Супервизия Кельвина. Гл. 15. Железный Дровосек

Геннадий Федотов
                Надень зелёные очки
                И город станет Изумрудным.
                Волшебник добрый малый,
                Потому и храбр Трусливый Лев,
                Умён Страшила и звенит
                Маслёнкою Железный Дровосек.
                /Бродячий Философ/


-Здравствуйте, док! Очень рад, что Вы опять принимаете посетителей. Я ведь стал опасаться, что Вы уехали насовсем. И кто тогда из нас двоих отлынивает от сеансов? В этот раз, док, это был точно не я! Несколько раз приходил к Вашему особняку, покрутился возле закрытой двери и ушел…
-Здравствуйте-здравствуйте, дорогой Крис! Я тоже рад нашей встрече. Иногда мне надо поразмыслить уединенно, вот я и отправился в далёкое путешествие.
-И где же Вы так долго пропадали, док?
-Я был в Африке, поднимался на вершину Килиманджаро. В летнюю жару мне захотелось  талого снега с привкусом пепла потухшего вулкана.
-Вот оно что… И какие ощущения?
-Как у нашего Искупителя на горе Фавор. Я общался с Всевышним.
-И что он Вам сказал, док? Что?
-Ничего особенного, дорогой Крис. Он молчалив.
-И все же, док…
-Прогнал меня обратно в мир,  да еще и отчитал. Некогда ему заниматься такими, как я. Слишком много в мире дикости, поэтому нельзя ему отвлекаться от праведных дел … да и лень бывает порой с головой погружаться в перфекционизм. Есть более важные дела - например, добро из зла делать.
-Опять шутите, док. Но я чертовски рад.
-Если это так, дорогой Крис, тогда немного подытожим сказанное на прежних сеансах.
-Но сеансы еще будут, док? Не хотите же Вы сказать, что на этом все.
-Конечно же нет, дорогой Крис. Это всего лишь промежуточные обобщения, не беспокойтесь.
-Тогда я весь внимание, док.
-Заметьте, дорогой Крис, что подобные обобщения сегодня большая редкость. Ведь нынешнее время, в силу многих причин, время дифференцирования, время разделения. Не зря Делёз и Гваттари называют его шизофреническим. С этим многие согласились.
-Не буду спорить док, Вам виднее, а я ведь вообще приезжий, как Вы знаете.
-Вспомните, Крис, мы говорили о примордиальном и имагинальном мирах, о дазайне, феноменологии и экзистенциализме.
-Помню, док, но многое непонятно, хотя меня и консультирует «профессор кислых щей» - Ваша помощница, подружка моя.
- Многие философские категории в отдельности действительно сложны для понимания. Но в снегах Килиманджаро эти осколки мозаики выстроилась в некоторую картину.
-Но это невозможно, док.
- … "Мозаика", Крис, - это как всегда метафора, но она снимает некоторые трения между трактовками перечисленных категорий.
-Док, я прошу, не томите.
-Я насчитал три центра притяжения, вокруг которых группируется мозаика. Это имаго, дазайн и радикальный субъект.
-Вот как! Что-то я не слышал, чтобы Вы о радикальном субъекте хотя бы раз упоминали.
-Зато я говорил о  «Человеке». Буква большая впереди. Это почти равнозначные понятия… А эти три центры тоже взаимодействуют между собой.
-Всё в мире взаимодействует, док, конечно, Вы сами же недавно об этом и говорили.
-Да, говорил, но между центрами существует иерархия:
-радикальный субъект,
-дазайн,
-имаго.
Начнем снизу. Имаго, как Вы знаете, - взрослая стадия развития у насекомых. А в психологии, например у К.Г.Юнга, имаго называется стадия пробуждения сознания. Это первообразы, архетипы. Юнг называет ее еще «стадией зеркала», когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Кроме того, он «зеркалит» родителей, бывает, что всю оставшуюся жизнь. Это еще не словесное, а зачатки образного мышления. Примордиальный мир, если мы опять обратимся к бабочке, это ее предыдущая совсем иная форма  – гусеница, личинка, куколка. Это чистая биология, наследственность, генетическая память.
Дазайн скользит на волне между прошлым и будущим, между биологической сущностью и духом, между бытием и ничто, между феноменами и экзистенциалами.
В нашей культуре считают, что феноменология и экзистенциализм – практически одно и то же, ведь и терминология одинаковая и подходы у Гуссерля и Хайдеггера. С небольшими отклонениями и нюансами, но это не так. Экзистенциалы – это надвигающееся будущее, а феномены - прошлое. Мы всегда воспринимаем бытие с некоторой задержкой. Пусть даже она исчисляется  миллисекундами, но все равно феномены всегда прошлое. Искусство быть человеком, это удерживаться на гребне волны.
-Док… Это очень сложная метафора…
-Да, это так, Крис, но Вам придется понять или…
-Свалиться с волны?
-Что-то вроде этого, но это плохо. Практически животное состояние.
-А как это все происходит в жизни док? А то мы слишком отвлеклись.
-Ну представьте себе: была куколка, потом она превратилась в бабочку (имаго), потом бабочке приснилось, что она человек - скользящий на волне дазайн…
- А потом док? Куда подевался радикальный субъект – Человек, как Вы говорите?
- Радикальный субъект, Крис, - это большая редкость даже в нашем очень продвинутом мире. Никуда он не подевался, но это самая сложнейшая для понимания категория.
-Ну, хотя бы в нескольких словах, док… Ну пожалуйста!
-Вы читали сказку «Волшебник изумрудного города»?
-Кажется, да. Меня умиляет, док, там одно обстоятельство: в совершенно фантастическом сюжете, среди тотального колдовства и волшебства некто, Гудвин кажется, совершенно абсурдным образом эти магические действия пытается имитировать, чтобы творить добро. Забавно, не правда ли.
-Да, но это и делает сказку такой притягательной и похожей на жизнь. Но я о другом хочу сказать.  Помните, там был Железный дровосек? Профессиональные травмы привели его к потере  рук ног, головы, а потом и всего тела вместе с сердцем. Но у него осталось устойчивое желание – любить.
Сердце человека во всех культурах – это средоточие любви. А в древности – оно еще и вместилище разума и интуиции. Это потом разум связали с головой или с диаметрально противоположной точкой.
Обычный человек очень похож на Железного Дровосека. Безжалостное время постепенно отнимает у него тело. Или он сам добровольно и очень безрассудно теряет индивидуальность и растворяется в компьютерных сетях. Киборги еще есть. Но, дай Бог, чудо любви сделает  из него Человека и удержит на гребне волны. Мы потом остановимся еще раз на этом вопросе, а сейчас Вы утомились, как я погляжу.
- Да, не стану отрицать, док, это был самый утомительный сеанс из всех. Хотя и очень познавательный.
-Ничего, Крис, в следующий раз я обязательно повеселю Вас.
-Знаю-знаю, док, как Вы умеете это делать. У меня уже сейчас мурашки бегут по коже…