Озеро Глухое

Николай Наумкин
Озеро Глухое.
Это озеро расположенное в центре национального парка Марий Чодра является наверное любимым местом досуга не только жителей Марийской АССР но и людей из соседних республик. Оно расположено в живописном сосновом лесу, сплошь изрезанном многочисленными возвышенностями и карстовыми провалами в земле. Хотя в национальном парке расположено еще несколько озер, но озеро Глухое занимает среди них особое место. Озеро образовалось в результате длинного около двух километров провала в земле, 1. поэтому северная сторона берега очень высокая и обрывистая, а вот  южная более пологая, хотя и здесь еще видны земляные уступы, образовавшиеся при оседании почвы. В дальнем конце озера картину дополняет отходящий от него далеко в лес глубокий овраг,  по которому в него весной поступает талая вода, выносящая из оврага массу песка который ежегодно обновляет большой песчаный пляж, засыпая дальний конец водоема. Кроме этого в овраг сбрасывает свою воду небольшая речка Люська пересекающая просеку газопровода Уренгой, Помары, Ужгород, правда ее вода напрямую не доходит до озера, уходя в песок на дне оврага. Вероятнее всего эта вода поступает в озеро уже под землей. Облазив в юности все Марийские леса я понял, что лучшим местом для досуга в выходные дни является именно озеро Глухое. Поэтому когда став взрослее я познакомился с инструкторами туристического клуба Рубин то в начале и середине лета пока в тайге еще нет ягод и грибов стал вместе с ними приезжать на выходные на это озеро. Хотя в лесу около озера и имелись участки заросшие кустиками черники, и брусники, но собирать здесь ягоду всегда было проблематично из за большого количества народа в этом месте. Конечно, и здесь иногда удавалось набрать одно или два ведра ягоды пока ее не обобрали другие желающие, но для промышленного сбора это место явно не годилось. Единственное чем славилось место около озера Глухое это огромным количеством грибов когда в окружающих лесах наступал нужный сезон. Это место настолько славилось обилием грибов, что сюда для их сбора ездили люди из других районов Марий Эл и даже из соседних республик. Даже тогда когда вроде бы в лесу грибов еще не было, их всегда можно было найти на склонах оврага за озером, ведь здесь в глубокой низине всегда сохранялась влажная атмосфера, а по ночам образовывался густой туман. Да и живности в озере прежде было достаточно много, поэтому наловить рыбы для ухи, или раков выползающих по вечерам к берегу было всегда достаточно просто. А различные травы необходимые для заваривания чая в прошлом во множестве росли прямо около берега. Позже по прошествии времени, конечно все изменилось ведь даже чтобы добыть для приготовления пищи чистой воды уже приходилось вставать лагерем в стороне от озера на берегу оврага, на дне которого можно было набрать чистой воды. 2. На фотографии изображены мои дети Валентин и Олег на озере Глухом. На заднем плане фотографии виден северный обрывистый берег озера заросший лесом. Это озеро отдыхающим нравилось еще тем, что в отличии от других мест Марийской тайги  здесь  было очень мало комаров и других кровососущих насекомых. Правда бытовало мнение, что этот национальный парк не так прост как кажется, ведь в этом лесу было очень просто заблудиться. Даже в местной Казанской прессе по этому поводу печатались соответствующие статьи. В этой вере действительно видимо была доля правды если учесть множество лесных дорог и развилок в разных направлениях пересекающих парк. В самом начале посещения этих мест мне тоже приходилось блуждать по лесу, когда идя по дороге я возвращался в то же место откуда начал движение. Да и рассказы грибников убедили меня в странности этого места. Так один мужчина на станции Яльчик рассказал как он несколько лет назад приехал в лес за грибами на мотоцикле, но когда набрав грибов вышел вроде бы на ту же дорогу не нашел оставленной здесь техники. Подумав, что его мотоцикл украли он на поезде уехал домой. А на следующий год он неожиданно наткнулся на оставленный им у дороги мотоцикл уже изрядно засыпанный опавшей хвоей и листьями. Да и опытным инструкторам по туризму однажды пришлось изрядно побродить по лесу, когда они собирались прийти отдыхать на озеро Глухое. В тот раз я решил самостоятельно прийти на озеро, а остальные туристы должны были приехать в лес немного позже на вечернем поезде. Следует сказать, что от станции Яльчик до озера нужно было идти один час десять минут, поэтому приехавшие в лес на вечернем поезде подходили к озеру когда уже начинало темнеть. Но я на этот раз, так и не дождался прихода своих напарников, поэтому не стал их ждать в условленном месте а вволю накупавшись на песчаном пляже вечером следующего дня уехал домой. Как позже оказалось ведущий группу туристов Борис Машков много раз бывавший на Глухом ошибся в выборе дороги и проскочил мимо озера. Когда уже в темноте они уперлись в глубокий овраг, ведущий к озеру то поняли, что зашли не туда, куда собирались, поэтому решили встать лагерем там где оказались, тем более, что проточная вода для питья в овраге была. Еще один случай произошедший в этом месте, но уже с другими участниками сильно запомнился и о нем я собираюсь рассказать. Однажды напарник по работе Володя Харченко сказал, что в лес за грибами с нами собирается ехать аппаратчик, работавший в моей смене Ахмед Валеев. Так как к этому времени компания туристов уже начала распадаться, я был только рад, что ехать в лес собрался новый человек. Помнится мы вволю накупались в озере, набрали грибов и уже пошли к станции, чтобы на вечернем поезде вернуться в Казань. На половине пути к железнодорожной станции около дороги мы увидели грузовик с будкой, около которого на земле сидела компания мужчин поглощавших пищу. Харченко сразу по номеру машины понял, что эти люди Казанские и попросил меня узнать скоро ли они намерены ехать домой и могут или нет взять нас с собой. Я подошел к компании и поздоровавшись поинтересовался скоро ли они поедут в Казань и могут или нет взять нас с собой. Да мы уже насобирали грибов ответили мужики, вот сейчас поедим и поедем домой. А вы если хотите тоже можете поехать вместе с нами, если заплатите по сто рублей как за билет на поезде. Узнав, что теперь им не нужно идти пешком до станции мои напарники обрадовались, и согласились отдать за проезд те же деньги как и за билет в поезде. Пока мы ехали до города все было хорошо, но как только машина поравнялась с Тасмой около которой жил Ахмед Валеев он попросил остановиться и помахав на прощание ручкой был таков. Через две остановки на разъезде Восстания то же самое сделал и Володя Харченко. Когда мы поехали дальше сидевшие в кузове машины мужики поинтересовались, а что ты сам за всех будешь расплачиваться. Выходит сам недовольный поведением своих напарников ответил я. Хорошо еще у меня оказались для уплаты за проезд триста рублей. На следующий день в цеху я естественно высказал своим напарникам, как нехорошо они поступили, заставив меня одного расплачиваться за проезд. Ведь у меня могло не оказаться тех злосчастных денег, которые нужно было заплатить за дорогу. Видимо поняв свою оплошность они предложили мне компенсировать потраченные мной деньги, на что я ответил, что никаких денег я у них не возьму, а на будущее каждый должен сам платить за себя. Больше таких казусов с этими людьми у меня не было, хотя еще какое то время я ездил с ними в лес за ягодой и грибами. Но о том как это было, будет видимо мой следующий рассказ.               
             Использованные материалы.
1. Озеро Глухое вил на пляж, фото автора. 
2. Озеро Глухое Валентин и Олег, фото автора.