Баньки в Брюгге

Аида Нейтенс
Недалеко от центра Брюгге есть одна примечательная улочка. Лежит она на туристической тропе. Почти все туристы, идущие в центр, проходят через нее.
Улочка узенькая. Имя ей Stoofstraat.

В позднее средневековье у нее была дурная слава. Улочек с таким названием в городе Брюгге было несколько. Все они были очень грязными, маленькими. На средненидерландском stoof значит баня, место, где можно было «почистить перышки». De stoof bachten Walle. Так называлось это место. Что же плохого в том, чтобы помыться. Помыться – совсем не плохо.
В средние века только богатые имели дома своего рода баню, ушатик такой… Простой народ мылся, поливая себя из кувшинчика. Но богатым и ушатика не хватало. Потому отправлялись богачи в баньки. Да и кто как не они, могли за все это заплатить. Потому что это было очень дорого, особенно в зимний период.

Но дело в том, что под крышей бани часто находился дом терпимости, бордель. Находилась баня в этой самой улочке, Stoofstraat. Более-менее состоятельный человек мог за умеренную плату получить все услуги. Мылись в огромных ушатах, устраивали пиры, а после морально падали. Не знаю, как низко. Тут мне вспомнились лупанарии в Помпеях. Там целые истории…

Брюгге был крупным торговым центром. Торговцы из разных стран, таких как Англия, Шотландия, Германия, Италия, Португалия, Австрия, Испания, имели свои национальные торговые дома.
Торговцы, дельцы, корабельные команды нуждались в соблюдении личной гигиены. Торговцы часто посещали такие бани не только помыться, но и предаться любовным утехам.
Посещая Брюгге в 1438 году, испанец Педро Тафур, писал, что посещать такие бани было столь же почетно, как посетить церковь. Членам Гильдии Стрелков запрещалось посещать бани в своих почетных мантиях.

Бани были совместные, а также отдельные, для мужчин и женщин. Лаодикийский собор IV века строго запретил совместные бани. Но это оставалось только на бумаге.

Баня была местом, где можно было обсудить все новости, повстречать людей. Торговцы обсуждали там свои проблемы, приводили туда своих клиентов. Такая банная биржа, ну как бы…

Баня – это был целый процесс. Воду в ушате ароматизировали пряностями, добавляли лепестки розы. Ушат часто имел колесики, чтобы его легко можно было перемещать. Сверху висел балдахин из плетеного тростника, покрытого дорогой тканью, украшенную вышивкой.
В бане вкусно трапезали, вели разговоры, занимались любовью, особо нуждающимся были отведены комнаты. Порой их было до 40. Зимой посещение было дороже, так как требовалось больше вложений.
 
Городской магистрат пытался вмешиваться, призывая всех к нравственности. Но безуспешно... Правда, бани,нельзя было открывать в воскресные и большие церковные праздники.

Были известны бани "In ’t Lam", "In den Vulenbras", "In ’t Hol" и другие.
Представление о банях можно получить, посмотрев картины некоторых фламандских художников, средневековые миниатюры. Ханс Мемлинг рисовал Вирсавию, возможно, взяв интерьер из таких бань. Ян Ван Эйк писал купающуюся женщину. Правда, картина не сохранилась, но есть копии.

Отдельно от таких бань существовали и публичные дома. Особенно их было много вокруг церкви Сен-Жил. В районе Сен-Жиль жили богачи-торговцы, художники. В Брюгге к этому относились терпимо. Ведь надо было держать международную марку...

Иногда владельцам таких заведений давали штраф, но он был таким низким, что они этого не боялись. А количество таких домов росло. В период с 1300 по 1370, с 25 до 140. Спрос большой, как видите. Брюгге был богатый город, все крутилось вокруг денег и богатства. Для торгового города было важно наличие такой услуги.

И жили такие богачи, сильные мира сего, имеющие в руках деньги и власть, на широкую ногу. У богатых свои утехи.