Носов Юрий Николаевич

Виталий Бердышев
Динамичный снимок! Все движутся, и все различимы. Даже на втором плане Витя Логинов - тоже спешит. Правда, кто-то из офицеров прорывается сквозь общий строй в противоположном направлении. Не прорвется — перед ним одни женщины: сотрудники кафедры, как всегда, спешат на лекцию профессора. И яркий сюжет переднего плана — "Ага! Попался!.. Наконец, поймала!" — к Юре Носову кто-то из педагогов обращается. Поймала прямо на входе, в самом узком месте аудитории. Точно рассчитала, чтобы не успел убежать высоко, на Камчатку... Юра молчит (пока). От неожиданности немножко сжался... Что от него требуют? Или к чему призывают?.. Или упрекают? Что-то не очень приятное — по лицу видно.

А, в общем, Юра не часто улыбается, чаще всего сосредоточен, углублен в свои мысли. Не выражает мимикой своих эмоций. Мысли и эмоции в голове держит, в литературные темы и сюжеты воплощает. Давно ли стал литературой заниматься, а уже печатается в академических и иных сборниках. С Игорем Кравченко, однокурсником, соревнуется: кто больше, кто чаще, кто лучше. Друг друга подгоняют и стимулируют. Правда, Игорь больше в поэзию устремился. У Юры — серьезная проза. Когда успевает над ней работать? По ночам, что ли? Ведь ещё и учиться надо, по-настоящему. А он, кажется, по-настоящему эпидемиологией увлекся, часто на кафедре пропадает. Небось, скоро и научные трактаты выдавать будет. И еще спортом продолжает заниматься, с первого курса. Вначале бокс выбрал. Порядком колотил соперников. И тут, оказывается, талант был! А без него в боксе делать нечего. Но, недолго боксировал. По мере освоения медицинской науки, прежде всего нормальной и патологической физиологии, понял, чем всё это может кончиться, — для мыслительных и эмоциональных процессов в первую очередь. А без них (без этих процессов) ни медицинское, ни научное, ни литературное творчество состояться уже не может. Так что вовремя одумался. Помогли и соперники. Своевременно подсказали, что это серьезно. А у Юры в академии с самого начала было всё серьёзно. Серьёзно учился, серьезно занимался литературой, затем наукой. И дружба с ребятами была основательной и долгой.

После окончания академии Ю.Н. Носов служил на подводных лодках и надводных кораблях Северного флота. Затем — начальником отделения особо опасных инфекций ПСЭО. После — старшим помощником начальника медицинской службы Беломорской военно-морской базы Северного флота. Закончил командно-медицинское отделение факультета усовершенствования врачей ВМедА по циклу "эпидемиология". Был назначен старшим инспектором медицинской службы ВМФ, а в 1976 г. — главным эпидемиологом ВМФ. Неоднократно участвовал в боевых походах, в том числе и в "горячих точках" — Гвинее, Мозамбике, Эфиопии, Сомали, Вьетнаме, Йемене и др. Автор и соавтор более 30 научных работ. Удостоен звания "Заслуженный изобретатель СССР". Награжден орденом "Красной Звезды" и многими медалями. Завершил службу в звании полковника медицинской службы в 1987 году.

Весь период воинской службы и после неё активно занимался литературным творчеством. Написал более десятка повестей и романов, в том числе: "Введенский канал", "После шторма", "Дерево духов", "Столкновение", К оружию, эскулапы", "Драконова кровь", "Прощай, Рузовка!",  и многие рассказы. Отдельные произведения автора экранизированы, переведены на языки ближнего и дальнего зарубежья. Ю.Н. Носов избран секретарем правления Союза писателей России. Член Высшего творческого совета. Лауреат международных и Всероссийских литературных премий, в частности премии имени Константина Симонова. В настоящее время, несмотря на ветеранский возраст, продолжает активно трудиться, вынашивая далеко идущие планы в области литературного творчества.