История сел Бобово и Еланки

Геннадий Кузнецов Петрусь
Селение Бобово, что находится ныне в Марксовском районе, было основано в первой половине XIX века. Оно есть в статистических справочниках, однако значится довольно необычным образом. В списке населенных мест 1900 года было указано: «Деревня Бобова была образована из хуторов Бобовых, и хотя находится в черте Новоузенского уезда, но в административном отношении причислена к Мало-Быковской волости Николаевского уезда»[1]. На карте 1890 года, еще как хутор Тягуновский, деревня находится на территории Калужской волости. Но в списке этой волости Бобово не было. В 1900 году кусок территории с Бобово и Еланкой прирезан уже к Верхне-Караманской волости. Но и в этой волости Бобово не значится: это немецкая волость, преобразованная из Верхне-Караманского колонистского округа. Что за необычная судьба селения, которое было – и которого как будто не было?

Бобово за свою историю имело много названий: хутор Тягуновский, хутор Бобовый, хутор Бобовый враг, деревня Бобова, Бобовое, Бобовка. Селение было основано жителями села Малой Быковки (она же Тягуновка), что на Большом Иргизе (ныне Балаковский район). От Тягуновки хутор отстоял всего лишь на  40 км, что по сравнению с переселениями в Заволжье из Орловской, Херсонской, Полтавской губерний было ничтожно мало. Это были государственные крестьяне, то есть лично свободные люди. С формальной точки зрения хутор Тягуновский селением не являлся – его нет в переписи податного населения (ревизских сказках) 1858 года. Его жители оставались по-прежнему приписанными к сельскому обществу села Тягуновки (Малой Быковки)[2]. Это был удаленный хутор села Тягуновки – а потому и назывался Тягуновским. Вполне понятно, что поэтому он и относился к Мало-Быковской волости Николаевского уезда, а ни в Калужской, ни в Верхне-Караманской волости его не было.

Земля на границе Новоузенского и Николаевского уездов была куплена крестьянами у местных землевладельцев. Полковник Федор Григорьевич Щербатский  продал весть свой участок в 2380 десятин (десятина равна 1,09 га)[3]. Поручица Варвара Петровна Бахметьева уступила  большую часть (1551 десятину) из своего участка в 2490 десятин (южная часть, примыкающая к Большому Караману, осталась в её собственности)[4]. Участок к западу от села так и назывался Щербатовским, а южный участок – Бахметьевским.

Земля была общего владения однодворцев села Малой Быковки:
Сафона Евсеева Рудовицина,
Марка Кузьмина и
Лукьяна Иванова Голобоковых,
Александра Никифорова Ефанова,
Дениса Федорова Бычкова,
Егора Никитина Даева,
Андрея Яковлева Жиганова,
Федора Яковлева Жиганова,
Филиппа Иванова Палицина,
Поликарпа Наумова,
Ивана Никифорова Ефанова,
Якова Афанасьева Огурцова,
Григория Мартынова Раевского,
Порфирия Исаева Туручманова,
Нестора Ефимова Ченцова,
Агафона Евдокимова Ефанова,
Трофима Алексеева Желудкова,
Федора Яковлева Жегалова,
Давыда Евдокимова,
Устина Алексеева Косарева,
Дмитрия Тимофеева,
Поликарпа Еремеева Радичева,
казенного крестьянина Ивана Андреева Кошкова,
Дементия Никитина Короткова,
Тихона Филатова,
Назара Епифанова,
Андрея Ларионова Трушина,
Кузьмы Федотова Быкова,
Федора Зотова,
Корнея Захарова Горбатова,
Николая Тимофеева Семенова,
Федора Васильева Сошнева,
Федора Иванова Реченского,
Никиты Иванова Реченского,
Осипа Спиридонова,
Александра Спиридонова,
Игнатия Тимофеева Городничева,
Артамона Яковлева Короткова и
Якова Шебаева[5].

Дело о земле, пожалованной полковнику Щербатскому, а от него доставшейся после покупки «однодворцам Родиону Желудкову и Нестору Ченцову из сельца Малой Быковки Вольского уезда, с товарищами 39 человеками», датируется 10 июня 1833 года; это и можно считать датой основания селения Бобово.

Земляные владения были немалыми. Так, крестьянину Малой Быковки Акиму Ивановичу Ефанову принадлежало в 1885 году 50 десятин земли, Филиппу Григорьевичу Огурцову 190 десятин, Желудкову с товарищами в 1878 году 2000 десятин[6]. При выходе из Тягуновки крестьяне получили еще свои душевые наделы 1153 десятин, и общая площадь обрабатываемой земли Бобово составляла 5084 десятины.

Ровно такая же ситуация была с расположенным неподалеку хутором Еланским. Он был основан жителями села Еланки, что тоже лежала на реке Большом Иргизе недалеко от Тягуновки. Удаленный хутор села Еланки – вот и назывался Еланским. Земля была приобретена жителями в собственность в том же 1833 году: Петр Бурлаков, Ефим Новиков, Гурьян Батин и Матвей Зинин купили участок в 2000 десятин у супруги умершего генерал-майора Засядко. Хуторяне числились мещанами (то есть городскими жителями) Вольска[7]. В 1878 году вольские граждане братья Антипины владели 140 десятинами земли, Батин Семен –105 десятинами, Батин Матвей – 55 десятинами, Брюзгин Григорий – 110 десятинами, Бурлаков Пётр – 100 десятинами[8]. Всего земельный участок хутора Еланского до революции 1917 года насчитывал 1820 десятин земли.

Вернемся к Бобовому хутору. Свое название селение получило из-за зарослей бобовника, которого было очень много по местным оврагам. По рассказам жителей, вокруг было царство съедобных ягод: по оврагам росла дикая вишня, тёрн, клубника[9].

С западной стороны в пруд, вдоль которого было расположено Бобово, впадал овраг, который разделял село на две части. Меньшая южная часть называлась местными жителями Ишим, большая же северная часть носила название Бобово, и обе вместе составляли одно целое село Бобово.

Сначала сюда переселилось из Тягуновки 5 дворов зажиточных крестьян, затем число увеличилось до 25. С течением временем село расширялось, в окрестностях образовались новые постройки. Сначала это были преимущественно саманные мазанки, которые освещались лучиной, затем появились сальные свечи, а в конце XIX века появился керосин. 

Население с.Бобово по церковным ведомостям [10]
Год
1893 - 500
1894 - 520
1901 - 557
1902 - 577
1904 - 617
1907 - 734
1908 - 701
1909 - 784
1910 - 793
1912 - 832
1913 - 854

Обозначенной выше землёй крестьяне пользовались до начала XX века. С увеличением населения земли стало не хватать, и с помощью Самарского крестьянского земельного банка был откуплен в рассрочку на 50 лет ещё один участок земли в 1500 десятин.
Имея значительное количество земли, население было хорошо обеспечено. Большие посевы требовали большого количества рабочей силы на сезонные работы. Эта потребность обеспечивалась наемными рабочими руками, которые шли из Баронска (Маркса) и Вольска. В 1913 году при 90 дворах в селе было более 1000 сезонных летних рабочих, преимущественно жнецов. Рабочие шли большей частью из Саратовской (правобережной) и Пензенской губерний.

Бобово преуспевало. На свои средства жители построили в 1903 году деревянную церковь и открыли церковно-приходскую школу для своих детей[11]. В 1910 году школа была передана под управление земства[12].

Население х.Еланского по церковным ведомостям [13]
Год
1901 - 154
1902 - 147
1904 - 209
1907 - 141
1908 - 181
1909 - 148
1910 - 152
1912 - 155
1913 - 159

Понемногу росло и население хутора Еланского. Первые несколько лет выселившиеся крестьяне жили вдоль Бирючьего пруда. Сначала строили мазанки, а позже и деревянные дома14. Расположение селения не менялось, жители строились по-прежнему вдоль пруда и оврага. И Бобово, и хутор Еланский заселялись людьми близких сословий со схожим отношением к труду, поэтому и жизнь текла в них одинаково хорошо.

Революционные события 1905 крестьяне Бобово и хутора Еланского встретили равнодушно, так же восприняли и события весны 1917 года. Принимали участие в них лишь постольку, поскольку требовали от них новые демократические органы. Однако всё изменилось в конце 1917 – начале 1918 года.

В начале Октябрьской революции были созданы комитеты бедноты, появились отряды красной гвардии, налагавшие контрибуцию на богатых крестьян.

Поскольку население Бобово было очень зажиточным, настроение против Советской власти создалось враждебное, а после первой мобилизации в Красную Армию местное население начало организовываться в белые отряды. Был организован штаб белой крестьянской организации. Огнестрельного оружия было мало, поэтому вооружались вилами и косами, делали пики. Но, видя плохие последствия крестьянского восстания в боях с красными отрядами под Крутцами, Пылковкой и Голицыным, население разогнало белый штаб. Победа красных войск в Балакове и Вольске окончательно прекратила волнения, население подчинилось новой власти, и мобилизация в Красную Армию прошла успешно. Беднота взяла руководство. Была организована ячейка ВКП(б) (около 40 членов), в которую вошло много зажиточных крестьян, считавших, что этим спасут свое благосостояние. При мобилизации ячейки на войну она распалась[15].

Одновременно с событиями гражданской войны в бывших немецких колониях шел процесс восстановления национального самосознания. 19 октября 1918 выходит Декрет СНК «О немецких колониях Поволжья», которым из мест, заселенных немцами-колонистами, создавалась автономная область немцев Поволжья16. Поскольку к области отошли лишь немецкие сёла с их земельными наделами, её территория приобрела клочкообразный вид со множеством анклавов, находившихся в соседних территориях.

В образовавшуюся автономию вошли восточные территории немецкой Верхне-Караманской волости, русские же селения Бобово и Еланка оставались таким же клочком в прежнем подчинении в Новоузенском уезде. Эта территория Новоузенского уезда, не вошедшая в Область немцев Поволжья, в 1919 году была передана в Саратовскую губернию. 21 июля 1920 года губернская административная комиссия утвердила раздел Новоузенского уезда на Покровский, Дергачевский и Новоузенский уезды Саратовской губернии, и Бобово стало находиться в Покровском уезде. И лишь затем, когда началось «округление» Трудовой Коммуны Области Немцев Поволжья, в её состав вошёл Фёдоровский кантон с преобладанием русских населенных пунктов, в том числе и упомянутые селения. То есть село Бобово и хутор Еланский вошли в автономную область 1 августа 1922 в составе Фёдоровского кантона, который включил в себя русские сёла Покровского и части Дергачевского уезда.

Жители селений постепенно отходили от ужасов голода и гражданской войны. Население Бобово, по сведениям сельсовета, было на начало 1926 года – 826 чел., 1927 года – 851 чел., 1928 года – 879 чел[17].

Значительно выросло население хутора Еланского; селение стало называться Еланкой. Население на начало 1926 года – 287 чел., 1927 года – 290 чел., 1928 года – 307 чел.[18].

В 1935 году Фёдоровский кантон был разделен на два: Фёдоровский (новый) и Гнаденфлюрский, к которому и отошли Бобово, Еланка (вместе с Липовкой и Вознесенкой). В 1941 году АССР НП была ликвидирована, и селения стали относиться к Гнаденфлюрскому (с 1942 года – Первомайскому) району Саратовской области. Село Бобово росло, а Еланка постепенно пустела. В 1955 году в поселке было всего 40 человек, в 1957 году поселок еще упоминается в официальной публикации «Об образовании избирательных пунктов по выборам народного суда»[19]. В 1958-1959 гг. жители посёлка Еланка полностью переехали в село Бобово, и по ходатайству Липовского сельского Совета 14 июля 1960 г. решением исполкома Первомайского районного Совета депутатов трудящихся деревня Еланка была признана ликвидированной[20]. В 1962 г. село Бобово и территория несуществующей деревни Еланки стали частью Марксовского района.
                Геннадий Григорьевич Кузнецов, июнь 2018

ЦГАСО - Центральный государственный архив Самарской области
ГАСО - Государственный архив Саратовской области
ГИАНП - Государственный исторической архив немцев Поволжья в г.Энгельсе
   
1. Список населенных мест Самарской губернии. Составлен в 1910 году секретарем Самарского губернского Статистического комитета Н.Г.Подковыровым. Самара, Губернская типография, 1910, стр.307
2. ЦГАСО ф.150 оп.1 д.96 Ревизские сказки 1850 г. Список удельных крестьян Малоперекопнинской волости. Малая Быковка, Тигуновка тож
3. ЦГАСО ф. 388 оп. 51 д. 655 Межевая книга Саратовской губ. Саратовского уезда, пожалованной земли г. полковнику Щербатскому, а от него доставшейся по покупке Вольского уезда сельца малой Быковки, однодворцам Радиону Желудкову и Нестеру Ченцову с товарищами 39 человеками
4. ГАСО ф.654 оп.1 д.464 Межевая книга Саратовского уезда, на луговой стороне реки Волги, отмежеванная земля поручице Варваре Петровне Бахметьевой, доставшаяся ей по покупке от генерала от артиллерии Игнатьева права на избрание Всемилостивейше пожалованной ему земли
5. ГИАНП ф.371 оп.2 д.131 Геометрический специальный план Самарской губернии  Новоузенского уезда Всемилостивейше пожалованной земли генералу артиллерии Игнатьеву, образовавшейся по специальному межеванию под названием первой части участка Бахметьевского (Б-11)
6. ЦГАСО ф.150 оп.2 д.66 Листы поземельных владельцев Новоузенского уезда, л.11-44
7. ГАСО ф.654 оп.1 д.477 Межевая книга Всемилостивейше пожалованной земли г.генерал-майору Засядко, по кончине коего досталась супруге его Елене Алексеевне, а от нее по покупке поступила во владение города Вольска мещанам Петру Бурлакову, Ефиму Новикову, Гурьяну Батину и Матвею Зинину
8. ЦГАСО ф.150 оп.2 д.66 Листы поземельных владельцев Новоузенского уезда, л.11-44
9. ГИАНП ф.Р1831 оп.1  д.172 Краеведческие материалы к книге «Наш кантон» по Федоровскому кантону т.1 (1928), л.3об
10. Количество населения приводится по клировым ведомостям: сначала церкви села Малой Быковки Николаевского уезда, затем церкви села Казакова Хутора Николаевского уезда (ЦГАСО ф.32 оп.17), затем, после строительства церкви в Бобово, по клировым ведомостям Николаевской церкви самого села (ЦГАСО ф.32 оп.19)
11. ЦГАСО ф.32 оп.19 д.197 Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда 1904, л.13
12. ЦГАСО ф.32 оп.19 д.225 Клировые ведомости церквей Новоузенского уезда 1912, л.8об
13. Количество населения приводится по клировым ведомостям: сначала церкви села Еланки IX благочиннического округа Николаевского уезда (ЦГАСО ф.32 оп.17), затем села Бобово III благочиннического округа Новоузенского уезда
14. ГИАНП ф.Р1831 оп.1  д.172 Краеведческие материалы к книге «Наш кантон» по Федоровскому кантону т.1 (1928), л.45
15. ГИАНП ф.Р1831 оп.1  д.172 Краеведческие материалы к книге «Наш кантон» по Федоровскому кантону т.1 (1928), л.4-4об
16. Декрет Совета Народных Комиссаров №831. О немецких колониях Поволжья. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 1092-1093. (http://istmat.info/node/31668)
17. ГИАНП ф.Р1831 оп.1  д.172 Краеведческие материалы к книге «Наш кантон» по Федоровскому кантону т.1 (1928), л.5об
18. ГИАНП ф.Р1831 оп.1  д.172 Краеведческие материалы к книге «Наш кантон» по Федоровскому кантону т.1 (1928), л.45об
19. Газета «Ленинец» № 95 от 21 ноября 1957 года
20. Лемдяев В.В. Марксовский район. Энциклопедический словарь. Саратов: Новый ветер, 2015