доступ, оставив лазейку, и делая вид, что изо всех борешься с нарушителями. И за счёт сладости запретного плода стремление к движению станет особо сильным.
    Такую систему будет труднее разоблачить, ибо она будет отнекиваться от того, что делает, и разводить руками по поводу того, что ничего изменить не получается. И когда общество пойдёт по этому пути, традиционно думая, что он будет лёгким и приятным всегда, то он будет по началу лёгким, и будет приятным, и для кого, может, даже и эйфорическим. И он, наверное, затмит традиционные представления о радостях жизни, настолько же сильно, насколько они сейчас затмевают возможности забав прошлых веков. И он, возможно, будет затягивающим, потому, что, вступив на него, свернуть с него будет труднее, чем с какого-то другого из ранее изведанных. И все эти прелести, но только с одной неотъемлемой деталью: в конце пути придётся расплатиться.