Разговор с нормальным украинцем

Юрий Бахаев
Интересный разговор состоялся у меня летом 2018 года с одним украинцем. Тон и уровень общения понравились. Ах, всем бы так говорить – и не было б войны дурацкой! Вот хочу вам привести наш диалог…
Было это в купе поезда. Я отдохнул в Кисловодске и ехал в свой Липецк. Он подсел в Пятигорске – тоже с отдыха отъезжал. В Москву, и на Украину потом… В Харьков. Разговорились…
– Удивили: с Украины так мало народу отдыхает теперь в Кавминводах!
– Это точно. Дожили... Дорого по деньгам нашим стало. Поезда отменили… Да и не рекламируют теперь на Украине курорты российские.
– И почему поехали?
– В детстве с родителями тут отдыхал. Ессентуки, Кисловодск… Здоровье было не очень. Лечили на водах. Сейчас – профилактика, – улыбнулся.
На вид собеседнику было лет 60. Интеллигентен весьма…
Встречаются иногда мне люди с Украины (требуют там многие говорить «из», но вот не привык – не буду!) в поездках по России, и каждый раз тянет о политике с ними заговорить… Однако воздерживаюсь. Слишком острым может выйти разговор.
Тут же он сам начал:
– Мда, дожили… Ведь не так давно были гражданами одной страны! Советские люди. Ездили свободно везде, о нациях не думая. Украинцы и русские вообще были как один народ…
– Капитализм разделяет. Каждый живёт ради своего Эго, пестует свою идентичность, а остальные – умрите!
Он отрицательно покачал головой:
– Не согласен. В Европе, с её капитализмом, национальных проблем почти нет. Просто у нас ещё феодализм наполовину – на Украине нашей…
– Да Вы ватник! – сощурился я иронично.
– Он самый! Придумали, селюки, слово... Я по национальности – украинец, но вот против русских никогда ничего не имел.
– Ну я тоже к украинцам хорошо отношусь. Отец мой, кстати – украинец, с юга Воронежской области.
– А у меня бабушка русская! Да и другие родственники…
– И вот теперь мы стреляем друг друга!
– Эх… – вздохнул он. – Политики нас стравили. Это ведь, по сути, гражданская война. Когда-то русские стреляли в русских. Было?.. Одни за коммунизм бились, другие капитализм защищали. А сейчас одни на Украине хотят в Европу, а другие – Россию. Такой же разлом, конфликт породивший.
– И что, воевать?!
– Нет, конечно. Я не оправдываю войну, но объясняю причину. Воевать ни из-за чего не надо! Всегда можно договориться. Устроить референдум о самоопределении – в крайнем случае.
– Так восток Украины и предлагал его!
– Да, предлагали – митинги и у нас в Харькове были… Я сам поддерживаю идею этого референдума. Проголосовали – и точка: разошлись спокойно, кто в Украину, кто в Россию. Каждый живёт потом своим миром.
– Такой референдум и был на Донбассе четыре года назад!
– Был. Но я не признаю его результатов. Проводился под контролем боевиков… Хорошо – ополченцев. Его надо было проводить под эгидой ОБСЕ и ООН.
– Согласен. Но почему Украина не предложила такой референдум?
– А почему Россия не предложила?
– Ну… наши вроде как хотят забрать всю Украину – вернуть в свою сферу влияния. Типа перебесится и вернётся. А референдум – это рубикон: какая-то часть уходит навсегда.
– Совершенно верно! И у нас так же рассуждают: перебесятся на востоке Украины, да и вернутся к неньке…
– И обстреливают, чтобы вернулись!
– Наши медиа говорят, что – в ответ… Как бы там ни было, я считаю, что войну начала Украина. По указу США. Нужна американцам просто очень эта война в их геополитике, и также нужна нашему олигархату, чтоб недовольство народа перенаправить в другое русло. Да и финансовую помощь на войну чтобы получать и разворовывать. Жаль, простой народ у нас этого не понимает…   
– Поймёт?
– Нескоро. Тут, повторяю, американцы стоят над всем: пропаганда сильно работает. Телевизор мозги-то человеку хорошо перестаивает, даже неглупому… Я вот российские телеканалы на отдыхе смотрел две недели, и на многое теперь смотрю несколько по-другому.
– И где правда?
– Смотреть надо и то, и то – сравнивать… Ещё в Интернете информацию проверять, в соцсетях упоминаемых городов. Как-то так.
– Долго же!..
– В том и проблема. Мало кто хочет перепроверять информацию.
– Ладно… И когда, по Вашему мнению, закончится эта война?
– Я не знаю. Вообще, думаю, будет ещё один Майдан у нас, на Украине. Народ очень озлоблен: уровень жизни не вырос, война не закачивается, и всё больше людей прозревают, что их развели… Боюсь, будут ещё более кровавые события у нас, а страна распадётся на Западную и Восточную Украину, некоторые регионы могут уйти в Россию. Пока американцы держат ситуацию, но это не вечно.
– А хотите ли Вы, чтобы Харьков ушёл в Россию?
– Нет. Я, повторяю: украинец. Я – за независимое украинское государство, но дружественное России.
– Как Медведчук?..
– Да, мне очень близка его позиция.
– Ну вот… Хорошо, когда встречаются интеллигентные и воспитанные люди! – говорю собеседнику с улыбкой.
– И не холерики, – смеётся.
– А вы-то кто по образованию?
– Археолог. Изучаю эпохи… Нашу будут изучать через тысячу лет коллеги и говорить: какие же там были дикари!
– Точно.
Говорили потом на другие темы… Два человека разных национальностей. Спокойно. Без враждебности друг к другу. Национальностей, которых умело стравили – в угоду молоху геополитики её капитаны Ада.