О картине Пушкин с женой на придворном балу

Мита Пе
Считается, что Николай I унизил Пушкина, дав ему придворное звание камер-юнкера. Неправда, Пушкин был рад этому. А то, что он писал про звание "довольно неприлично моим летам" - то он просто притворно ворчал перед друзьями. Камер-юнкерство давало Пушкину право рыться в императорской библиотеке, а для него, как историографа, это было важней, чем мундир "архивных юношей".

К сожалению, до сих пор в умах наших сограждан застряло советское толкование биографии Пушкина,  это оттого, что все привыкли верить "на слово",  и никто не читает источники: письма самого Пушкина, его родных и друзей. В письмах правда.

Ахматова и Цветаева осуждали Наталью Николаевну за то, что та своим поведением якобы довела Пушкина до дуэли, и многие до сих пор в это верят. Уважаемые поэтессы тоже говорили с чужих слов, а если бы они почитали переписку Пушкина и Натали (а я уверена, что не читали), то устыдились и забрали свои слова обратно. Но слово не воробей, даже чушь, сказанная  знаменитыми людьми, принимается за правду, потому что знаменитым принято верить. Но знаменитые не есть знающие.

Вот картина Николая Павловича Ульянова. На ней изображены муж и жена Пушкины у зеркала на балу. Считается, что великосветская знать, стоящая на лестнице в отражении зеркала, осуждает Пушкина и его жену, а он в ответ смотрит на них презрительно.  Но это не так - Пушкин смотрит гордо! Он смотрит, какое впечатление произвела на присутствующих красота Натальи Николаевны, и счастлив, что от неё не отводят глаз!

Ольга Сергеевна, сестра Пушкина, увидев как он и Натали собираются на бал, сказала:
"Охота тебе, Саша, смотреть на бездушных пустомелей да переливать из пустого в порожнее? Охота тебе принуждать к этому и Наташу? Чего не видали? Вспомни мое слово: к добру не поведет. Враги там у тебя кругом да около; рано или поздно тебе же напакостят”.

Пушкин ответил: "На это скажу тебе, милая сестра, что я и моя жена знамениты: я – моим талантом, жена – красотою, а потому хочу, чтобы все ценили нас по достоинству".

Вот таким и выглядит на картине Александр Сергеевич - гордый и достойный! Он ценит себя, как Поэта,  ценит жену, как первую красавицу. И счастлив от этого. И Наталья Николаевна это знает, вон как счастливо она улыбается!

А придворные, выстроившиеся по лестнице, не осуждают Пушкиных, а любуются и завидуют. Вот, например, лысый камергер внизу слева ... он выпятил нижнюю губу не   презрительно, а с досады. Он видит красоту Натальи Николаевны, оценивает её, примеряет к себе и наверняка думает: "Хороша Наташа, да не наша!
Какому мужу не захочется покрасоваться своей красавицей-женой!

Жаль, что когда-то советская идеология сделала из Пушкина чуть ли не революционера и вспыльчивого ревнивца. Жаль, что эти нелепицы повторяют миллионы людей, привыкшие верить чужому мнению. А так просто составить собственное мнение, не опираясь на чужие костыли, - надо всего лишь начать читать не "о" Пушкине, а самого Пушкина, особенно его личную корреспонденцию, он в ней весь на виду, пылкий, гордый, любящий, нежный, беспокойный, заботливый и чуть-чуть ревнивый. А это и есть правда о Пушкине.


Илл. - Н.П.Ульянов "Пушкин с женой на придворном балу"