Турне по ФРГ. Коллаборационизм в СССР в годы войны

Марьша
        А я продолжила поиск ответа на сложный вопрос-О ДЕПОРТАЦИИ НЕМЦЕВ В СССР, пока не нашла в интернете статью историка  Олега Будницкого о вынужденном коллаборационизме, массовых репрессиях и пятой колонне. (Напечатано в сокращении).
             КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ В СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ  МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
      В чем заключались причины перехода граждан Советского Союза на сторону нацистской Германии? Чем характеризовался военно-политический коллаборационизм? Почему наибольшее количество коллаборационистов было среди крестьян? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Олег Будницкий: « Слово «коллаборационизм» происходит из французского, и в переводе это означает всего-навсего сотрудничество. Но этому безобидному слову были приданы крайне негативные коннотации, а именно сотрудничество с врагом. Поскольку этот термин был употреблён маршалом Петеном, главой вишистского правительства* Франции, во время его встречи с Гитлером, когда Петен сказал, что нужно сотрудничать и что Франция будет сотрудничать с нацистской Германией. С тех пор термин «коллаборационизм» совершенно однозначно означает сотрудничество с врагом, а не что-либо иное.

      Здесь есть два аспекта. Один аспект — это то, что ни одна оккупационная армия, ни одна оккупационная администрация не может сколько-нибудь эффективно управлять оккупированной территорией без какой-то опоры на те или иные элементы местного населения. Ведь не разместишь же в каждой деревне гарнизон и не приставишь к каждому гражданину оккупированной страны солдата оккупационной армии, и оккупанты в этом заинтересованы.

     Другой вопрос, откуда берутся люди и почему находятся люди, которые с противником сотрудничают. В частности, я говорю о Советском Союзе, в котором было немалое количество коллаборационистов разного толка. Наиболее известный — военный, военно-политический коллаборационизм. И, бесспорно, наиболее известным коллаборационистом времен войны является Андрей Власов, бывший советский генерал, вполне успешный, отличившийся при обороне Киева, но особенно при обороне Москвы, впоследствии попавший в плен и возглавивший Русскую освободительную армию. Хотя надо сразу сказать, что она существовала длительное время только в воображении, только на бумаге, а реально стала формироваться, когда уже кукушка прокуковала конец нацистского режима, поздней осенью 1944 года.

     В общей сложности в военных вооруженных формированиях нацистской Германии — в вермахте и вспомогательной полиции — в качестве так называемых добровольных помощников сотрудничало более миллиона советских людей — если угодно, бывших советских людей. Но это только одна часть истории. Дело в том, что на оккупированных территориях оказалась почти половина населения Советского Союза. Согласно переписи 1939 года, на этих территориях находилось около 88 миллионов человек. Но учитывая то, что значительная часть была призвана в армию, часть эвакуировалась, часть просто бежала от наступающего противника, мы, историки, считаем, что на этих территориях оставалось примерно 70 миллионов человек, из них три четверти — это, конечно, женщины и дети.

     И люди, оказавшиеся на этих территориях, волей-неволей были вынуждены в той или иной форме сотрудничать с противником — другого варианта просто не было. Ведь в СССР не было частной собственности, не было возможности как-то существовать, функционировать, зарабатывать на жизнь помимо участия в тех или иных структурах.
Если человек работал на заводе, если он продолжал работать на этом заводе после прихода оккупантов, то де-факто он работал на оккупантов.

      Но кроме вынужденного коллаборационизма был коллаборационизм военно-политический и коллаборационизм, который я бы назвал ИДЕЙНЫМ которому уделялось гораздо меньше внимания. Военно-политический коллаборационизм — явление довольно сложное, потому что там были те, кто сознательно боролся с оружием в руках против советской власти и считал, что «хоть с чертом», но против большевиков. И были те, кто пошел служить в те или иные вооруженные формирования или вспомогательные части, просто чтобы выжить. Для военнопленных иногда выбор между службой и отказом от нее был выбором между жизнью и смертью. Некоторые люди в любом случае отказывались служить, некоторые шли на службу, и дальше уже зависело от обстоятельств.

       Некоторые впоследствии переходили на сторону Красной армии или бежали в леса, некоторые оставались на Западе, некоторые служили верой и правдой.
Большинство коллаборационистов — коллаборационисты по случаю. Так сложились обстоятельства. И я имею в виду в том числе генерала Власова. Не попади Власов в плен, был бы славный советский генерал, ничто не свидетельствовало в его карьере до плена о том, что он собирается как-то выступать против советской власти, сотрудничать с противником. Но когда оказался в плену (понятно было, что его военная карьера кончилась, даже если он будет освобожден, или, во всяком случае, ни о каком продвижении наверх речи быть не может), то он выбрал путь борьбы с советской властью. Есть немало апологетов генерала Власова как борца со сталинизмом. Как историк я не вижу во Власове идейного борца: я не обладаю никакими источниками для этого.

         Была категория людей, которые ждали немцев как освободителей, и их было немало — люди самые разные. По моим оценкам и по итогам моих исследований, наиболее распространенные пораженческие коллаборационистские настроения — хотя, конечно, такого термина не употребляли — были среди крестьянства, в наибольшей степени пострадавшего от советской власти в предвоенное десятилетие. Именно на крестьянство обрушилась насильственная коллективизация, высылки, де-факто ограбления, неполноправное положение и так далее.

        Массовые репрессии, которые проходили в 30-е годы, пик которых пришелся на 1937—1938-е, служили, с точки зрения Сталина и его компании, средством зачистки страны и ликвидации потенциальной пятой колонны. Сам термин возник во время гражданской войны в Испании — это слова генерала Молы, который руководил штурмом республиканского Мадрида. Он говорил, что кроме четырех колонн, наступающих на Мадрид, есть пятая колонна — люди внутри Мадрида, которые ему содействуют.

         Советской власти до известной степени «повезло» в том плане, что гитлеровцы оказались еще хуже. По данным НКВД, по сводкам, которые опубликованы и нам доступны, одним из самых распространенных слухов в деревне был слух о том, что придут иноземцы и распустят колхозы и что не будет этого ужаса, который обрушился на крестьян — а крестьяне составляли две трети населения страны. Но нацистская политика наряду с естественным чувством патриотизма и защиты своей земли была очень важным агитационным фактором в пользу советской власти.

     Василий Гроссман, знаменитый писатель и автор, наверное, лучшей книги о войне — я имею в виду «Жизнь и судьба», — вел записи во время войны. Как военному корреспонденту, ему это было дозволено. И среди этих записей есть некоторые поразительные. Например, то, что записал летом 1942 года, разговор двух женщин:

 «Раньше мы считали, — сказала одна другой, — что коммунисты антихристы, а оказывается, цей Гитлер антихрист». Это была эпитафия надеждам, которые некоторая часть Советского Союза питала на освобождение со стороны нацистской Германии. И война действительно становится отечественной — особенно тогда, когда советские люди ощутили на себе, что такое нацистский режим.

Маркедонов Сергей Мирославович*:Годы Великой Отечественной войны для СССР ознаменовались также целой серией репрессий по отношению к части собственного населения. Самый первый депортационный удар пришелся по советским немцам, отнесенным к потенциальным "коллаборантам" исключительно в силу своей этнической принадлежности к нации, с титульным государством которой шла война.

       Как и в Царское  время виновниками войны оказались  не руководители, а немецкий народ! На территориях, оккупированных Третьим рейхом и его союзниками, оказалось около 70 миллионов советских граждан. В частях Вермахта с 1940 по 1945 гг. служило до 1,5 миллиона граждан СССР (только в одном 1944 году до 1 миллиона), ещё около 3 миллионов находилось в Третьем рейхе на принудительных работах.
      Только «через казачьи части на стороне Германии в период с октября 1941 по апрель 1945 гг. прошло около 80 000 человек, из которых, вероятно, только не более 15-20 тысяч человек не были казаками по происхождению». Но эти цифры включают в себя и казаков, бывших в 1941 году гражданами СССР, и вставших на путь коллаборационизма после гитлеровской оккупации. По данным на январь 1943 года, было сформировано 30 отрядов из казаков, общей численностью около 20 000 человек.

 К. Александров* : военную службу на стороне Германии в 1941—1945 годах несли примерно 1,24 млн граждан СССР:
400 тыс. русских (в том числе 80 тыс. в казачьих формированиях),
250 тыс. украинцев,
180 тыс. представителей народов Средней Азии,
90 тыс. латышей,
70 тыс. эстонцев,
40 тыс. представителей народов Поволжья,
38,5 тыс. азербайджанцев,
37 тыс. литовцев,
28 тыс. представителей народов Северного Кавказа,
20 тыс. белорусов,
20 тыс. грузин,
20 тыс. крымских татар,
20 тыс. русских немцев и фольксдойче,
18 тыс. армян,
5 тыс. калмыков,
4,5 тыс. ингерманландцев(преимущественно в финской армии);
нет точных данных о численности молдаван.

     Должны ли были русские немцы отвечать за немцев, воевавших против своей страны,убивающих своих соотечественников, защищающих общую страну? Страну, которая  приняла немцев в далёкие времена-Россию,СССР?
Должны ли были отвечать немецкие дети, старики,женщины за предательство соотечественников своего народа и страны, приютившую их?

     И нужно ли судить все национальности СССР, воевавших на стороне Гитлера?

На этот вопрос должен ответить самому себе каждый читатель!
А лучше высказаться под данной статьёй.

     Рада, что нашла ответ на вопрос о депортации. Для себя я сделала свой вывод.

 ДА! ПРИ ВСЕЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ К РУССКИМ НЕМЦАМ В СССР  ИЗ-ЗА НАСИЛЬСТВЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НЕМЦЕВ, СТАЛИН НЕ ДАВАЛ КОМАНДУ  РАЗДЕВАТЬ ДО ГОЛА НЕМЦЕВ И ТАК ИХ ОТПРАВЛЯТЬ В СИБИРЬ! НАОБОРОТ!НЕМЦАМ ДАЛИ ВРЕМЯ НА СБОРЫ, РАЗРЕШИЛИ ВЗЯТЬ С СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ИМУЩЕСТВА!

Примечание*:1. Коллаборационизм (фр. collaboration — «сотрудничество») — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле: сотрудничество с оккупантами.
2.Кирилл Михайлович Александров — российский историк, журналист, педагог и публицист. Кандидат исторических наук (2002).
3.Маркедонов Сергей Мирославович:Политолог. Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа. Приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон.
4.Режим Виши или Вишистская Франция. Режим существовал с 10 июля 1940 по 22 апреля 1945. Официально придерживался политики нейтралитета, но фактически проводил политику в интересах стран «оси». Название — от курортного города Виши, где 10 июля 1940 года собралось Национальное собрание, постановившее передать диктаторскую власть маршалу Анри Филиппу Петену.