Этимологические заметки. Драть. Дерево

Альберт Горошко
   Достаточно одного взгляда на эти два слова - дерево(древо) и драть(деру), чтобы провести очевидную параллель —общий корень -др-(-дер-).
   Попробуем определить семантику слова "дерево"'. В русском языке есть ряд слов, обозначающих различные виды деревьев - сосна, дуб, береза и т.д. Характерными признаками дерева являются наличие одного ствола, относительно большая высота и пригодность для строительства и изготовления мебели, предметов интерьера и быта, средств транспорта и изделий декоративно-прикладного искусства. Так же древесина является хорошим топливом. Дерево может служить укрытием от непогоды или опасности. Залезть на дерево - иногда это является единственным спасением. Итак, мы рассмотрели самые очевидные посылы для описания свойств дерева как растения и как предмета потребления. Поклонение дереву как божеству появилось позже, когда человек осознал его значение в своей жизни. Так почему же из всех возможных вариантов для обозначения столь важного предмета было выбрано такое странное сочетание звуков де-ре-во?
   Слезем с дерева и углубимся в корень -дер-. Сам по себе он является общеиндоевропейским, имеющим аналоги не только во всех славянских, но и многих индоевропейских языках: авест. dar-“отдирать, разрывать”, греч. dero “деру”, латышск. dirat “сдирать”(М.Фасмер) и т. д. С ним прежде всего связан упомянутый выше глагол "драть". Не будем гадать, кто из индоевропейцев(ариев) первым ввел это слово в обращение, отметим только его звукоподражательную природу. Отсюда - дёрн, дратва, драка, дранка, дёргать, обдирать. То есть, все, что связано с процессами отделения чего-то от чего-то, разделения чего-то, нанесением повреждений, нарушением целостности с соответствующим звуковым сопровождением (дрт-трт-треск). Производные от слова "дерево" - деревянный, древесный. Если допустить, что "драть" и "древо" не связаны семантически, дальнейшее развитие нашего исследования на этом можно было бы закончить. Поэтому сразу перейдем ко второму предположению - они связаны по смыслу и стало быть, имеют общий генезис.
   Словообразование дере-во, варе-во, огни-во, чти-во, куре-во, лого-во, заре-во очевидно и тождественно. Суффикс -во придает слову значение предмета-процесса, имеющего в своей основе действие, деятельность, состояние ("статичное действие"). Добавим для наглядности в указанный выше ряд равенство, братство, воинство, производство, партнёрство, тождество, детство, притворство, заступничество, рождество, равенство, рыболовство, величество и, наконец, электричество, где суффикс -во прирос сочетанием ст: - ство. Здесь хотелось бы немного отступить от основной темы и обратить внимание читателей на роль и природу суффиксов в словотворчестве. Сами по себе оба сочетания -во и -ство можно вывести из указательного местоимения во(вот), в очевидно более позднем варианте -ство, которые используются для наименования объекта, процесса или понятия через его природу посредством его становления, построения, сотворения, составления - коротко "ство". Другие примеры - упорство, естество, свойство. Но вернемся к дереву.
   Если высказанное нами предположение верно, то, развивая логику наших рассуждений, мы должны определить, что связывает глагол и существительное кроме общего корня. Это, несомненно, использование дерева как объекта потребления - продукта и ресурса, необходимого в жизни древнего человека - собирателя, охотника, рыболова, строителя, творца и, конечно же, слово-творца.
    В эпоху, когда не было привычных нам и уже знакомых нашим детям зачастую лишь понаслышке пилы и топора, рубанка и долота, с деревом приходилось работать руками или простейшими подручными средствами - скребком, рубилом, камнем, палкой. То есть, буквально, выдирать, обдирать дерево - отламывать ветки, срывать листву, плоды, снимать кору, или, если дерево повалено ветром, отламывать от переломленного стихией ствола лучины и целые колья, особенно если речь идет о хвойном дереве. И трудно представить себе более щедрого поставщика полезных вещей, чем дерево - только протяни руку. Недаром дерево, а потом и деревянный идол были объектами обожествления и у древних славян, и у кельтов, и у тех, кто жили задолго до них.
   Значение дерева трудно переоценить у народа, чья жизнь протекала в лесах. Но это же дерево "нанесло" непоправимый вред истории лесных народов, жителей… Деревянного Века! Судите сами - историческая наука базируется на документах и артефактах. Какие же документы и артефакты могла оставить цивилизация, ну, скажем, “древлян”, кроме упоминания в "Повести временных лет"(начало 12 столетия н.э.)?
   Из документов - упомянутая "Повесть". Следите за датами. Берестяные грамоты? Из так же датируют 11-16 веками нашей эры. Коротка история “древлянских” документов!
   А какие же артефакты оставила цивилизация "древлян"? Кое-что, и тоже не самое древнее.
Дело в том, что древесина не лучший материал для археологии. Вот металл, глина, кости, камни - другое дело. Они могут лежать в земле и ждать многие тысячелетия своих археологов. “Древлянам” повезло меньше. Их историю в лучшем случае определяют в одно-два тысячелетия.
Однако, есть существенный объект - язык, слово. В самом деле, не мычали и не ревели же "древляне", пока не научились писать на бересте?
Напротив, они оставили нам много простых и древних наименований  - древо, хворост, валежник, ветка, сук, кора, корч, дупло, щепа, береза, дуб, липа, дыба, крона, корень, ствол, кол, лучина, лыко, луб, лук, стрела, бревно, палка, полено, дрова, кадка, дровни. бочка и много других, связанных с деревом слов.

И, конечно, древность, древний, издревле.