Черный лёд Часть вторая III IV

Татьяна Москоленко
                III

      Михей… Дед Михей расположился под большим раскидистым деревом, достал из кармана штанов флягу с квасом. Сделал несколько мелких глотков. И стал неторопливо закручивать самокрутку. Выбил умелым движением искру кремнием и глубоко затянулся едким табачным дымом. Как давно его стали называть: Дед Михей… «Я, наверное, никогда не умру» подумал он, глядя в бледное полуденное небо. Странно, что все так боятся смерти, странно, что все думают о ней больше, чем следовало. Странно, что сам он когда-то тоже боялся.
     Он уже шагов сотню назад заметил за собой слежку. Малец Симка, хороший малый, любознательный, пытливый.  А что, если… Эх, да пустое это… Но пришедшая в голову неожиданная мысль, словно жгла его теперь изнутри. Что если попытаться обучить его грамоте. Хотя не за горами тот момент, когда они и сами придумают свою грамоту. Вон парубки уже сейчас придумывают всякие знаки-послания из веточек для своих зазнобушек. Но в таком случае, всё то, что было достигнуто ТОГДА, будет забыто окончательно. А может оно и к лучшему? Вон до чего довела ТА грамота…. С другой же стороны… Ведь наверняка есть и другие поселения, далеко, за горами также как и они тогда, выкарабкавшихся из небытия… А вдруг они не стали забывать грамоту? Вдруг у них прогресс ушёл далеко вперёд, и потом, ведь сама Земля матушка тогда распорядилась, что из достижений технического прогресса оставить, а что убрать. Что плохого будет в том, если он обучит ну хотя бы Симку грамоте. Может как раз в этом его незаконченное дело на Земле. А после можно будет со спокойной душой уйти…. Дед Михей решительно поднялся и резко шагнул в направлении кустов, где надёжно, как ему казалось, затаился лазутчик Симка.
   От неожиданности Симка подпрыгнул на месте и хотел было бежать, но остался стоять, как вкопанный, и ошарашенно смотреть на Деда Михея. Дед Михей возвышался сейчас над ним такой величественный и торжественный и улыбался. Да-да улыбался!!! За всю свою сознательную жизнь, Симка ни разу не видел, чтобы Дед кому-то улыбался вообще. А тут прямо как положено, губы растянуты до морщинок и вокруг глаз гусиные лапки. Сомнений нет, он улыбается. И кому? Ему Симке!
- Я это... это… ну я…
- Ты почему малышей бросил? – спокойно и по-доброму спросил Дед Михей.
- Нет, я не бросил. Не одни они. Там Кондря и Валяй с ними. Купаться они пошли, а я отстал… это… по нужде…- Симка почувствовал, как что-то неприятное заполняет всё его нутро, будто что-то липкое и гадкое обволакивает и заполняет всё пространство вокруг. Почему он сказал не то, что есть на самом деле? И как такое вообще возможно говорить не то, что надо. Симка понял, что это ему стало стыдно от того что он впервые в своей жизни сказал неправду.
- Надоело мне возиться с ними,- пробормотал он, опустив голову. Ему уже чудилось, что его сейчас накажут. В посёлке любой из старших мог наказать провинившегося мальца. А то и в клеть посадить. Порой мамочки сильно шаливших ребят, забирали вечерами своих чад прямо из клетей. 
- Надоело, стало быть. – Миролюбиво прозвучал голос Деда. – Отчего же?
- Пищат они, не слушают, да и вообще не мужское это дело…
- А что, по-твоему, мужское дело?
- Ну, там, на пахоту ходить, избы строить, лодки рубить…
- А кто ж малышей должен растить?
- Ну, может женщины?
- У женщин своих дел хватает. Они еду готовят, стирают, убирают в избах, огород возделывают, рубахи шьют, да и девочки-то малые при них…
- И кто так придумал всё? – Симка понял, что его уверенность в своей правоте тает.
- Кто придумал? Природа, наверное. А может я.
-Ты-ы?
-Вот ты скажи Симка, хотел бы ты быть самым Старшим в посёлке? Самым главным. И чтобы жить дольше всех, и чтобы слушали тебя все. Вот как я?
- Да-да-да, - закивал мальчишка головой изо всех сил, так что зарябило в глазах.
- А я ведь всю жизнь только и делаю, что с мальцами вожусь. Вот батя твой – взрослый статный мужик.  Телка, через плечо закидывает. А для меня он малец. Или отец Кондри – дерево с корнями из земли вытаскивает. И он для меня малец.  А кто их воспитывал, кто их такими умельцами сделал? Ростик. Ты думаешь, плох чем-то Ростик?
Симка вспомнил свои безмятежные времена, когда сам он под присмотром сына Ростика Валяя играл на общем дворе. Как Валяй плавать его учил. Как в походы дальние ходили, вдоль Верхней реки. Снова стало совестно. Что ж такое. Уже второй раз за день. А Ростик был очень уважаемый человек в селении. Все к нему за советом ходили. Парни тайны сердечные доверяли. И всех то он выслушает, всем дельное посоветует.
-Ну, может это просто не моё? – с надеждой в голосе проговорил Симка, он только сейчас заметил, что идёт неторопливым шагом рядом с Дедом Михеем вглубь леса. – А куда мы идём?
- Может и не твоё. – Задумчиво произнёс Михей. – Кто знает? А вот ты куда идёшь?
- Я? За тобой иду.
- А зачем ты за мной идёшь.
- Мы же разговариваем, вот я и иду рядом, а куда не знаю. Мне идти в посёлок?
- А ты хочешь идти в посёлок?
- Нет.
- Тогда идём со мной. Я покажу тебе такое, чего ты не то что никогда не видел, но и не слышал, и отец твой не слышал и дед.
    Симка разбежался, подпрыгнул, изо всех сил оттолкнулся от стоящего на пути дерева, перекувыркнулся в воздухе и, приземлившись на землю, издал невообразимый победный клич. А после, распрямив спину, важно зашагал рядом с Дедом.

                IV



       Уже месяц интернет пестрил Информацией о невиданных доселе чрезвычайных происшествиях. То вышла из строя какая-то ГЭС, то искусственный спутник сошёл с орбиты и улетел в неизвестном направлении. То самолёт не смогли завести. Странное это дело. При техническом осмотре его признали исправным, не найдя ни одной неполадки, а он не взлетает и всё. Точней даже не заводится. Сначала предположили, что это теракт, но поскольку подобные инциденты случались повсеместно, не зависимо от места положения, стали теряться в догадках даже выдающиеся умы всех стран.
       Один только Володька Валяев не сомневался в причинах массовых катастроф. Он был уверен, что вселенский баланс был нарушен в результате того что в механизме мира был выкручен ничтожно малый винтик. И вовсю готовился к концу света. Облюбовав в километрах десяти от города небольшой участок земли он, наняв эскалатор, выкопал небольшой бункер. Перекрыл его старыми бетонными плитами, которые были брошены неподалёку. Когда-то в этом месте намеревались тянуть дорожное полотно, но власть поменялась, и про плиты забыли. Хозяйственные предприниматели мало-помалу растащили их для своих нужд, но и для Володькиной затеи немного осталось. Он вёз туда всё, что только мог раздобыть. Предметы утвари, книги, картины.
     -Ты бы съестных припасов лучше в свой загашник припас. – Миша смотрел на это всё с улыбкой. Он даже немного завидовал другу за его увлеченный характер.
- Еды, говоришь? Нее, еды нельзя. Неизвестно ведь когда начнётся начало конца. А у продуктов есть срок годности. – Ответил Володька, не поворачивая головы, старательно заматывая стопку книг в вакуумную плёнку, сверху покрывая тонким слоем смеси из цемента и клея. – А у культурного наследия срока годности не бывает.
- У меня, Михей, просьба к тебе будет. Точнее две. До поры не показывай никому это место. Никому, слышишь. Пока не почувствуешь, что в этом есть крайняя необходимость. – Володя в этот момент был очень серьёзен и спокоен, что совсем не было свойственно ему.
Миша, взглянув на друга, неожиданно проникся его настроением, и сдержал свою шутку готовую сорваться с языка.
- Обещаю, - произнёс Миша со странным волнением в голосе. Он потряс головой стараясь отогнать странное наваждение. – А вторая просьба?
- Вторая? Это и была вторая. А первая, ты, Михаил Левша, обещай мне, во что бы то ни стало выжить. Что бы ни случилось. Как бы тяжело ни было.
  Миша почувствовал, как где-то на затылке зашевелились волосы.  Он совершенно не понимал, почему так реагирует на всё происходящее. Должно быть сумасшествие заразно.
    - Уезжаю я завтра. – Как-то обыденно продолжил Валяев. – За Урал. Там раскопки какого-то старинного городища. Хочу посмотреть не оставили ли наши предки и нам какое-нибудь культурное наследие.
       Спустя три недели Володька позвонил в своей всегдашней манере и заговорил, точнее, закричал, не тратя времени на приветствие:
- Я такое нашёл. Это просто бомба!!! Не понимаю, почему эти учёные археологи не придали должного значения этой удивительной находке. Представляешь, откатили в сторону, как ненужный предмет. Я сразу увидел, что он похож на ящик, очень правильной формы. А когда стал осматривать, понял, что он покрыт веществом похожим на монтажную пену… Только давно, давно, давно!!! Оно полуистлевшее, почерневшее и рыхлое, но функцию свою выполнило.  Там внутри оказались старинные книги. Ну или нечто сильно похожее на книги. Иероглифы там разные. Руны. Языки разные. Но один вполне читаем. Даже можно понять о чём, речь идёт. И это-то самое интересное, само содержание книг. Жаль, нет времени обнародовать эту информацию. Я прочту, сколько успею, и тоже в бункере спрячу.
- Володь, ты что? Выкрал эту находку. – Миша испытал шок. Чего-чего, а этого он никак не ожидал от своего друга. Несмотря на всю его чудаковатость, Валяев был глубоко порядочным человеком.
- Я же говорю тебе. Они не придали ей никакого значения. Я спросил, мне отдали этот валун кубической формы. А вскрыл я его уже тут в бункере. Я бы вернул, клянусь, вернул бы. Но времени нет. Совсем нет.
   Связь стала прерывистой, с помехами на линии и, в конце концов, совсем исчезла. «Пи-би-би… Аппарат абонента выключен или находится вне зоны действия сети» …, наверное, в бункер спустился. Миша повернулся к монитору компьютера и обнаружил, что интернет выключился. Эти постоянные перебои со связью были весьма досадны. Он решил сделать перерыв, выпить чашечку чая и сделать ещё пару звонков. Открыл кран, чтобы набрать воды в чайник, но вода не полилась… Опять досада. Миша поставил чайник обратно на стол, взял телефон, собираясь позвонить матери, но телефон так и остался потухшим, как он не пытался его оживить. Это, уже, ни в какие рамки не лезет. Он буквально перед звонком Володи снял телефон с зарядки. И вот, пожалуйста, он опять разряжен. Левша, стараясь не поддаваться раздражению, снял трубку проводного телефона, и уже ничуть не удивился, не услышав там привычного гудка. «Вне цивилизации, вне культурных зон...» пришла на ум старая шутливая песенка. Он поднялся, подошёл к окну и выглянул на улицу. Там что-то было не так, но что Миша даже не сразу понял. И тут его осенило. Автомобили, двигающиеся по дороге, точнее должны были быть двигающимися, застыли на месте, как на картинке из учебника по правилам дорожного движения. Это было уже совсем не смешно. Так, главное не паниковать. Он наспех оделся и вышел в подъезд, подойдя к лифту, немного постояв перед ним, резко развернулся и побежал бегом по лестнице. Испытывать судьбу не хотелось. Уже через два пролёта молодой человек понял, что поступил правильно. Так как электрический свет, мигнув пару раз, погас окончательно. Вот и до их города докатилась волна аномальных явлений. В голове неожиданно затикало: тик-так, тик-так, тик-так часы сломаны, часы сломаны. Всё, часы сломаны.