К слову подвернулось...

Валентина Агапова
Соберутся вместе бабы, то ли после работы отдохнуть, то ли вместе куда идут, чего только не порасскажут. Сначала слухи какие про кого по селу гуляют, а там уж из прошлого случай к слову подвернётся.

Дожидались бабы, когда погребок керосиновый продавщица откроет, калякали.
- В войну керосину в достатке не было, - рассказывает Татьяна. – Так, мы к портнихину огоньку на посиделки с вязанием да с прядевом ходили... Она шьёт или из старья чего перешивает, керосин заказчики приносили, у кого был. Вот у неё и соберёмся. И ей не скучно, и мы при деле.
Глядь, и цыгане к нам на огонёк идут. Они по зимам на ночёвки просились. Пускали. Зато в селе никогда ни у кого не воровали. Придут на огонёк, у них только и разговору: «Дай погадаю».

Я всё не соглашалась. А тут сердце по Василию что-то уж очень разболелось. Как он там, на фронте, жив ли?..

Гадай, говорю. Кубан молока я тебе принесла. Но смотри, Настя, если не умеешь, то не берись, не вводи в думу. Действительно, говорит, не умею. Но мы этим живём. Вот Поля умеет, гадает всего два раза в день, не больше. Она книгу какую-то изучала.

Я – к Поле. Погадай, прошу, сердце болит. А нечего, говорит, твоему сердцу болеть. Скоро у тебя будет свиданье с мужем. Но не дома, где-то на стороне.
И точно, немного времени прошло, приходит мне весточка, что Васю с фронта в Сормово зачем-то пригнали. Поехала я, встретились.

Потом Поля мне ещё раз гадала. Снова встреча по картам выходила. Только, говорит, у тебя и беда будет. Опять всё сошлось. И с мужем встретилась, и беда была – корова пала…

...Тут ещё одна женщина хотела свой подходящий к месту случай рассказать, да не успела – продавщица пришла, стала керосин отпускать.
1995