Борьба со сталинизмом

Евгений Садков
                Порой люстрация носит весьма оригинальный характер
                Ван Ли-чжун.

                ***

 Одна из главных теленовостей вчерашнего дня:

 "Объявлена война борщевику".

 Пока только в Подмосковье. Если пройдет, то опыт истребления распространится по всей стране. Заградительные меры, что вполне ожидаемо, носят бюрократический характер. Если чиновник-разведчик обнаружит на вашем участке притаившегося вредителя, готовьте ваши денежки. Физические лица заплатят от двух до пяти тысяч, юридические -до миллиона.

 На борьбу с зелеными остатками сталинизма из областного бюджета планируется потратить 300 000 000 рублей. Как я понимаю, это дополнительно к собранным во время борьбы штрафам.

 Отличная, знаете ли, идея. Некая новая экономическая политика. Зеленый НЭП.

 Новация вступила в действие с первого ноября восемнадцатого года.

 Как бы и времени нет подготовиться, но как обычно, будем бороться по ходу.

 Для начала определимся с видом зеленого диверсанта. Не во всех СМИ говорится о нем. Просто и жестко: борщевик. А они, знаете ли, бывают разные. Разнообразен род борщевиков. Есть обыкновенный, у нас его называют дягилем. Вполне мирный вид, некогда лакомство для деревенской детворы. А народные лекари называли это растение женским женьшенем.

  Собрат дягиля, тот да, опасен. Зовется борщевиком Сосновского и отличается не только богатырским ростом, но и весьма экзотической токсичностью. Его сок резко понижает устойчивость клеток нашей кожи к свету, особенно-ультрафиолету. Вылезли из зарослей этого растения и получите волдыри на открытых участках.

 Выделен в отдельный вид сравнительно недавно, в 1944 году. Назван по фамилии члена Академии наук Грузинской ССР Д.И. Сосновского. Похоже, повезло Дмитрию Ивановичу, не дожил до развенчания "зеленого культа".

 Реально, цели внедрения нынешнего злодея в севооборот были благие. Хорошая силосная культура. Но если не успеешь с уборкой, защищает свои семена по полной программе. Молоко горчит, а прикоснувшиеся к свежим срезам мучаются волдырями и зудом.

 Культивация в странах Варшавского Договора тоже обернулась конфузом. Озлобленные поляки после смерти Вождя всех народов дали растению звучный эпитет-Месть Сталина.

 Окультуренный, борщевик быстро одичал. Благие намерения дали, как у нас часто бывает, ядовитые всходы.

 И вот апофеоз борьбы с вредителем, с помощью штрафов. Вернемся к потенциальному штрафбату. Думаю, владельцам небольших участков ничего не грозит. Большинство из них следят за своими участочками. А вот землевладельцам -да. Придет такая "революционная тройка" к аграрию, порыскает по балкам-буеракам, ага, вот он, незаконный отравитель. Тут же выпишут и прикажут изничтожить.

 А если земля муниципальная, то и того хуже, до миллиона отстегни проверяющим. Вернее, в общую казну.

 Но думаю, не во всех наших регионах внедрится опыт Подмосковья. В Кабардино-Балкарской республике растет он в естественных условиях, откуда и был распространен. Селекционеры вывели сорт "Северянин", который и зашагал по просторам Союза.

 Грустная, согласитесь, история. Особенно, как маркер уменьшения поголовья рогатого скота. Да и дягиль теперь, на всякий случай, стороной обходить будут. Друг, тоже, защищая свои семена, озвереет. Или неопытный смотрящий примет его за уничтожаемого ныне. Тут же и штраф выпишет.

 Весь этот расклад навел меня на размышления о культивации. Но в экономико-политическом смысле. Речь идет об взращивании российских политиков. Выведении особой породы людей. Восходят такие господа по карьерной лестнице, ставятся главами регионов. А потом начинается некий "сенокос". Не менее пятнадцати губернаторов этой осенью покинули свои места. Кто добровольно, кто-в результате народного решения.

 Показательно? Считаю, да. А что случилось с ними дальше? Все получили новые места работы.

 Нет, конечно, заслуги и достижения. Но прямо везде? Не было никакого "разбора полетов". Вместо этого руководитель страны встретился с "отставниками" и...

 "Уверен, что вам удастся, во всяком случае, я буду к этому стремиться, использовать имеющиеся у вас навыки, опыт – и жизненный, и профессиональный, – для того чтобы использовать их и на других участках работы".

 Так может, с борщевиком Сосновского не все так печально?

 Или это своеобразная борьба с наследием Сталина?