Парк скульптур. Предупреждение человечеству

Елена Плюснина
В Финляндии по дороге в Савонлинну находится необычный Парк скульптур. У большинства людей он вызывает странные ощущения. Кому-то все фигуры кажутся страшными и непонятными, кто-то решает, что их сделал больной человек, их теперь девать некуда – вот и показывают туристам… Давайте попробуем поразмышлять…

Если войти в этот парк, где показана вывеска,(фото) то вы сразу увидите  большое количество скульптур,  выполняющих разные  упражнения. (фото) Сразу догадываетесь, скорее всего, это йоги. Упражнения необычные, своеобразные и, кажется, что просто невыполнимые. Хотя на самом деле все эти упражнения можно выполнить.

Присмотревшись внимательно, вы увидите, что каждая скульптура стоит отдельно и каждый выполняет упражнения самостоятельно. Это большое количество людей напоминает наше атомарное общество, когда каждый сам за себя, каждый выполняет только свои упражнения. Совместных упражнений нет. Обратите внимание - они все смотрят в одну сторону.
 
В направлении той стороны, куда они смотрят, мы подходим и видим очень непонятную фигуру, которая нам напоминает дьяволёнка с рогами, а туловище поминает восьмерку, причём одна сторона восьмёрки светлая серебристая, другая тёмная. (фото) Символ борьбы светлых сил с темными.  Если восьмёрку положить горизонтально, то она превращается в символ вечности. Но здесь эта восьмерка стоит вертикально. У этого дьяволёнка за спиной есть крылья и, может быть, именно этими крыльями автор хотел сказать, что этот дьяволёнок мог быть ангелом, а   не дьяволом. При каких условиях это могло произойти? Скорее всего, если бы в наших душах  светлого  было больше.  Эту скульптуру мы должны рассматривать вместе с двумя другими фигурами. Женская фигура и мужская стоят, отвернувшись от нас. Стоят отдельно друг от друга, как будто хотят сказать нам, что образ дьяволёнка или чертёнка является именно тогда, когда женщина и мужчина не могут быть вместе.(фото)

Вы проходите по тропинке  и  перед вами скульптура мальчика, который взбирается по лестнице. (фото) Но это лестница обрывается, она ведёт вникуда. Но мальчик этого не видит, он тянет руку вверх. Вся скульптура говорит нам о шаткости этой попытки. Мальчик не знает, зачем и куда он лезет. Он смотрит в одну сторону, рука тянется в другую сторону, и он не видит, куда эта лестница может его  привезти. Очень многие люди именно так идут по жизни, они не знают, куда они идут, зачем они что-то делают. Смотрят в одну сторону, делают совершенно другое.
 
Далее встречается еще одна некрасивая скульптура. (фото) Это своего рода карикатура на балерин.  Что хотел сказать автор этим? Можно быть балериной, научиться выполнять разные «па» и при этом оставаться некрасивой в душе. И разве у нас мало таких случаев, когда балерины, которые призваны везти к красивому, в обществе ведут себя не совсем достойно? Можно выполнять какие-то внешние действия, имитировать красоту, в душе оставаясь некрасивым человеком.
Обратите внимание на гусляра. (фото) Вполне красивая  и достойная фигура. Мы видим, что этот человек сидит и поёт. Если посмотреть пропорции его тела, то они соблюдены и даже появился красный цвет. Мы можем рассматривать его как нечто привлекающее внимание.  На Руси красный цвет ассоциировался со словом красивый.  Этот гусляр автором выделен, он, действительно, красив своим пением.
 
Особое внимание нужно обратить на детские скульптуры. (фото) В отличие от взрослых, они цветные, и, как правило, все выполняют какие-то совместные фигуры. Автор как будто говорит нам - поучитесь у детей, они всё правильно делают. Обратите внимание на то, какие у них изящные грациозные красивые фигуры. Эту красоту автор подчеркивает цветом: светло-голубым, светло-розовым, красным. Есть также синие тона и  фиолетовый цвет.  Всё это смотрится гармонично и красиво.

Вдали вы могли рассмотреть три фигуры мужчин, которые одеты в белые накидки, напоминающее юбку. (фото) Они стоят в одинаковых позах и некоторые туристы даже пугаются этих мужчин, они некрасивы  и страшны. Что хотел сказать автор этими скульптурами – думайте сами.

Есть несколько скульптур, у которых выделяются зубы.(фото) Эти фигуры страшные и, может быть, именно этим автор хотел сказать не будьте такими, стремитесь к красоте. Есть еще группы детей, которые могут нам напоминать инопланетян. Они тоже, как и дети, составляют композиции, делают совместные фигуры, причём некоторые фигуры настолько сложные, требует таких согласованных действий, что просто удивляешься, как это фигура могла состояться. Например, три ребёнка должны были одновременно оттолкнуться и так переплести ноги, стоя на руках, чтобы фигура стала устойчивой. (фото) Или другая композиция. (фото)
 
И теперь обратите внимание на фигуру женщины, которая действительно страшно выглядит, на ней висит цепь, руки подняты к небу, женщина как символ красоты – и вдруг уродливое тело. (фото) Автор как будто говорит нам о том: «Что же вы делаете с красотой, люди?» Вместо того, чтобы восхищаться красотой, любоваться ею, вы сковали ее цепями. Недалеко от женщины стоит солдат с безобразным лицом, в каске, и держит оружие. (фото) Вот эти две фигуры говорят нам о том, что человечество становится просто безумным. В мире происходят войны вместо того, чтобы  ценить красоту, чтобы поклоняться женщине, которая рожает детей не для того чтобы этих детей убивали.. Эти две фигуры просто кричат о том, что люди что-то делают не так, что люди не должны так делать!

Если вы будете рассматривать людей, которые выстроены в ряд, то  тоже увидите очень много людских пороков. (фото) Обратите внимание на композицию из 3 человек. (фото)  С одной стороны стоит женщина с коробочкой для сбора денег, с другой стороны мужчина – йог, и в центре между ними стоит ребёнок, который обнимает зайчика. Ребёнок тянется к природе. И эти две взрослые фигуры в общем-то показаны, как фигуры не понимающие, что они делают.
 
Обратите внимание на мужчину который высунул язык согнулся в неудобной позе и вместо сердца у него -  ящик для сбора денег. (фото) Это крайняя фигура заканчивающая ряд всех фигур, может быть, нам как раз и говорит, что это самый страшный порок, которым болеет всё человечество. Поклонение Золотому Тельцу приводит людей вот к таким печальным последствиям, когда вместо человека мы видим какую-то безобразную фигуру, стоящую в неудобной позе с высунутым языком, и ждущую, когда ему кинут деньги.
 
И ещё можно увидеть композицию довольно неприятную. (фото) Женщина стирает белье.  Показан примитивный быт, примитивные мысли и некрасивые люди. При этом мужчины обхватывают дерево, которое ещё всё-таки похоже на настоящее, а не на  такие деревья, которые можно увидеть в самом начале выставки.(фото) Они напоминают искусственные деревья. Вместо того, чтобы ценить то, что создано природой, человек начинает поклоняться искусственному.

Можно еще обратить внимание на небольшую фигуру, которая выделена  красным цветом. (фото) Она встречает нас в начале пути. Эта женщина читает книгу. Это не просто книга.  Это книга, в которой вместо букв зеркала. Она смотрится в эту книгу, как в зеркало. Книга, которая показывает ей на свои же недостатки. Может быть и этот парк скульптур создан для того, чтобы люди смотрелись в него, как в зеркало.

 В самом начале мы могли заметить двух птичек у которых переплелись шеи. В природе птицы так не делают. Это только мысли автора о том, что даже птицы тянутся к друг другу, хотят быть вместе. А может быть это памятник легенде о лебединой верности. Легенда, которая гласит о том, что когда самка погибает самец взлетает вверх поёт свою последнюю лебединую песню и камнем кидается на землю.

Итак, в начале нас встречает маленькая скульптура птичек о верности любви, а заканчивается композиция фигурой человека, который держит ружье и человеком который вместо сердца имеет ящик для денег. Вот такая философия, которую нам хотел преподнести автор этих скульптур. Возможно он хотел нам сказать - люди остановитесь, одумайтесь! Этот парк скульптур как предупреждение человечеству - атомарное общество, когда каждый живет сам по себе, каждый сам за себя ни к чему хорошему не приведёт. Если человек будет заниматься йогой, но думать только о себе - это тоже ничего хорошего не даст.
 
Просмотр скульптур этого парка построен таким образом, что  все посетители ходят по тропиночкам в одиночку друг за другом. (фото) Здесь гурьбой не пройти. С одной стороны, это правильно, потому что не хочется затаптывать растительность, а с другой стороны, это тоже показывает нам, что наше общество становится обществом одиночек, а нужно смотреть на детей и видеть, как дружно и согласовано они делают композиции и именно этому надо у детей учиться. Учиться слаженным совместным действиям, стремлением к красоте. Мысль Достоевского о том, что «Красота спасет мир» и по сей день  является  актуальной.

Журнал Личность и культура №5, 2018 (с фотографиями автора)