Квадрат детства

Виталий Рафиков-Виртуозов
ПРОЛОГ.
     Когда приближается старость, то ты вспоминаешь детство. Вспоминаешь всё: хорошее и плохое, а между беззаботным детством и суетливым старчеством мы
проходим  через жернова жизни, которые благосклонны к одним и безжалостны
к другим! Детство всегда с нами и я хочу вспомнить наше, с кем провёл его в
Городке. В «Квадрате детства».


                Глава I.   Городок.


   
          Моему папе, после службы на Дальнем Востоке, было суждено прибыть на но-
вое место назначения в военную часть под городом Ленинградом. И мы, как цыгане,
за какие-то двенадцать суток пересекли на тепловозе, в отдельном купе,  великую страну- СССР!
         В Ленинграде нас встретили белые ночи. Это был  июнь 1959 года. Мы всей семьёй бродили по гранитным набережным реки Невы до самого утра. После тайги
дети офицера оказались в сказочном городе с великолепными царскими дворцами!
Но уже через сутки из части приехал штабной «Газик», который и привез нашу семью в Городок.
                Глава  II. Первый друг.

               

 
          В части нашему папе выделили две комнаты в трехкомнатной  квартире на третьем этаже дома №20. Где мы прожили в Городке десять лет. После таежного
Барака я попал в цивилизацию с водой и канализацией! В большой комнате был
большой балкон, и с него открывался вид на стройку новых домов для офицеров
и их семей. Новеньких в Городке встречали хорошо. И скоро о нас знали все и всё.
Даже то, что мы сами не знали! Ребята мои сверстники сразу пригласили меня
играть в «войнушку». Новички, как правило, воевали за «немцев». Пришлось мне
в первом же бою бесславно «погибнуть». Так начиналась моя дружба с ребятами и
моим первым другом Серёгой Залкиным, который жил на втором этаже теперь уже
нашего подъезда.
         Это было лето и мне исполнилось семь лет. Значит осенью 1 сентября 1959 года, с букетом традиционных георгин, я со своими сверстниками должен был
переступить порог нашей самой лучшей в мире школы! Тогда ещё восьмилетней,
а последствие – Войсковицкой средней школы №2. А сейчас у неё название демократическое – Гимназия «Новый Учхоз»…




                Глава III. Моя первая учительница.

          Учительница встретила нас – первоклассников, и проводила в класс на наш
первый школьный урок! Учительница первая моя – Бурасова Мария Фёдоровна,
полная в меру, но очень добрая женщина. Она рассадила ребят за парты, новые
с чернильницей и откидной крышкой стола.
          Всех одноклассников я сейчас не вспомню, но помню тех, с кем учился с
первого по десятый классы. Это- Ирина Серова; Нина Морозова; Лидия Шевцова;
Светлана Яценко; Сергей Залкин; Владимир Шумов; Вячеслав Мякущенко; Лев Маклев и я – Виталий Рафиков. В первом классе с нами учились Саша Ушаков и
Саша Баранов- сын командира нашей части. Ещё помню Свету Усову, которая
 как мне кажется, так же пошла  в первый класс в сентябре 59 . Учились ребята из «Учхоза», и из соседних с Городком финских деревень. Особенно помню Сашу Вахера. Это был «уникальный» ученик – ученик по неволе. Приходили в наш
класс и новые ученики - Марина Шмидтгофф, Стас Борщов и другие, которые
проучились до окончания 8-ми классов школы.  Люда Вагина и Нина Певная учились в нашем классе с 5 класса до выпуска. Как хорошо было учиться  в первые годы «прекрасные», даже я был до третьего класса «отличником». Ручка перьевая,
чернильница, тетрадка и конечно промокашка, вот чем должен овладеть был
«первоклашка»! Мы писали и писали наши пальчики в чернилах! А в награду за
наше хорошее поведение в классе, Мария Фёдоровна читала нам книжки про
Незнайку. Хороший педагогический приём! Интересно и поучительно. Но самым
любимым уроком у нас была физкультура. В новой школе спортзал оборудовали
по тем временам современно. Учителя физкультуры звали Павел Васильевич
Боровинский  - высокий, седовласый  и очень требовательный. Он привил нам
любовь к спорту, и его начинания сделали нашу школу одной из лучших в Гатчин-
ском  районе. Помимо спортивных занятий, в зале проводились торжественные
линейки. На них нас принимали в октябрята, а потом и пионеры. И конечно
Новогодняя ёлка походила там же, с настоящей ёлкой и звездой под потолком!
     Однажды Мария Фёдоровна решила устроить для нас культурное мероприятие.
 Кажется, это было во втором  классе. Об этом следующий рассказ.


                Глава IV.   Первая вечеринка.
   
     Произошло это так. Мария Фёдоровна пригласила к себе в гости ребят
из класса, которые жили в Городке. Кто там был – тот помнит. Жила она в однокомнатной квартире одна. И вот мы, в назначенное  время, при шли к ней в гости. Она встретила нас как родных сладостями, лимонадом и пирогами. Мы отведали её угощения и думали, что на этом всё и закончится. Но не тут – то было. Мария Фёдоровна достала грампластинку, включила её и зазвучала песня, которая стала нашей первой танцевальной музыкой!
          «Мамая керра, Мамая Керра, ма-ма-ма-ма Мамая Керра …..» звучало из
старенького патефона, а мы танцевали, как могли. Было так весело! Такой я запомнил первую вечеринку детства. Для меня эта песня стала любимой
на всю жизнь. « Ма-ма-я Керра!».


                Глава V. Волшебный ящик.
   
      Как-то папа привёз из Гатчины  большую картонную коробку, а в ней нахо -
дился телевизор «Рекорд» последнего образца, черно-белого изображения. В   нашем доме был праздник! Мы включили телевизор и всей семьёй просмотрели   все передачи от начала и до конца. В квартире №13 в доме № 20 появился
волшебный ящик.


                Глава VI.  Апрель 1961 года.
   
     12 апреля 1961 года с утра проходили уроки согласно расписанию. Но тут
произошло событие, которое вошло в историю Человечества! Только не поду –
майте, что виноват в нём наш класс. Ура! Ура! Космонавт Юрий Алексеевич
Гагарин,  первый в истории человечества, совершил полёт в открытый космос
На корабле «Восток»! В школе отменили занятия, и мы, сломя голову, побежали смотреть новости по телевизору. Страна ликовала, а вместе с ней ликовали жители
и служащие Городка. С тех пор этот день стал праздником – Днём космонавтики.
Каждый из нас в душе тоже мечтал стать космонавтом, но мечты – мечтами, а жизнь
наша в Городке продолжалась по своим уставным правилам.



                Глава. VII. За забором Городка.


        Как и положено, военные объекты и всё относящееся к ним здания и сооружения, как военного, так и гражданского назначения, были окружены высоким
забором.  Он имел две разновидности: деревянный и из колючей проволоки.
Но в этих преградах мы всегда находили лазейки в свободный мир, в котором  и
проходили наши игры и приключения.
       Первой нашей достопримечательностью являлся «Лесок». Так мы ласково называли небольшой лесной уголок, примыкающий к забору у стадиона. Был и
другой лес, но там начиналось болото, и ходить туда считалось опасно. Правда
ребята и туда пробирались. Для этого надо было пройти за котельную, за огромную кучу каменного угля и пролезть в маленькое отверстие «колючки». Об этом, что
происходило в тех местах, я расскажу позже. Есть что вспомнить!
      Продолжаю свой прерванный рассказ про «Лесок». Невелик собой, с двумя
неглубокими оврагами, он был окружён с оной стороны водным рвом, а с другой –
- забором. Через заросли деревьев и кустарников пролегали тропинки. Самая большая вела к учхозовскому клубу и пруду. Другая тропинка тянулась вдоль
всего деревянного забора, начинаясь у КПП и заканчиваясь в посёлке Войсковицы.
Она петляла узкой змейкой мимо рва, мимо большого гранитного валуна, мимо заброшенного карьера, и минуя стройбатовскую часть, заползала на окраину
посёлка. А в строительный городок можно было попасть по большой тропе.
Около него находились захоронения шведских воинов, нашедших смерть на
Земле Русской. Вековые ели росли на ритуальных холмах. Я не буду описывать
подробности нашей археологической самодеятельности. Да простит нас Бог!




                Глава VIII. Лесок.
   

                Зимой в нём мы с ребятами и девчатами превращались в снежные комочки,
потому что все сугробы были наши. После снежных игр нас дома ждали родители,

которые, как и положено ругали своих любимых чад, выдавая веники для чистки
снежных наростов. Однажды с мальчишками вырыли большую снежную пещеру.
О ней знали только те, кто её рыл, не жалея своих рук и не думая об опасности
обвала. Наконец строительство подошло к своему завершению и мы тайком
стали проводить там время, представляя себя медведями. Правда в спячку не ушли!
Пещеру рассекретили. Кто-то шёл по её своду и провалился. Вроде это провал
сделал Коля Иванов. Пришлось снежную «берлогу» ломать. Жаль.
        Когда мы учились в начальных классах, «Лесок» круглый год превращался
в нашу игровую площадку. В нём мы научились кататься на лыжах, прыгать с
трамплина в «Большом овраге». Самое главное, что ребята сами делали его из
снега и еловых веток. А потом начинались соревнования на самый дальний прыжок,
приземляясь то на лыжи, то лицом в снег, а чаще на третью точку. Из девчонок
отважнее всех прыгала младшая сестра Славы Мякущенко – Татьяна. Она от природы была одарённой спортсменкой. На фигурных коньках она была лучшей.
Честное пионерское! Сам видел, и катался тоже с ней  на катке, который находился напротив её дома. Но зима проходим, начинает таять снег, и побежали, зажурчали
ручьи. В «Лесок» пришла весна!
       Весеннее солнце съедает снег и превращает его в целое озеро. Где раньше
была земля, то сейчас там вода. Все мальчишки начинают строительство плотов,
кто как мог, чтобы вдоволь поплавать на них по просторам разлива. Иногда кто-то
оказывался в воде, и мы срочно разжигали костёр для просушки одежды. Я и сам
один раз нырнул за шестом в талую воду. Хотел показать класс управлением плота.
Вот и не рассчитал глубину! Хороший жизненный урок! Вода постепенно спадает
 и остаётся только ров с водой. Приближается долгожданное лето. Что такое лето?
Это – три месяца каникул! В это время года «Лесок» то оживал, наполняясь нашими голосами, то затихал. У наших родителей  пора отпусков. А каникулы  для учеников
наступали после отработки  трудодней на школьном огороде.



                Глава IX.  Азы земледелия.


          Огород или подсобное школьное хозяйство находилось вне территории
Городка, около центрального КПП и дороги, которая вела в деревню Черново.
Но о деревне я расскажу подробнее в следующей главе.
         Так вот, спасибо нашим папам за то, что они срубили очень много деревьев,
из стволов, которых  сделали забор по всем правилам огородного хозяйства. Они же
вскопали первые грядки. Получайте  ребятки! За каждым классом были закреплены
делянки. Мы сеяли, пололи, и поливали свои участки, но не помню, чтобы кто-то
убирал урожай овощей. Они были вкуснее на чужих огородах и колхозных полях.
Мне трудно сейчас представить, что за один присест, я мог съесть целый  кочан
капусты или штук десять моркови. И большая благодарность Н.С. Хрущёву за
«царицу» полей кукурузу! Только он позволил нам узнать её вкус.
        Сколько поколений работало на огороде, и сколько он просуществовал, я
не знаю.


                Глава X. Чёрное, при Чёрное!   





      В трёх километрах от Городка располагалась деревня Черново. В ней было
Чёрное озеро. Что первично, а что вторично в этих названиях, мы тогда не знали.
Помню, в начальных классах у нас состоялся первый туристический поход под
руководством Марии Фёдоровны. Может быть, она и говорила об истории деревни,
 но я сейчас поделюсь с вами своей версией.
      Первично было озеро, которое образовали холодные водяные ключи. Вторично
появилось селение. Пришли сюда давным-давно люди и увидели озеро. « А в озеро то вода чёрная!»: воскликнули уставшие путники. Подумали они и поселились у
озера. Так возникла деревня Черново.
      Каждым летом  мы купались в озере, но далеко не заплывали. Местные жители
нас сразу предупредили, что в нём есть глубокий омут, где живёт водяной. Я сам
видел, как на спокойной глади водоёма, внезапно начинается  образовываться 
водяная воронка. Сколько людей забрал в свой подводный мир водяной, точно никто не знал.
       Из озера вытекал ручей, где ребята ловили руками маленьких угрей. Было
очень интересно и забавно заниматься необычным видом рыбалки. А угорь в
ручье это признак чистоты воды, которая заполняло озеро. Вот такое было
Чёрное, при Чёрное!
 





                Глава XI.  Болото.


       Как и обещал, расскажу про болото. Оно окружало Городок с одной стороны,
а именно за забором из колючей проволоки у котельной. Там за «колючкой» была
прекрасная зелёная поляна, после которой начиналось болото. На этой полянке мы
с друзьями сделали себе футбольное поле. Ворота смастерили из стволов тонких
осин и гоняли мяч день напролёт. Да так играли, что ни удар, то матерное слово!
Кричали громко. Докричались!
        В разгар матча из-за кустов появилась грозная фигура дяди Володи Залкина.
Он от услышанных слов  находился в шоковом состояние. Всех крикунов дядя Володя, так отругал, что надолго отбил у нас охоту сквернословить. Серёге и мне досталось больше всех. Но нашим родителям об этом «футболе», он ничего не рассказал.
        Немного о болоте. На нём росла и созревала ягода черника и голубика. Эти
ягоды  заставляли ребят пробираться до лесного лакомства по болотным кочкам.
Золотое правило, каким путём зашёл на болото, таким и выходи!




                Глава XII.  Рубль был, да нет рубля!

     В нашем Городке было два магазина: продуктовый находился напротив офицерской столовой, а промтоварный, в доме, где я жил. Родители иногда
давали  нам деньги на карманные расходы в размере одного рубля. На эту
банкноту маленькие дети покупали много сладостей, и на кино оставалось
 пять копеек! Но грянула денежная реформа 1961 года. И мы не знали, в какой    день произойдёт это историческое решение «дорогого» Н.С. Хрущёва. Зато на
всю жизнь запомнили!
      Приходишь лето в магазин с большим рублём, крепко зажатым в кулаке,
и раскрываешь его перед продавцом. В уме подсчитываешь, сколько конфет и
сушек получишь через мгновенье! Счастливый протягиваешь рубль хозяйке
прилавка, а в ответ слышишь: « Был рубль, да нет рубля!». Обратно я получил
металлическую монету «10 копеек». « Реформа мальчик, реформа»: ласково
говорит продавец бакалейного отдела.



                Глава XIII. Дом офицеров.


        Его открытие круто изменило жизнь военного Городка, как взрослых, так и детей.   Великолепное здание стало центром культуры и спорта для всего населения
Гатчины-3. К нам пришло большое кино в широко- экранном формате!
        Что мы только не предпринимали с ребятами для просмотра вечерних сеансов, как пробирались, известно только испытавшим это храбрецам. Вечером  в клубе демонстрировались шедевры советских и зарубежных режиссёров. Однажды я,
Ирина Серова, Марина Шмидтгофф и Стас Борщов спрятались на сцене, и лёжа полу
смотрели фильм про любовь. Было романтично! А потом дружно исчезали из зала,
чтобы опередить родителей, домой.
         Помню большую люстру высоко под потолком и ряды кресел. Гаснет медленно свет и темноту прорезает луч проектора. Зрители затихают. Начинается сеанс. Мы
смотрели все фильмы в новом Дворце культуры и спорта!
          Часто в Городок приезжали известные артисты: Эдита Станиславовна Пьэха,
Эдуард Хиль, вокальный квартет «Орэро» и другие артисты, разных жанров. Но
главными событиями всё-таки были праздничные собрания и концерты художест-
венной самодеятельности гарнизона, в участие которых школьники принимали
активное участие. Мы читали стихи, поздравляя старших, а потом исполняли песни
и танцевали, на радость нашим родителям и педагогам.
        На втором этаже располагалась библиотека, где было много книг. У нас даже
проходили в ней уроки библиотечного дела. Вот какое разностороннее обучение получали от государства в то время советские школьники!
        В одном комплексе с клубом работал спортзал. Этот уголок спорта имел
современное оснащение и  стандарты, где проводились соревнования разного
уровня Советской Армии. Для детей организовывали спортивные секции по
разным видам спорта. В нашей школе физкультура и спорт имели высокий уровень
преподавания. Все школьники были выполнять нормы БГТО, а потом и ГТО, у
которых имелись три уровня подготовки. Команды Войсковицкой средней школы №2 добивались самых высоких мест в районных соревнованиях. Я не буду перечислять по именам наших лучших спортсменов, об этом рассказывали грамоты
и кубки, завоёванные ребятами разных поколений. Хочу вспомнить Толика
Жидких - отличного, разностороннего и талантливого спортсмена. Он ушёл из
жизни рано -  в 2002 году, Тромб остановил его доброе сердце. Светлая память о тебе мой друг! Пусть земля тебе будет пухом!
       А дворец офицеров наверно ещё стоит на том же месте, обветшавший временем,
и сохранивший в себе события минувших лет.



                Глава XIV. «Учхоз».

      
             В начале 60-х годов для жителей городка это была остановка автобуса                «Гатчина – Сяськелево». Потом маршрут изменили до КПП Городка. Но мне
хочется рассказать об «Учхозе» отдельно, как о заброшенном памятнике истории.
            В наше дни там находилось учебное сельское хозяйство. Кого оно готовило,
я до сих пор не знаю. Главной достопримечательностью «Учхоза» была старинная, охотничья усадьба русских царей. Как и полагалось, двух этажный особняк с большим деревянным крыльцом и колоннами, располагался в глубине большого парка. Деревья в нём были высокие и росли по периметру, вдоль ветхого забора.
На этой поляне проходили футбольные матчи наших ребят с местными любителями
этой игры. Играли по разным правилам. Мы старались показать честный футбол,
но взаимности не встречали от мальчишек из команды «Учхоз». Нам всегда били
по ногам, а не в мяч. Правда чаще победа была за нашей командой. Эти встречи
закончились после окончания начальной школы.









                Глава  XV.  Царская дорога.


           Как гласит легенда, бытующая у местных жителей «Учхоза», от охотничий
усадьбы царская свита на лошадях, с егерями и русскими борзыми собаками  дви –
гались на охоту в лес по дороге, вымощенной гранитным камнем. Она сохранилась
до нашего времени. Царская дорога вела через смешанный лес к вековому хвойному
лесу. Между ними был большой овраг, и старый, обветшалый деревянный мост, соединяющий его противоположные стороны. Нас окружала история Земли русской,
по которой прошла Великая Отечественная война. Она оставила после себя много
отметин и остатков боевых действий. А «Царская дорога» уцелела!
          Это красивое место природы, зимой превращалось в одно из любимых нами
лыжном «альпийским курортом». Особенно было хорошо спускаться с крутых горок
в первый месяц весны, когда сияло солнце. Сколько лыж сломали «горнолыжники»
на их склонах, не сосчитать!
        Интересное событие произошло в этом овраге, о котором я хочу вам рассказать.
Дело было так. Задумали наши бравые офицеры летом сделать лесное озеро. По низу оврага протекал ручей, который впадал в о. Чёрное. Вот и начали они рубить в ложбине деревья, и сооружать земляную плотину. Своими глазами я видел красоту
лесного, рукотворного водоёма! Жаль, что среди его создателей не было инженера
гидротехника. Через два дня плотину прорвало и озеро исчезло. Предпринимали ли
последующие жители Городка восстановить плотину, я не знаю. Только царская
дорога лишилась своего старого моста.

                Глава XVI.  Пионер – всем ребятам пример!





      Если ты был хорошим октябрёнком, и каждое утро умывался, а самое главное не
был «двоечником», то тебя принимали в пионеры. Это являлось второй ступенью школьной общественной жизни и воспитания, подрастающего поколения страны.
Пришло и наше время вступить в ряды советской пионерии. Помню, принимали ребят нашего класса в спортивном зале, и помню, с каким волнением мы все ждали,
когда нам повяжут красный галстук.  «Будь готов!»: скомандовала пионервожатая.
«Всегда готовы!»: прокричали мы дружно ей в ответ, вскинув правую руку, как
полагалось по пионерскому уставу. Наш класс превратился в пионерский отряд.
Выбрали из достойных кандидатур председателя отряда, звеньевых, и началась у
нас работа. Между отрядами и звеньями проводилось соревнование по всем пока-
зателям школьной жизни. Отряды объединялись в дружину, руководил которой
её совет и пионервожатая. У нашей страны была единая цель – построение ком-
мунизма. И мы являлись частицей этой политики. Даже красный трёх угольный
галстук, заключал в себе единство поколений. Сейчас этого нет.
      Пионерская дружина Войсковицкой восьмилетней школы №2 считалась одной
из лучшей в Гатчинском районе Ленинградской области. Я так считаю и сейчас,
спустя сорок лет после её окончания. И горжусь этим! Жалею, что мои дети не
прошли дорогой нашего воспитания. А работа у  пионеров была разнообразной.
       Мы собирали металлолом, макулатуру, жестяные банки и даже склянки из
под лекарств. За всё нами собранное, школе выделяли деньги, на которые покупались учебные пособия и инвентарь. Но это не главное в истории пионерской
дружины. Думаю, со мной согласятся мои школьные друзья, что главная наша заслуга состояла в том, что мы приняли активное участие в присвоение дружине,
почётного звания – «Пионерская дружина Войсковицкой школы №2 имени героев
танкистов Ростова и Хлебалина». Эти воины погибли в танковом сражении с
фашистскими войсками у станции Войсковицы. Я помню слёзы и слова благодарно-
сти в наш адрес, матери одного из погибших героев, что мы чтим и помним подвиг
её сына. Это никогда не забывается! В школе нами был создан музей героев. А две
улицы посёлка Войсковицы названы в честь Ростова и Хлебалина.


                Глава XVII.  Владимир Певный. 



      



 
            Я не могу в своих воспоминаниях не рассказать о старшем брате моей
одноклассницы Нины Певной. Владимир был очень добрым человеком. Он обладал
большими организаторскими способностями. Только благодаря его стараниям,
мы  научились играть в футбол. Владимир и сам играл с нашими старшими братьями в команде юношей в чемпионате района. Он стал тренером детской
команды «Стрела», и у нас появилась настоящая форма, небесного цвета футболки
и белые спортивные трусы. Но мне особо запомнился момент, когда Владимир
купил нам гетры - белые с черной каёмкой. С какими счастливыми глазами мы
получали их из его рук. Володя был хорошим воспитателем, любящим дисциплину.
Каждое утро, не смотря на погоду, ребята нашей команды начинали с пробежки и
Зарядки. Только после этого начинались занятия с мячом. Играли зимой на хоккей-
ной коробке, чтобы хорошо подготовится к летнему сезону. Летом у нас начинались
игры. Мне особенно запомнились матчи, которые мы играли в Гатчине на стадионе
«Спартак». Он находился рядом с хлебозаводом, и во время игры над полем расстилался запах свежеиспечённого хлеба. И я до сих пор, проходя мимо казанских
хлебных комбинатов, переношусь в далёкое детство на поле стадиона. Владимир
создал из дворовых футболистов сильную команду. Когда мы стали всех обыгрывать в предсезонных играх, то нас просто не допустили к первенству района
по футболу в своей возрастной группе. Испугались. Какая была несправедливость!
Наш первый тренер рано ушёл из жизни. Светлая память тебе Владимир! Я так
хочу, что бы ты услышал эти слова, там на небесах.




                Глава XVIII. Тамила Алексеевна.




            Когда мы стали изучать химию, то я и не мог тогда себе представить, кем
станет для меня наша учительница и новый классный руководитель – Тамила
Алексеевна Серова.
             В школе учителями работали: мама Ирины Серовой – Тамила Алексеевна,
Мама Ольги Улериановой – Анна Георгиевна, моя мама – Галина Петровна и мама
Николая Иванова была завхозом. Но я хочу рассказать о Тамиле Алексеевне.
             Она была талантливым учителем с университетским образованием. Тамила
Алексеевна привила нам и лично мне любовь к химии. Её урока мы всегда ждали с
большим нетерпением. На них химические превращения доказывались волшебными
опытами, а уравнения реакций становились нотами! Всё было понятно. А ещё Тамила Алексеевна занималась с нами в лаборатории, где открывались новые тайны
мира химии! На олимпиадах всех уровней её воспитанники занимали первые места,
а Ирина Серова принимала участие во Всесоюзной олимпиаде, где показала отличные знания!
             А сколько сделала она для нашего культурного воспитания и познания нами
окружающего мира. Под её руководством команда школы принимала участия в

районных туристических слётах. Мы очень часто посещали театры и музеи города
Ленинграда. Каждая поездка в культурную столицу нашей страны оставляла в
 юных сердцах незабываемые впечатления. Сколько знаний мы получили, благодаря
Тамиле Алексеевне! Она была строгой, но её строгость стала наукой для нашей дальнейшей жизни.
        Сквозь десятилетия, помню Лопухинку с радоновыми прудами, помню Копорье
со старинной крепостью, помню Финский залив, где мы с ребятами ночевали на берегу в палатках, помню Форт, помню Репино и Разлив с шалашом В.И. Ленина!
Всё это подарила нашему классу Тамила Алексеевна Серова, учёный по призванию
и учитель от Бога! Она подготовила самых сильных выпускников школы, за 50 лет
её существования. Это доказала жизнь!


                Глава XIX. Гауптвахта.               

           Я не служил в армии, но всё  же умудрился попасть на гауптвахту вместе               
с Серёгой Залкиным, Володькой Шумовым. Нас несколько часов держали в кабинете дежурного, откуда мы были забраны дядей Володей Залкиным. Он в тот
день дежурил в штабе нашей части. А произошло это событие не на пустом месте.
             Случилось так, что однажды  ночью сгорел школьный сарай. И вот мы, как
истинные патриоты своей школы, пошли добывать доски для постройки нового
сарая. Кто-то сразу сказал: «Пойдёмте на лесопилку за досками!» Все ребята дружно
двинулись к пилораме. Пришли на место и осмотрелись по сторонам. Никого нет.
Стали разбирать доски и складывать их в штабель, но одного наш «тимуровский» отряд не учёл, что окно дежурного по гауптвахте смотрели как раз на лесопилку!
Арестовали тех, кто разбирал крышу, естественно убежать от солдат нам было не возможно. Новый сарай вскоре построили, в строительстве которого приняли участие все  «узники» гауптвахты.

                Глава XX. Стоят девчонки, стоят мальчишки!
         
               

   Мы взрослели, влюблялись и у нас появлялись новые увлечения. Примерно
с класса шестого, в нашей школе регулярно проходили танцы, на которых обязательно присутствовал кто-то из учителей. Какие только танцы мы не танцевали
на площадке спортзала.  «Летка-Енька», твист, шейк и конечно танго. Редко кружились в ритме вальса, потому что ребятам трудно было соблюдать ритмику
красивого танца. Мальчики и девочки стояли по стеночкам, и ждали очередную
мелодию из принесённых ими же грампластинок. Ни один вечер не проходил без
«Белого танца». Это было очень интересно, какая девочка пригласит тебя танцевать.
Кульминация танцевального вечера наступала в последнем танце. В зале гаснет свет
и в полумраке пары исполняют медленный танец, под душераздирающую песню
Сальваторе Адамо «Падает снег»               
   
                Глава XXI.  Первая гитара.

              Гитару я купил на деньги, которые получил за сданные пустые бутылки.
Сдал целый мешок из-под картошки. Помог мне в их сборе Ждон - Женя Русинов.
Его мама работала комендантом офицерского общежития, которые приезжали в
наш Городок на учёбу. Так вот именно они оставляли после себя горы пустых
бутылок, после холостяцких застолий. Спасибо вам гусары за первый звук моей
гитары! Сдали их в продмаге посёлка Войсковицы вместе с папой. У него был
служебный мотоцикл с коляской, на котором стеклотара была доставлена в
магазин. Мне было выдано девять рублей, и мы сразу поехали в Гатчину, где в
Центральном универмаге купили семиструнную гитару. Я бережно держал её в
руках всю поездку до дома. Так началось моё музыкальное самообразование.
Сейчас у меня гитара, которая со мной уже более тридцати лет. Это подарок мамы.
Её уже давно нет на этом свете. И каждый раз, когда я беру гитару в руки, я вспоми-
наю маму. Она была  первым слушателем моих песен и первым критиком их.
              А первой мелодией, которую  исполнил я на своей первой гитаре, была
мелодия песни группы «Animals» «Гимн восходящему Солнцу». Потом мне из города Казани двоюродный брат прислал письмо с аккордами для шестиструнной гитары, которые я стал осваивать не жалея своих пальцев. «Битломания» заразила и ребят нашего класса. И мы решили создать свою школьную бит-группу. Как это происходило, вы узнаете в следующей главе.

    Глава XXII. Школьная бит-группа.

                «Битломания» не прошла мимо нашей школы. Первопроходцами были старшие ребята во главе с Борисом Бодней. Мы тоже решили создать свою
группу. В состав её вошли: Слава Мякущенко, Сергей Бодня, Коля Иванов, Лёня
Либерман и я. Лёня погиб трагически молодым. Эту печальную новость мне сообщили только сейчас. Зачем, ты Господи, забираешь к себе молодых и талантливых людей…. Но он начинал с нами и был основой нашего коллектива,
так как очень хорошо играл на пианино и знал музыкальную грамоту. Лёня стал
у нас в группе клавишником,  Слава играл на бас гитаре, Николаю достались
барабаны, Сергей Бодня – ритм гитара, ну а я играл на соло гитаре. Чтобы воплотить
идею в жизнь, Славе Мякущенко пришлось самому сделать бас гитару по чертежам.
Это бала самая трудная работа, но он выполнил её великолепно. Гитара зазвучала, как фирменная! Ритм гитара досталась Сергею от старшего брата Бориса, которую
тот сделал то же сам. Мне, Лёне и Коле было проще. Я к своей акустической гитаре
купил звукосниматель с удлинителем. У Николая был один барабан и тарелка, а
Лёня  играл на школьном пианино. Но звук от гитар надо было усилить. Для этого
Мы использовали аппаратуру школьного радио узла, за которую отвечал Володя
Хворов. Он стал  в группе звукооператором. Клавишные – «Ионику» мы иногда брали в муз взводе.
               Начались репетиции. Мы упорно бились над сыгранностью. Подбирали
репертуар из инструментальных зарубежных современных мелодий и песен. Как
говорится: « Если долго мучатся, что-нибудь получится!» Наше первое выступ-
ление состоялось на школьных танцах. Играли определённое время, тат как было
разучено ещё мало композиций. Пик нашего творчества пришёлся на два выступления. Одно из них произошло в Доме офицеров на встрече солдат со своими шефами,
девушками Гатчинской швейной фабрики. Отыграли своё отделение на бис! Потом
нас  сменили ребята из муз взвода. Второе выступление ансамбля состоялось на нашем выпускном вечере. Спасибо вам мои друзья! Мы стали школьной бит - групой!

                Глава XXIII. «Монополька от Джона».   

      В старших классах у нас появились новые увлечения и игры. Про одну игру я хочу рассказать по подробнее. Эта настольная игра называлась «Монополька». В один прекрасный день её привёз из Ленинграда старший брат Евгения Русинова –
- Николай. Он уже учился в институте. Игра завладела нами мгновенно. Мы превращались за столом из советских школьников в «капиталистов». Играли долго.
Постоянная четвёрка выглядела так: Джон – Евгений Русинов, Серёга Залкин, Слава
Мякущенко и я. Играл часто и Серёга Бодня. Во время событий за столом кто-то
становился «богачом», а кто-то превращался в «нищего». Эта игра стала нашим первым экономическим образованием, а комната Евгения превратилась в местный Лас-Вегас. Какие страсти порой кипели за столом! Странно, но впоследствии работа
Жени стала, связана с финансами. Вот тебе и детская игра! Эту главу хочу закончить вопросом: « А фотография для тебя, Евгений осталась по прежнему хобби?»   
                Глава XXIV. Учитель географии.          
               
           История эта очень занимательная и интересная. Заканчивались последние
летние каникулы в нашей школьной жизни. Как обычно за неделю мы приводили в порядок школьное хозяйство к новому учебному году.
            Она появилась незаметно на школьном дворе, где ребята нашего, уже 10-А, класса проверяли готовность приборов для измерения давления, температуры и направления ветра. Красивая, стройная и молодая женщина подошла к нам и внимательно смотрела за нашей весёлой работой. Мы ещё не знали, что Ольга Кондратьевна – наша новая учительница географии. Когда она подошла к нам, то
я как-то не корректно пошутил, вызвав у неё ответную сдержанную реакцию. Наш
диалог продолжался не долго. Он быстро закончился после официальных слов красавицы: «Прошу любить и жаловать! Я ваш новый учитель географии – Ольга
Липатьевна!» У нас и, особенно у меня отвисли  челюсти от неожиданной развязки. Все ребята провожали её грациозную походку до тех пор, пока она не
скрылась за углом школы. Нам оставалось только предполагать, что нас будет
ожидать на географии. Но вышло всё наоборот - репрессий не последовало! Лично
для меня дальнейшее общение с Ольгой Липатьевной были на грани дружбы и
лёгкого флирта. Она, увидев меня при первой встречи, не думала, что я ученик
10-го класса.
         Уроки географии в нашем классе иногда превращались в бесконечный диалог
между нами. Мне всегда нравилась география, и я постоянно был готов отвечать на
её уроках, но иногда за свою дерзость в ответах, она ставила в журнал напротив моей фамилии  «кол»!  Мы стали с ней друзьями. Однажды Ольга Кондратьевна
проспорила мне по какому-то вопросу, и привезла мне набор молдавских марочных вин в шкаликах! На зимних каникулах она ездила на свою родину Молдавию, откуда и привезла, то на что я поспорил в случае моей правоты. Вот, таким у меня
был «служебный роман»!

                Глава XXV. Первая любовь.
               

        После восьмого класса Ирина Кунике уехала из Городка вместе с родителями
В Красное Село на гражданскую жизнь. Их семья получила квартиру в новом доме д пригорода Ленинграда. Мы часто приезжали к ней в гости , а она к нам. Ирина обладала, такой жизненной энергией, что всё вокруг её расцветало. Она стала почётной ученицей класса до окончания нами учёбы в школе. Но не Ирина была
моей первой в жизни любовью, хотя она девушка красивая и умная нравилась многим парням в школе, в том числе и мне. Судьбе было угодно, что в их квартиру
приехала семья нового офицера и моя первая любовь.
         Она приехала с папой майором и красавицей мамой на первом автомобиле в
Городке – «горбатом» голубом «Запорожце». Девушку звали Маргарита. Она была
младше меня на пять лет и двадцать пять дней. И глава XXV получилась произвольно в моих воспоминаниях, главой светлой памяти о Рите, ушедшей из жизни в 50 лет.  Пусть земля будет пухом тебе Маргарита!
          На протяжение всех лет, прожитых в Казани, я каждый год вспоминал Риту
1 августа в день её рождения. И в этом году вспоминал. Недавно мне сказали год
и день смерти моей первой в жизни любви -17 октября…. Теперь я буду её вспоминать два раза в году. Извините меня, глава XXV закончила   

                Глава XXVI.  Труд сделал из человека .                В нашей школе теория Дарвина в корне меняла свои доказательства. На уроках
труда мы наоборот превращались в «обезьян». К девочкам это не касалось, так как у них проходили  в то же время уроки рукоделия. Помню, какими вкусными салатами
и винегретами они угощали ребят, оставивших всю свою энергию при изготовление табуреток! Но возвращаюсь на урок в нашей школьной мастерской.
        А секрет нашего поведения был в том, что уроки труда проводил у нас Пётр
Степанович – добрейшей души человек! Мы естественно пользовались этим, и
вытворяли самые изощрённые шалости на его занятиях. Помню, Лёва Маклев мой
добрый друг, вставил в челюсть учебного скелета тлеющий окурок сигареты. Какой
восторг вызвало у нас это зрелище! Пётр Степанович, под наш надрывный смех,
молча убрал дымящую сигаретку и спокойно начал урок. Правда, так же спокойно
доложил об этом завучу школы – Тамаре Кирилловне Фёдоровой. Вот тут-то и
начались громовые раскаты! Уж больно была она строгая. Завуч и в Городке завуч!
А Пётр Степанович так же спокойно проводил в нашем классе уроки астрономии.
Если вы помните мои дорогие одноклассники, как они проходили, то я с вашего
позволения не буду о них вспоминать.

                Глава XVII. Все на лыжи.


          Было - бы не справедливо не вспомнить о нашем учителе физкультуры  - Нине
Дмитриевне Петровой. Она была кандидатом в мастера спорта СССР по лыжным
гонкам, и свою любовь к спорту Нина Дмитриевна добавила к нашему начальному
физическому воспитанию. Мы говорим ей спасибо за её труд!
         С  приходом нового учителя физ-ры, связано много добрых дел и успехов в спортивной жизни нашей школы. Вместе Ниной Дмитриевной ученики в школьном
дворе соорудили летний стадион. Сделали беговую дорожку, секторы для прыжков
в высоту и длину. Там же  появились волейбольная и баскетбольная площадки. Мы
много времени проводили на школьном стадионе. Ну а зимой все вставали на лыжи.
 Нина Дмитриевна научила нас бегу на лыжах. А самое главное эти занятия закаляли наше здоровье. Наши спортивные достижения, в виде кубков и грамот выставлялись
в коридоре первого этажа школы! Войсковицкая средняя школа №2 в то время была
лучшей в спортивных состязаниях Гатчинского района!
                Глава XXVIII. «Ал».


     Загадочные две буквы – Ал. Так называл я своего друга юности Сашу Ревкова.
Откуда появилось это дружеский псевдоним? В свободное время мы с Александром
часами проводили на баскетбольной площадке, у футбольного поля. Наша любовь
К баскетболу была фанатична. Саша старше меня на два года, и это в какой то мере
Определило моё мировоззрение. Как говорится: «С кем поведёшься, того и наберёшься!» В игре он был Ал, а я Синдр. Если сложить слова вместе, то получается Алсиндр, или Карим Абдул Джаббар – величайший, американский
баскетболист. Мой друг был отличником в учёбе и в спорте. Он занимался плаванием, баскетболом, футболом и другими видами спорта. Мы много тренировались на площадке, отрабатывая технику игры и бросков. Часто к Саше в Городок
приезжал его старший брат Михаил. Он был студентом и хорошо играл в баскетбол.
И тогда проходила игра «Алсиндр» против Михаила Ревкова.
       Когда Александр поступил  в Ленинградский кораблестроительный институт, то он стал приезжать в Городок по выходным дням. Ребята всегда ждали
его приезда, потому что Саша всегда привозил из города на Неве свежие анекдоты.
Это был глоток студенческой жизни для нас – ребят старшеклассников нашей школы. Он пел нам все новые песни Владимира Высоцкого, которые мы слушали
в его квартире долгими вечерами. Исполнял он их с юмором, как эти песни должны
были петься. Это и сказалось на моём песенном репертуаре, и я при людно, никогда не пел песни Высоцкого. Правда, одну песню «На братских могилах не ставят крестов», мы исполнили на туристическом слёте вместе с Серёжей Бодней.
     С  Александром мы часто осенью и летом ходили в лес по грибы. И здесь он
был на высоте. Его большая корзинка всегда бала полна грибов.
     В нашем городке сделали реконструкцию старого бассейна. После неё он стал
любимым местом летнего отдыха ребят Городка. В нём проводились соревнования
на первенство округа по плаванию, в которых часто побеждал Александр. Побеждал
он в своём коронном стиле – брасс.
      Случилось так, что в одно и то же время мы жили с ним несколько лет почти
самостоятельно. Его родители уехали исполнять интернациональный долг в Египет,
ну а меня мама находилась в больнице. Вечерами у Саши дома мы проводили много
время, играя на гитаре, и смотрели старый телевизор «КВН» с большой водяной линзой. Про этот телевизор шутили – купил, включил, не работает! Незаметно
эта квартира превратилась в культурный центр нашей жизни!
    Прошло время, и Александр Васильевич Ревков стал крупным руководителем
города Санкт-Петербург. Я горжусь нашей дружбой с Сашей! Долгих лет тебе
здравия Ал!
                Глава XXIX. Моя вторая мама!






          Беда приходит внезапно. Моя мама тяжело заболела. Сказалась травма головы,
полученная ею при автомобильной аварии на крутом повороте у деревни Колпаны.
Родители возвращались из Ленинграда после посещения театра. И с 1966 года, мы
жили с папой вдвоём. Готовили еду, стирали вместе, а уборка трёх - комнатной квартиры входила в мою обязанность. Каждую неделю, в воскресенье, навещали
маму в больнице. Старший брат Юрий уже учился в Казанском авиационном институте, приезжая в Городок только в каникулы.
          Этот период жизни, наша классный руководитель -  Тамила Алексеевна Серова, помогла мне преодолеть сложное время, до самого выпускного вечера, и до моих последних белых ночей. Как ни странно, я стал учиться очень хорошо. Я всегда чувствовал её материнскую заботу и строгость. Тамила Алексеевна относилась ко мне , как к собственному сыну! И если бы зимой 1968 года не отменили « серебряную» медаль за окончание средней школы, то я и Лида Шевцова,
её получили. Но, «бы», не считается! После зимних каникул, приехав из Казани, я перестал учиться на «оценку», и по инерции, окончил школу на «хорошо». Тамила
Алексеевна каждый день не давала мне уйти с правильной дороги! Она так хорошо
знала мои способности и слабости, что  после выпускного вечера сказала слова,
которые я запомнил на всю жизнь: « Виталий, я знаю, что ты  смог бы стать  учёным, но им тебе не суждено быть. Ты очень любишь весёлые компании, и тебя они погубят». Тамила Алексеевна оказалась права! Но,  я её не подвёл! Переборов
в себе все отрицательные привычки, я стал таким, что мне не стыдно за мою жизнь.
Если бы она дожила до этих дней.  Тамила Алексеевна умерла в рассвете жизненных сил. Когда я узнал, что больше не увижу её живой, то плакал. Да плакал и не стыдился своих слёз. На могиле у неё ни разу не был на Яву,  но когда моя душа
часто парила над Землёй, то я пролетал над ней. Помню, что рядом с могилой было
большое дерево. Хотите - верьте, хотите - не верьте!
          Спасибо Вам – Тамила Алексеевна за всё, что Вы сделали для меня! Царства
Вам  Небесного! Я думаю, мы обязательно, когда ни будь встретимся!

                XXX. Выпускной вечер





                Прозвенел последний звонок. Ура! Мы окончили школу! Но ещё осталось сдать выпускные экзамены, получить аттестат о среднем образование, и в вихре вальса « Школьные годы чудесные …», отправиться в самостоятельную жизнь. Да, их нельзя забыть, и они через много лет, почему-то, вспоминаются. Для меня это было прощание ещё и прощание с Городком. Навсегда. Я расставался со своими одноклассниками, друзьями и учителями: Кузнецовой Валентиной Михайловной – учителем физики, Тимофеевой Л. П. – учителем математики, Тетервак Еленой Владимировной, Улериановой Анной Георгиевной и так же с другими, о которых рассказал ранее в своих воспоминаниях. И конечно с нашим директором  Ерёгиным Евгением Георгиевичем!
           1 июня 1969 года мы писали сочинение. Ночью, перед экзаменом мне снился
cон, что я написал его на 4/5, а в итоге вышло – 5/4. Я удивился! Никогда не писал
сочинения без ошибок. Может быть, шоколадка и сам Александр Сергеевич Пушкин
помогли! По остальным предметам я получил за экзамены «пятёрки». С золотой медалью школу в нашем классе окончили: Ирина Серова и Нина Морозова. Наш
выпуск считаю самым сильным или одним из сильных, в истории Войсковицкой
средней школы №2.
              На выпускном вечере были все: учителя, родители, выпускники 10- «А» и
10 «Б» классов. Была рядом с нами и наша первая учительница Мария Фёдоровна,
которая плакала, глядя на нас. Это были слёзы радости! Так же к нам приехали
друзья Ирина Куннике и Сергей Бодня, а в качестве участника бит-группы Лёня
Либерман. Это было прощальное выступление нашего ансамбля. А за окном белые
ночи освещали нам дорогу в будущее! Прощай любимая школа!
              Волею судьбы и отца, мне надо было скорее улетать в Казань. Провожали
меня Серёга Залкин, Слава Мякущенко, Володя Шумов и Лёва Маклев. Я сел в
коляску казённого мотоцикла, и мы с папой поехали в аэропорт «Пулково». Прощай
Городок! Ты остался в моём сердце на всю жизнь! Что творилось в моей душе.
Эти чувства, нельзя выразить ни какими словами… Я покидал « Квадрат детства»!

                ЭПИЛОГ.

       Пусть это звучит с пафосом, но наше поколение уникально исторически!
Наша жизнь началась в XX столетие, а закончится в XXI! Мы стали свидетелями
окончания второго тысячелетия и начала третьего! Жили в одном государстве –
- Союзе Советских Социалистических Республик, а теперь живём в разных государствах: в России, во Франции, на Украине и Эстонии! Но всех нас, дорогие
мои одноклассники, объединил маленький военный Городок, где прошло наше
детство. И если тебе будет трудно, то знай, что где-то есть твои друзья из Квадрата
детства! Верь! Эта вера поможет тебе! Ведь над нами сверкают одни и те же звёзды! 

    Вспоминаю Квадрат детства,
                Где провёл его вместе с друзьями!
                Пришло время – Квадрат наш раскрылся,
                Отпустил нас. Закончилось детство.
               
                (Виталий Рафиков).