Больное время стонет день и ночь...

Михаил Мороз
               
                (Размышления во время прогулки человека из глубинки)

Не спалось ни мне, ни моему четырехлапому товарищу, Жорке. Пёс часто прыгал с кровати на пол, бежал на кухню к своей миске и лакал воду. Я выходил на балкон и вглядывался в повисший на черном бархате небес убывающий месяц. Он уже был тонок и чист. Предвещало ли его сияние ясный день и  благополучную погоду в первый день ноября, трудно было сказать: прошлая ночь была тоже с ясным месяцем, но небо к утру затянулось тучами , и весь день сыпал мелкий дождь; было зябко и бесприютно.
 Мой квартирный пёс, чудное лохматое существо, не больше зрелой кошки, просился на руки. Ему хотелось, как и мне, дышать через открытое балконное окно свежим предутренним воздухом.  Продолжительная ночь успела, должно быть, очистить его от городской грязной взвеси, накапливающейся за день. Жорка, еле сдерживая восторг, тихо повизгивал от удовольствия, вытягиваясь с моих рук за пределы оконного проёма, и я боялся уронить непоседливого пса с третьего этажа на  клумбу с еще не угасшими хризантемами. Белые головки цветов, высокие их стебли, готовые упасть, были прикреплены к острым прутьям оградки.

Внизу ночной сумрак был густ и непрогляден, а на восточной части синеющего неба вставал уже от окоёма до месяца серебристо-холодный рассвет.
- Пора, мой друг, пора! – сказал я Жорке. – Пойдем скорее друг друга выгуливать. Ты освободишься от неприличных телесных накоплений, а я от тяжелых ночных дум.
А тяжелые ночные думы мои были навеяны еще одной необъяснимой для меня гибелью подростка не где-нибудь , а в здании ФСБ города Архангельска. Он взорвал себя.
В одной из газет, на её сайте, я познакомился с ошеломляющей информацией: «В последнем своем сообщении он (подрывник) утверждал, что в ближайшее время совершит врыв в здании ФСБ Архангельска, ответственность за который берет на себя. Парень уточнял, что, скорее всего, погибнет, поскольку взрывное устройство приводится в действие нажатием кнопки, расположенной на его крышке. Он просил распространить информацию, кем и по каким причинам совершен теракт, утверждая, что пошел на это, потому что «ФСБ фабрикует дела и пытает людей».

Однако НЕОБЪЯСНИМОЕ становится ли  ОБЪЯСНИМЕЕ, если прочесть его признания?.. После скудной информации, идущей от СК и властей Архангельска, тумана становится всё больше и больше. Даже «Время покажет" до этой минуты ничего не «кажет», видно, получив отмашку умолкнуть…
Почему-то в голову навязчиво просится один из переводов гамлетовского монолога («Распалась связь времён»):
Больное время стонет день и ночь,
А я не знаю, как ему помочь…

…Возвращались мы с Жоркой с прогулки, не принесшей мне никакого душевного облегчения, когда к городской школе, расположенной у самого леса, стали стекаться детские ручейки. Сначала самые маленькие, а затем большие. В больших – подростки. Десятый и одиннадцатый классы. Мне не трудно их вычленить из толпы. Мой опыт педагогический и школьного администратора это позволяет. Всё вроде мне подвластно знать о них, но самого главного не дано постичь и мне.  О чем истинно думают они? Чем заполняют они свои души, свои свежие извилины? О чем, в самом деле, стучат их молодые сердца?

Больное время… Почему оно больное? Потому что ужасно пустое? Или заполнено до краев ложью, несправедливостью, пошлостью, насилием, изничтожающим душу звоном монет, шелестом купюр?

Эту боль почувствовал архангельский подросток, бросивший этим ребятам, идущим в школу,  страшные  прощальные пожелания:
«Ну вроде как всё. Желаю вам неколебимо и бескомпромиссно идти к нашей цели. Светлого вам будущего анархического коммунизма!» ?

Ребята, (хочется мне предупредить юношей и девушек),  если вы хотите изменить этот несправедливый, пошлый мир безудержного  эгоизма, идти дорогой террора  неверно, бесчеловечно, преступно. Ничего не даст вам путь Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и попавшую под руку её сестру, Лизавету, Таким способом никогда не осчастливить «человеческий муравейник».

Надо идти другим путем… Это путь ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ  всех сфер нашей жизни. Они ныне полны бесчеловечными развлечениями, телесными удовольствиями, гладиаторскими представлениями, бесчисленными ТРЁП-ШОУ на ТВ, бесовским видео в интернете и лжепоощрительными «лайками» под ними.
 
То, что НЕ ОЧЕЛОВЕЧЕНО, есть ПУСТОТА. Она ведет к жутким, неоправданным поступкам молодых максималистов, вроде архангельского подрывника.