Неформальная еда

Борис Лоза
Кто из нас не ел в жизни чего-то такого, на наш взгляд очень даже вкусненького, но что могло бы показаться противным или совершенно отвратным человеку с другими кулинарными вкусами и культурными ценностями? Я не говорю о медвежатине, мясе дикого оленя, кабана или тетерева. Это хоть и экзотическая еда и может не все её пробовали – но вполне «нормальная человеческая» еда. Ее можно спокойно, без оглядки, предложить жителю другой страны, ничем его не оскорбив.  В тоже время, если «на людях», вы будете наслаждаться нежнейшим мясом «простого» говяжьего языка, то «коренные» канадцы и американцы сочтут вас диким варваром (даже, если вы ели прилично и почти не чавкали), а от предложенного вами от чистого сердца кусочка – брезгливо отмахнутся. Как нам с вами ни странно, но они отдают этот деликатес своим домашним собакам.

Я хочу рассказать вам о еде, которая может показаться кому-нибудь отвратительной. Однако ее за «обе щеки» уплетают в других странах. И не потому, что там нечего есть (в этом случае понятно – «голод не тетка»!), а потому, что ее считают ДЕЛИКАТЕСОМ в этих частях света.

Предупреждение! Нервных граждан и товарищей с очень богатым воображением прошу дальше не читать, а вернуться к своему салу с чесноком, окрошке, киселю и домашнему холодцу (все перечисленное покажется о-о-очень странной едой для «урожденных» англичан, австралийцев, канадцев и американцев). Всем остальным – приятного чтения!

«Не хлебом единым жив человек» (из Библии)

Еще в Советском союзе, на школьных переменах, мы дети, бегали в ближайшею аптеку. Там, без всякого рецепта, нам продавали плитки гематогена (высушенной коровьей крови), таблетки сладкой глюкозы и пакетики с аскорбиновой кислотой. Тогда это все считалось для нас деликатесом. После школы, во дворах, опустив травинку в муравейник и подождав, когда на нее заберутся муравьи, мы обсасывали кисленькую «муравьиную кислоту», получившеюся после атаки травинки разгневанными муравьями. Ели клевер и «пастушью сумку». И наверно не потому, что в магазинах практически не было конфет, а скорее всего потому, что это был другой, «наш собственный, изобретенный нами» вкус, приобщавший нас, детей, к обществу со своей специфической культурой и традициями. Взрослые гематоген не ели, а насчет «аскорбинки» не знаю… Во времена перестройки, магазины Краснодара наводнили тушками нутрий. Что такое нутрия? Это «водяная крыса». А как было вкусно! Странная ли это еда для сегодняшних школьников? Наверно. Но для нас тогда, это было совсем обычное дело.

Будучи очень любознательным, я всегда интересовался многими вещами и в частности едой народов тех стран, где побывал. Поездив по миру, я съел свою долю разной диковинной (иногда, даже «сверхдиковенной») еды. Хотя в мире и существует неизмеримое количество необычных деликатесов, остановлюсь только на тех, что сам воочию видел как едят или, что сам попробовал. Сразу скажу, что я не «экстремал». Для меня существуют определенные табу. Никогда не буду пробовать человеческую плаценту, так высоко ценимую в Китае. Там, плацента рожениц  из роддомов идет «на ура». Считается, что она омолаживает. Но как все, наверное, знают – в Китае едят все!
 
Хочу предвосхитить ухмылки сторонников концепции: «Ты есть то, что ты ешь». Это выражение относится к переработанной промышленным способом неорганической и генетически модифицированной еде. Здесь же, мы поговорим о «чужеземных» традициях. Не о генетически  модифицированной еде, а о «живой» в прямом и переносном смысле. К сожалению, ограниченный размер рассказа не дает мне поведать о всех экзотических блюдах, с которыми мне пришлось сталкиваться. Расскажу лишь о самых избранных. Приготовленных только из животных. О растениях расскажу в другой раз.

Предвидя возмущенные возгласы и осуждающие взгляды, хочу подчеркнуть, что информация в рассказе дана с познавательной точки зрения. Не надо никого осуждать! Едим же мы коровье мясо, несмотря на то, что это священное в Индии животное. Любим же мы кролика в сметане, несмотря на то, что это такой милый зверек…

«В траве сидел кузнечик» (из детской песенки)

Для меня «королевством» необычной еды является Мексика. Не Китай, где может и «едят все подряд», однако все это приготовлено «на один вкус» (по крайней мере для меня). Мексика же - страна, в которой много разнообразной и вкусной еды. Не зря их традиционная кухня занесена ЮНЕСКО в список мирового наследия человечества. Я не буду рассказывать о барбакоах, кесадиях, эмпанадах, энчиладах, начосах, такосах, чурро, чорисo и многих других хорошо всем известных и любимых вещах. А расскажу о «до-колумбовской» еде, которую до сих пор едят местные жители. В каждом штате Мексики существуют свои кулинарные «изыски». Одно из моих любимых блюд в штате Мехико – «эскамолес» и «гусанос де магей». «Эскамолес», это хорошо приготовленные, большие личинки муравьев. Если это блюдо хорошо приготовлено и свежее, то оно обладает «интересным» вкусом. «Гусанос де магей», это личинка небольшого мотылька, обитающего на голубой агаве. Такую личинку еще кладут в каждую бутылку мескаля, разновидности всем известной текилы. Это делается для того, чтобы показать крепость напитка. Личинка в бутылке не разлагается, а находится в заспиртованном виде.

«Эскамолес» и «гусанос де магей» хорошо запивать «пульке» - слабо ферментированным свежим соком голубой агавы. Еще десять лет назад, в Мехико, можно было найти несколько «пулькерий», где мужчины пили этот густой, белого цвета, слабоалкогольный напиток. Женщины туда не ходили и на Галю (мою жену), когда мы зашли в такую «пулькерию» и заказали несколько видов «пульке», глазели все «бендюжники». К сожалению, сегодня таких традиционных «пивнушек» практически не осталось.

В штате Оахака национальный ингредиент для салатов и почти всех других блюд (включая добавку к поваренной соли) - «чуполинес». Это сушенные кузнечики. Их продают на базаре по цене согласно их размерам. От больших и средних, до самых маленьких. Не ищите «чуполинос» в штате Мехико или Пуэбла. Не их это специализация, разводить кузнечиков!

В одном из ресторанов в Мехико, который специализируется на «аутентичной» мексиканской кухне, я пробовал пирог, начинённый не яблоками, а яйцами простых комаров. Комаров в Мексике много. Зачерпнешь воду в реке - и сачок полон комариных яиц! Однако, пирог был так себе – больше экзотики, чем вкуса.

В Китае я пробовал жареные личинки цикад. Как раз был сезон их выхода из-под земли. Моя жена их есть не стала, а мне из-за моего «научного любопытства» -пришлось.

В Мексике готовят традиционные блюда из очень разнообразных насекомых. В ход идёт несколько видов муравьев, диких пчел, цикад и личинок многих мотыльков и бабочек. Все эти блюда очень питательны и даже полезны. Кто-нибудь может и возразить: «Так это же в Мексике! Там тепло». «Холодные» страны тоже имеют свою норму довольно странных блюд и традиций. Так, например, в «Инсектарии» (музее насекомых) в Монреале (Канада), раз в году, традиционно проводятся «пиры» с насекомыми, используемыми в качестве ингредиентов. Это делается для пропаганды замены мяса пищей из насекомых. Такие события очень популярны. Меню такого «пира» включает пиццу с африканскими пчелами, леденцы с муравьями, лепешки с саранчой и разные другие вкусняшки.

В Америке (США и Канада) усиленно пропагандируется еда из насекомых как заменитель белка и «гуманного» отношения к животным. В крупной торговой сети продовольственных магазинов Канады можно купить порошок из сушенных сверчков (не путать с кузнечиками или саранчой!). Я разговаривал с владельцем фермы, где выращиваются сверчки. Там вполне серьезное производство. Сверчки «выпускаются» одновременно – на корм домашних любимцев (рептилий и рыбок), рыбалки и для питания человека. Сверчки (как впрочем кузнечики и саранча) должны перед тем как из «забьют» на корм – поголодать. Они голодают около месяца, для того, чтобы их желудок очистился от экскрементов. При этом они не теряют свой жир. Их желудок опустошают из-за того, что их едят целиком, не чистя. Их желудок нельзя промыть, как моют, разрезав, желудок кур. Поэтому, только «кристально чистые» насекомые должны идти на «бойню». Я считаю, что если говорят о моральной стороне процесса выращивания мясных животных (обеспечение достойного содержания, облегчение страдания перед и во время бойни), то сегодня в этот список нужно внести и насекомых. Без шуток!

«А за ними бутерброд: Подскочил – и прямо в рот!» (из стихотворения «Мойдадыр»)

Давайте поговорим о живой еде. Заметьте, слово «живая» написано без кавычек. Для этого есть свои причины. Некоторые «продукты» едят только живыми. Если они не живые, то значит уже «просроченные» потому, что теряется вкус или специфика их поедания.

«Чапулинес», у нас в простонародье называемый «жук вонючка», широко распространен в России и по всему миру. Он придает еде пикантный вкус. Жуков кладут на язык вместе с кукурузной лепешкой. Если быстро не прожевать, то чувствуешь как они щекочут язык, лазая по нему.

Во Вьетнаме, вам дадут съесть бьющееся сердце кобры. В Японии – сердце лягушки.
В Эквадоре, местный индеец угощал меня живыми личинки жука «долгоносика». В Южной Корее вы можете полакомиться живыми щупальцами осьминога («саннакажи»). Качественные и хорошо приготовленные щупальца должны присасываться к языку во время поедания. Морских ежей (внутреннюю их часть), как и устрицы тоже едят живыми. В Нью Йорке есть ресторан, где подают живых лобстеров. Лобстеры ходят по столу, вы их подбираете, поливаете соусом и отправляете в рот. Говорят, что беспозвоночные животные не чувствуют боли. Но кто это у них спрашивал?

«Зажми нос и гляди в потолок…» (из повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

В Швеции, в отеле где я однажды остановился, на журнальном столике стояла табличка с пугающим предупреждением: «Внимание! Открывать или употреблять в пищу Сюрстрёмминг внутри номера категорически воспрещается! Нарушители будут оштрафованы». В тоже время, таблички с запретом на курение или распивание спиртных напитков нигде в номере не было. «Ага, - подумал я. – Надо узнать, что это такое и попробовать!» Сюрстёммингом оказалась ферментированная селедка «по-шведски». Я нашел консервную банку с этим «запрещенным» продуктом в первом же супермаркете за углом. На улице было очень холодно и время для пикника еще не скоро должно было наступить. Ничего не оставалось, как идти в свой отель. Как законопослушный турист, я не стал открывать её в своем номере. Открыл эту банку в коридоре отеля… В свое оправдание могу сказать, что я ничего не знал об этом продукте, кроме того, что это «какая-то селедка». Даже не открыв полностью банку я понял, что меня могут арестовать (даже не оштрафовать!) за нанесение «тяжких «ароматических увечий» сразу всем жителям этого гостеприимного отеля. Селедка воняла так, что закрыв нос рукой я выбежал на улицу. Там ее и попробовал. Запах в коридоре стоял еще несколько дней, но радушные шведы не стали искать того, кто «нашкодил». Может они привыкли и так делает каждый новый турист, прочитавший в первый раз табличку с грозным предупреждением?

Когда мы были во Вьетнаме, в номере стояла табличка с запрещением приносить и поедать внутри отеля дурно-пахнущий фрукт дуриан. Во Франции запрещено провозить на любом виде публичного транспорта (только лишь в своей машине) сыр «Эпоз де Бургунь». Запрещено закусывать им, чтобы то ни было, в общественных местах. Особенно вонючий запах этому сыру придает реакция пива с бактериями сырной культуры. «Эпоз» можно есть только «в специально отведенных для этого местах». Заказав кусочек сыра «на пробу» в ресторане, я не смог его доесть, а отдал официанту «на чай». Мне показалось, что он был очень этому рад (сыр стоит дорого). В Исландии, например, не каждый сможет перебороть запах традиционной ферментированной гренландской акулы. Там же в Исландии есть блюдо «чонкикёт» - копчёное баранье мясо. Так как в Исландии мало деревьев, то это мясо коптят на «лепешках», оставленных тем же самым бараном. Получается что это изысканное блюдо не что иное, как обычный «баран, копченный в собственных экскрементах». Если, зная всё это, вы сможете перебороть запах «копчёностей», то это мясо вполне нормальное.

Довольно много сильно пахнущей еды и в других частях света. Она, конечно «на любителя» и к ней надо начинать привыкать по чуть-чуть с детских лет. Мы же любим «нашу» квашеную капусту? Приготовленная с маслицем и лучком – это лучшая закуска. Только надо переждать очень «неблагоприятный» запах, появляющийся сразу после открывания крышки банки с квашеной капустой.

 «Федя, дичь!» (из фильма «Бриллиантовая рука»)

В одном из ресторанов Эль Сальвадора, в маленьком и не «туристическом», нам дали интересное меню. Оно не было написано от руки, а было напечатано и даже ламинировано. Это говорило о том, что все там перечисленое было гарантировано, по крайней мере до того момента, пока не заменят меню. В нем были перечислены разные варианты блюд из броненосца и зеленой игуаны. На броненосцев охотятся многие жители Южной Америки. Его почти полностью истребили.

В Перу и Эквадоре классическая «дичь» это обычные морские свинки из зоомагазина. Говорят, что сам император инков очень их жаловал. На острове Гренада, традиционное блюдо - опоссум. Его можно найти по средам в местных ресторанах. Опоссум считается национальной едой этой маленькой страны. Говорят, что когда английская королева посещала остров, к ее столу подали блюдо из опоссума. Он ей очень понравился, но когда она узнала, что это было, то разразился страшный политический скандал! Кстати, мясо морских свинок, опоссума и крокодила напоминает по вкусу мясо кролика.

В Лаосе мы пробовали летучих мышей. В них почти нет мяса, но они считаются местным деликатесом. В Мексике уже крайне редко, но едят яйца игуан, мясо попугаев, мышей и обезьян. В США, в горах Аппалачи, деликатесом считается мясо енотов и белок. Мой знакомый канадец (родившийся в Венгрии) очень любит мясо белок. Он их запекает в духовке по три-четыре штуки за раз. Говорит, что они по вкусу напоминают мясо кролика.

В Канаде, также популярен хвост бобра. В Квебеке (Канада) можно найти в сезон мясо морских котиков. На вид оно очень черное от многочисленных кровеносных сосудов, позволяющих морским котикам переносить лютый холод северных морей. У мяса котиков слабый вкус крови.

«К чему ввязываться в такое опасное дело?» (из повести «Двенадцать стульев»)

Конечно, есть еда, которую и необязательно пробовать, хотя она считается деликатесом и даже бывает вкусная. Я уже писал о том, как пробовал в Японии смертельно опасную рыбу «фугу» и остался в живых (рассказ «Невостребованное будущее»). Живые щупальца осьминога тоже считаются очень опасными. Если их плохо прожевать, то они могут присосаться изнутри к дыхательному горлу и перекрыть обречённому гурману кислород. Довольно часты случаи смертельного исхода.

На Сардинии (Италия), сыр «Касу марзу» приготовленный из овечьего молока, кишащий, наводнившими его личинками мух, запрещен по всей Европе. Однако есть истинные любители такого деликатеса. Похожий сыр, называемый «Касгиу мерзу» (я уверен, что «мерзу» переводится как «мерзость», хотя и не проверял в словаре), можно найти на Корсике. «Хакарл» - ферментированное акулье мясо, популярное в Исландии, тоже относится к опасной для здоровья еде из-за содержащихся в нём токсинов. В Намибии (Африка) воздержитесь от традиционного блюда, приготовленного из африканской гигантской лягушки. Уж очень она ядовитая!

Еда, которая должна быть табу (из жизни)

Не вся традиционная еда «имеет место быть». Так, в Южной Корее мы с женой пошли на специальный рынок, где продают и готовят для еды собак и кошек. Из еще живых собак, делают настоящую «отбивную». Их буквально забивают до смерти. Кровь приливает к местам удара палкой, образуя «синяк». Считается, что от этого мясо собаки становится очень нежным. Когда я попытался такое сфотографировать, то на меня напало несколько корейцев. Они кричали, махали руками и грубо толкались. Я еле «отбил» свой фотоаппарат. Потом, в гостинице, придя в себя, удалил все снимки. На них было страшно смотреть. Возле рынка было много ресторанов, где готовили  «бошитанг» - блюдо из «собачятины» (или собачены?). Жена потом не могла неделю есть любое мясо. Там же продают для еды и кошек. В Мексике, ацтеки разводили и ели специальных собак, начисто лишенных шерсти. Этих собак и сейчас можно там встретить, но их уже никто не ест. В Перу есть деревня, где разводят и едят кошек. В этой деревне я не был, поэтому ничего не могу сказать…

Из-за их популярности, люди истребили почти всех броненосцев. В Китае популярен суп из плавников акулы. Плавники стоят дорого и за акулами охотятся все кому не лень. По самым скромным подсчетам, в мире уже истребили более 90 процентов акул. В Японии едят мясо дельфинов. Сердце обливается кровью зная, что эти добрые и умные животные не могут себя защитить.

Если люди перестанут покупать такую еду, то может пропадет на нее спрос и всех этих животных оставят в покое? Но наверно, так думать наивно...

На десерт

Если вы решитесь и подвернется возможность попробовать еду, упомянутую в рассказе (кроме «табу»), делайте это на свой страх и риск.  За последствия не отвечаю, однако утверждаю, что только пробуя местную еду, которую едят живущие в стране люди, можно хотя бы немного понять их культуру и традиции. Я свято верю, что надо уважать чужие традиции, какими бы неудобоваримыми, с нашей точки зрения, они не были. Особенно, это относится к кухне народов мира. Даже если по нашему мнению еда не так хорошо пахнет или в прямом смысле убегает со стола. Не надо причислять сразу всех представителей такого народа к варварам или «нецивилизованным».

Лично мне все равно, что человек употребляет в пищу. Лишь бы при этом не издевались над животными и не уничтожали природу. Даже, если кто-то не так, как мы того хотим, выглядит и у него не такая прическа – первым делом надо помнить, что это человек! Кто сказал, что именно наша еда самая правильная? Этим и прекрасна наша земля. Сколько людей – столько же и разных, интересных традиций и обычаев. Лишь бы человек, который ест, даже самую неприглядную на наш взгляд еду, был добрым и хорошим!