Ч. 9 Ледяной капкан

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/10/30/1273

Дрейф прекратился в двенадцати милях от острова.  Делонг не нашёл этого острова на карте Августа Петермана, немецкого географа, под руководством которого была составлена карта этой части Ледовитого океана.

Кстати, этот учёный как раз и был первым, кто подал мысль о тёплом море на полюсе и земле, которая соединяет Гренландию с Сибирью. В 1878 году Петерман покончил с собой, а то бы ему было не очень приятно узнать, что думали участники экспедиции по поводу его карты.

Делонг назвал открытый остров «Генриетта», так звали мать Беннета. Он решил отправить людей, чтобы обследовать неизвестную часть суши.  В эту рискованную экспедицию на нартах отправились старший механик лейтенант Мелвилла и Алексей.

Чтобы они могли при возвращении найти «Jeannette», Делонг распорядился поднять на мачте большой чёрный флаг, хорошо видимый на фоне окружающей белизны. Все вышли на палубу проводить двух смельчаков.

Вид был ещё тот: на мачте чёрный флаг, капитан с перевязанной головой – его ударило крылом ветряка, который соорудили Меллвилл и его помощники, - ослепший штурман, как капитан Пью из «Острова сокровищ», в чёрных очках, остальные - в ободранной меховой одежде.
 
Судьба оберегала Мелвилла и его спутника. Они прошли этот путь по ломаному движущемуся льду, помогая собакам тащить нарты, уцелели во время разразившегося шторма, осмотрели остров и не обнаружили на нём никаких признаков людей, 5 июня 1881 года вернулись на судно.

Теперь им пришлось идти гораздо ближе – шторм подогнал «Jeannette» к скалам острова на расстояние полумили. Меллвилл первым делом посмотрел, сколько осталось угля. Его оказалось порядка 15 тонн, примерно на три дня хода под парами.

12 июня, через неделю после их возвращения, ночью Меллвилла разбудил встревоженный вахтенный кочегар и доложил, что вода уже затопила палубу кочегарки. Мелвилл немедленно поднял капитана и остальной экипаж. «Jeannette» быстро погружалась в воду.

Никакой паники не было. По команде капитана быстро спустили на лёд шлюпку, вельбот и катер, нарты и собак. Лихорадочно выбрасывали на льдины продовольствие и корм для собак, палатки, винтовки и патроны.

Меллвилл, ранее бывавший во всяких переделках, памятуя, что штурман ослеп, бросился в рубку и схватил там два хронометра и четыре маленьких компаса.

Поражённые моряки смотрели, как «Jeannette» погружается в воду. Скоро она исчезла в чёрной воде, как будто её никогда и не было. Полынья быстро затягивалась льдом. Делонг приказал поставить палатку, в которую собрать все вещи, разбросанные на льду.

На дрейфующем льду оказались тридцать три человека, из которых один ослеп, другой, старпом, заболел и не мог идти, несколько человек были очень слабыми после отравления свинцом в консервах.

Делонг и штурман, который с грехом пополам стал видеть одним глазом после операции, сделанной ему врачом, изучили карту Петермана. Они находились в 500 милях от устья реки Лены, где на карте были показаны селения. Новосибирские острова, которые им предстояло миновать, были ненаселёнными.

Предстояло пройти эти сотни миль, таща шлюпку, вельбот и катер, провизию для себя и собак. Делонг дал пять суток, чтобы подготовиться к этому невероятному переходу. Он приказал брать с собой только самое необходимое.

Когда собрались, Делонг стал проверять, что взяли, оказалось, что больше, чем могли нести. Тогда он разделил экипаж на три группы в соответствии с гребным судном, которое предстояло тащить.

Командование группой на катере он принял на себя, а командовать группами на шлюпке и вельботе назначил офицеров.

После этого вместе с командирами он проверил все вещи, предупредив, что они возьмут с собой продовольствие на 60 дней, судовые документы и журналы с результатами научных исследований, самые необходимые личные вещи, спальный мешок, рюкзак и только часть оружия.

Разрешил взять каждому три пары меховых сапог или мокасины, одна пара надета, другая в рюкзаке, третья в спальном мешке. Остальные вещи Делонг беспощадно выбросил.

На льду осталась гора меховой одежды, одеял и другого имущества.

17 июня в 6 часов вечера тронулись в путь. Впереди шёл штурман. Он определял место и ставил чёрные флаги, чтобы следовавшие за первой группой не потерялись.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/11/03/1196