368. Saab F-35 типа Дракен 30 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

368. «Saab F-35» типа «Дракен». 30 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Понедельник 30 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 13.0°C, средняя: плюс 17.4°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:08, заход солнца – 20:39 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 79%, Давление 753 мм. рт. ст. Скорость ветра - 6 м/с.

Сначала в отдалении и на большой высоте, потом практически над мачтами и антеннами корабля, летал и летал, оглушая нас рёвом своих реактивных турбин, датский реактивный боевой самолёт Saab Draken J 35 ВВС Дании. То, что этот самолёт был именно датским, я определил по его окраске и опознавательным знакам, бортовому номеру (его номер был на огромном киле - руле направления) и по государственному флагу Дании над номером - красный флажок с белым скандинавским крестом, линии которого протягиваются до краев флага.

В энциклопедическом словаре было написано, что "крест на государственных флагах скандинавских стран символизирует собой христианство". Кстати, флаг Дании – один из старейших государственных флагов в мире (15 июня 1219 года (XIII век) битва датчан с эстонцами при Линданисе). Крест на флаге сначала использовала Дания, потом Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия и Фарерские острова. Красный цвет означал традиционную храбрость, доблесть и силу датчан. Красный флаг крестоносцев с белым крестом, якобы, упал отчаявшимся датчанам с неба, они признали его даром божьим, назвали флаг «Dannebrog» («Даннеброг») и победили в битве эстонских язычников. Всё это было очень интересно, но вахтенного офицера БПК "Свирепый" в этот момент интересовал бортовой номер натовского самолёта и его вооружение, которое должны были опознать сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 и я, визуальный разведчик.

Увы, в спешке сборов, я оставил в ленкаюте свой штатный бинокль, поэтому пытался увидеть этот самолёт в окуляры корабельного перископического визира ВБП-450, но "поймать" в поле зрения неповоротливого огромного и сложного оптического механизма быстрый сверхзвуковой реактивный самолёт было очень сложно. Сложно было его увидеть на большом приближении, а ещё сложнее - сфотографировать его так, чтобы чётко различить все его навесные топливные баки, бомбы или ракеты. У меня ничего не получалось и я нервничал, как датчане в битве при Линданисе.

Как всегда, меня выручил спокойный и выдержанный сигнальщик-наблюдатель БЧ-4 Ваня Крючков. Он вошёл с сигнального мостика и кратко доложил, что "там-то и там-то, на такой-то дистанции и такой-то высоте совершает облёт корабля истребитель-бомбардировщик типа "Дракен" ВВС Дании, что подтверждается его опознавательными знаками и его бортовой номер AR-107 (точно не помню - автор)". Я был посрамлён и мне было очень стыдно, что я не первый определил тип и принадлежность самолёта... Зато я отличился тем, что кратко, но точно сообщил ТТХ (тактико-технические характеристики) этого самолёта из секретного справочника самолётов и кораблей США и НАТО и меня внимательно слушал вахтенный офицер и офицеры БЧ-2, заглянувшие в ходовую рубку с ГКП (главный командный пункт).

Странно... В небе над БПК "Свирепый" свирепствовал и оглушал нас рёвом вражеский самолёт, в командира корабля и даже старпома в этот момент на ходовом мостике не было. Не было и второго командира корабля капитана 2 ранга В.М. Суханова, старших офицеров - флагманских специалистов, их тоже не было... Я осмелился спросить об отсутствии командиров и офицеров на ходовом мостике, но вахтенный офицер успокоительно сказал, что "над нами летает не боевой, а учебный самолёт, а наши "пассажиры" (так называли на корабле гостей и флагманских специалистов - автор) сейчас на нашем рабочем катере доставляются на танкер СМТ "Шексна", потому что они получили приказ вернуться в базу, в Балтийск". Я немедленно хотел было побежать на ют, чтобы сфотографировать это событие, но вахтенный офицер меня не отпустил, а приказал подготовить справку с ТТХ летающего над нами "дракона" и отчёт командиру корабля. При этом он предупредил меня, чтобы я оформил справку и отчёт либо здесь, на рабочем столике вахтенного офицера, либо в штурманской рубке, откуда "ни шагу в сторону или за порог"...

Всё это было как-то странно и таинственно, "попахивало" насильственным сдерживанием меня в стороне от важных событий в жизни корабля, поэтому я невольно насупился, рассердился, обиделся и даже разозлился. Либо что-то случилось, либо кто-то чего-то скрывает от меня и от всего личного состава, потому что боевую тревогу никто не отменял, а по боевой тревоге все, абсолютно все, в том числе командир корабля, замполит и старпом должны находиться на своих боевых постах, а их не было... Значит, что-то было более важное, чем боевая тревога... Что? Меня мучило любопытство, но приказ вахтенного офицера я выполнить был обязан.

Вот, примерно, какую справку я подготовил вахтенному офицеру и командиру корабля (далее цитатное изложение технических и исторических данных из многих официальных источников - автор).

Saab J 35 Draken (Сааб Дракен — Дракон) - это шведский сверхзвуковой истребитель, разработанный компанией SAAB в середине 1950-х годов (первый полёт опытного образца в 1955 году). В конце 1940-х годов в Швеции решили разработать и создать первый собственный сверхзвуковой истребитель, способный перехватывать советские бомбардировщики и уничтожать их. Началась Холодная война и страны НАТО очень боялись ответного ядерного удара СССР в случае "горячей" войны. ВВС Швеции хотели иметь самолёт со скоростью в 1,7-1,8 Маха, высокой маневренностью, высокими характеристиками скороподъемности, с возможностью применять в воздушном бою пушки, управляемые и неуправляемые ракеты. При этом, самолет должен был взлетать и садиться на обычные шоссе шириной 13 метров, что позволяло иметь только в Швеции более 400 ВПП (взлётно-посадочных полос). В 1953 году начали делать первые 4 самолёта, в 1955 году первый прототип Saab Draken взлетел, в 1957 году его показали общественности, а в 1959 году начались серийные поставки "драконов" заказчикам. Всего было произведено 651 Saab J 35 Draken.

Saab J 35 Draken - это многоцелевой истребитель с возможностью глубокой модернизации. Saab J 35 Draken - цельнометаллический моноплан с крылом переменной стреловидности. Хвостовое оперение - однокилевое без горизонтальных консолей (бесхвостка). Шасси трёхопорное с передней поворотной стойкой. Силовая установка - турбореактивный двигатель с форсажной камерой Volvo Flygmotor RM 6C. Saab J 35 Draken оснащён двумя 30-мм пушками ADEN. На 3-х подфюзеляжных и 6-ти подкрыльевых подвесках могут быть установлены ракеты "Marta" и "Sidewinder", авиабомбы и подвесные топливные баки массой до 4,48 тонн.

Saab J 35 Draken имеет модификации:
- J 35A - истребитель-перехватчик - базовый самолет (выпущено 90 единиц);
- J 35B - перехватчик-бомбардировщик (авиабомбы и комплексы НУРС, выпущено 73 единицы);
- Sk 35C - двухместный учебно-тренировочный самолёт;
- J 35D - модернизированные J 35A и J 35B (выпускался с 1963 года, имел усовершенствованный двигатель Rolls-Royce Avon 300, выпущено 120 единиц);
- S 35E - самолет-разведчик (оснащён фотооборудованием, выпущено 60 единиц);
- J 35F - истребитель-перехватчик (оснащён более совершенным комплексом БРЭО, выпускался с 1965 по 1972 годы, выпущено 230 единиц);
- J 35J - модернизация версии J 35F (новый радар и система распознавания «свой-чужой»);
- Saab 35H - экспортный вариант для поставок в Швейцарию (только проектировался, но не производился);
- Saab 35XD - экспортный вариант для ВВС Дании (тот, что сейчас летал над БПК "Свирепый");
- Saab 35XS - вариант для экспорта в Финляндию;
- Saab 35О - вариант для ВВС Австрии.

ТТХ Saab J 35 Draken:
Тип: Многоцелевой истребитель.
Силовая установка: 1 ТРДФ Volvo Flygmotor RM 6C тягой 8 тс (на форсаже).
Максимальная боевая нагрузка: 2.9 т.
Практический потолок : 18 000 м.
Дальность полёта: 3 250 км (c подвесными топливными баками ПТБ).
Максимальная взлетная масса: 16 т.
Максимальная скорость: 2125 км/ч.
Боевая скорость (скорость досягаемости цели): 950 км/ч.
Размах крыла: 9.42 м.
Длина самолёта: 15,35 м.
Высота (габаритная): 3.89 м.

Советскому командованию было хорошо известно, что ВВС королевства Дании, выбирая из американского «F-5 Freedom Fighter», французского «Mirage III»  или  «35 XD» и шведского «Дракен», заказали в Швеции две партии по 20 самолётов Saab J 35 Draken «Дракен» типа F-35, 20 самолётов типа RF-35 и 11 самолётов типа ТF-35. Самолёт, который с назойливым страшным рёвом проносился над БПК «Свирепый», был одноместным боевым самолётом Saab J-35XD (X - экспортный, D - датский) с малозаметными опознавательными знаками и номером и двумя сигарообразными ПТБ (подвесными топливными баками). Справочник-каталог самолётов НАТО относил его к наблюдательным самолётам, которые обязаны были фотографировать боевые корабли «вероятного противника», то есть советские корабли и иные неопознанные плавающие средства в Балтийском море и в проливе Большой Бельт. В проливе Малый Бельт такую службу несли самолёты Saab J 35 Draken (типа «Дракен») ВВС Швеции.

Любой из самолётов Saab J 35 Draken по своим характеристикам мог атаковать воздушные, наземные и морские цели мелкокалиберными снарядами из авиационных пушек, ракетами и бомбами, а также вести бой с воздушным противником. ВВС Дании обладали двумя эскадрильями «ЭСК 725» и «ЭСК 729», в составе которых имелся 51 самолёт Saab J 35 Draken (типа «Дракен»). Нас эти самолёты интересовали исключительно с точки зрения возможностей сбить их при любых режимах полёта нашими зенитными ракетами 9Р33 зенитного ракетного комплекса ЗРК "Оса-М", поэтому облёт натовского (датского) Saab J 35 Draken вокруг нашего корабля использовался для реальной боевой подготовки и тренировки личного состава "рогачей" ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) БПК "Свирепый". Полёт этого назойливого, как муха, натовского самолёта был даже удобен, потому что он раз за разом пролетал и возвращался, удобно взмывал вверх, замирал в высшей точке "горки", сваливался на крыло и стремительно пикировал на нас, а мы его в этот момент "ловили" в прицел... Мы только пусковые установки с ракетами не выдвигали...

Фотоиллюстрация: 30 июля 1973 года. 09:00 (местное время, GMT+1). Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". Одна из наиболее удачных фотографий, сделанных на этот раз обычным стареньким фотоаппаратом «Зоркий-3М», который остался мне "по наследству" от первого комсорга БПК "Свирепый" лейтенанта Николая Судакова ещё в период достройки нашего корабля на калининградском ПСЗ "Янтарь". «Зоркий-3М» был обычным нормальным дальномерным фотоаппаратом Красногорского механического завода 1956 года выпуска с очень хорошим объективом «Юпитер-8» 2/50 и дальномером с базой 38 мм. Все экспозиции на нём устанавливались вручную, но у него был отличный оптический видоискатель, совмещённый с дальномером, с диоптрийной коррекцией, что позволяло немедленно наводить резкость и чёткость изображение и делать качественные снимки. «Зоркий-3М» был простой и надёжный, главное, - имел диапазон выдержек от «В» и 1 до 1/1000 с. Единственный недостаток этого фотоаппарата - тяжёлая ручная перемотка плёнки за неудобную тугую круглую ручку. Трудно было качественно сфотографировать реактивный самолёт, летящий с огромной скоростью мимо на небольшом расстоянии... От рёва двигателя самолёта дрожало и вибрировало всё: руки, голова, палуба под ногами, внутренности в организме, но я всё же его сфотографировал так, чтобы потом распознать его опознавательные знаки и номера на корпусе самолёта. Возможно, утром 30 июля 1973 года над и мимо БПК "Свирепый" летал самолёт Saab J 35XD-RF Draken выпуска 1971 года Военно-Воздушных Сил Королевства Дании, с регистрационным номером: AR-107, серийный номер: 35-1107. Вахтенный офицер, сигнальщики-наблюдатели и я долго спорили, вспоминая цифры и знаки на фюзеляже и киле этого стремительного и громогласного самолёта... В одном мы только были согласны - этот самолёт имел два сигарообразных ПТБ и не имел подвесного вооружения, потому что датский лётчик несколько раз показывал нам подбрюшье самолёта, а когда улетал, то приветствовал нас покачиванием крыльев на пролёте мимо корабля и отдал честь, "свечкой" взмыв в белесо-голубое небо...