Актуальное знание. Часть 1

Виктор Морозов
     Чем обширнее знания человека, тем больше он видит нерешенных проблем и обнаруживает всё новое и новое собственное незнание. Лавинообразно расширяясь, этот процесс ставит в тупик любую современную теорию познания. И действительно, может показаться - зачем накапливать различные сведения о бесконечности всего, о том, что познать невозможно. Зачем среди этой бесконечности искать первопричину гармонии  природы, познавать её, если получаемое знание лишь увеличивает незнание и неопределенность? Подобные вопросы имплицитно стоят перед каждым новым поколением, когда молодые люди стремятся получить хорошее, по меркам их времени, образование. Одновременно можно наблюдать как для многих то или иное знание переходит в разряд неактуальности. Как правило, актуальным остается только то, что можно использовать утилитарно – здесь и сейчас. Вот и в современном обществе молодежь стремится образоваться так, чтобы просто выжить, а глубокое знание, например, философии, им кажется и вовсе не нужно. Молодые, хорошо образованные люди всё чаще уподобляются литературным героям комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Они рассуждают по принципу – зачем изучать географию, если есть извозчики. Среди них побеждает такая трактовка актуальности знаний, которая несет в себе массу издержек, но принимается ими за свободу выбора. В дальнейшем именно такой поспешный выбор очень часто вырождается в изощренный волюнтаризм во множестве бюрократических инстанциях. И вот там, когда от повзрослевших «недорослей» потребуются не длинные речи и путаные инструкции, а принятие важных, порой судьбоносных решений, свобода выбора оборачивается её иллюзией. Запоздалое прозрение становится причиной разочарования и ощущения вынужденного участия в строительстве очередной Вавилонской башни, этого библейского образа погибающей цивилизации.
    
     Если задуматься о будущем нашей цивилизации серьезно и предположить, что изначальной возможности для её выживания нет, то тогда нет и причины для её существования. Тогда все понятия людей, их идеалы свободы, справедливости, счастья, сострадания, любви и т.п. утрачивают смысл. Всё, что происходит в нас и вокруг нас, показалось бы бессмысленным, поскольку явилось лишь результатом беспричинной случайной флуктуации. Если люди и дальше продолжат считать, что существуют на Земле без всякой на то причины, то тогда не имеет значения, живут они счастливо или страдают, выживут или превратят свою цивилизацию в прах. В противном случае, как не крути, а придется признать существование Абсолюта. Его творческие возможности не поддаются описанию потому, что в бескрайнем пространстве случайностей, ему удается не только устанавливать свои законы,  закономерности, но и сохранять, удерживать их единство. Абсолют обладает знанием, синтезированным в уникальном образе обо всем, и использует его при материализации бытия. Всё знание, сосредоточенное в этом образе, доступно только Абсолюту и реализуется им через объективную возможность его мгновенной актуализации и материализации в действительность. Абсолют накапливает своё знание обо всем благодаря тому, что изначально обладает управляемым синтезом всего материального и идеального в их единстве.

     Для обычного наблюдателя, остающегося в рамках доступного ему бытия, овладение управляемым синтезом крайне проблематично. Непреодолимые сложности возникают  из-за того, что   сама возможность синтеза скрыта в единстве бытия и небытия. Вне этого единства распознать присутствие этой возможности сложно, потому что бытие и небытие – это качественно различные части одной бесконечно сложной реальности. Тем не менее, получить доступ к управляемому синтезу возможно, но только в том случае, если всей объективной реальности придать простое подобие. Это необходимо для того, чтобы с его помощью разум смог осмыслить и принять бесконечность как актуальность, когда любая её часть может мгновенно становиться подобной целому, вечности. Ему придется  пройти через сложную для него рефлексию - упростить всю бесконечную реальность целиком, сводя её движение, изменение, саморазвитие к абсолютно простому образу, подобию. Результат должен оказаться настолько простым, чтобы, не касаясь собственно самой материи, мог, тем не менее, отразить процесс её синтеза. Необходимость такой рефлексии разума определяется тем, что управляемый синтез - это процесс материализации информации, но от самой материи, как таковой, относительно независим. Информация может материализоваться в том или иным виде, но может  оставаться актуальной как возможность бесконечно долго, вечно. Благодаря существованию актуальной бесконечности, иначе говоря, вечности,  управляемый синтез можно выделить в «чистом»  виде как единый виртуальный источник для энергии и информации. 

     Управляемый синтез, как его понимают сейчас, привлекает внимание, но остается недоступным потому, что в нем видят исключительно источник энергии. Причем саму проблему доступа к такому неисчерпаемому источнику энергии пытаются решить, создавая различные технологически изощренные физические устройства. Но проблема-то состоит в том, что эти устройства являются всего лишь материализацией сложившихся поверхностных представлений о том, как подобный синтез реализуется вообще и термоядерный в частности. Заблуждаясь, пытаются фактически материализовать и «втиснуть» отдельные разрозненные идеи о возможности синтеза всего сущего в различные замкнутые физические устройства. Это невозможно сделать по определению, потому что часть может быть подобна целому, но никогда не станет равной ему. По этой же причине, бесконечность всего сущего может стать доступной для понимания, если её представить актуальной, т.е. вечностью, которая имеет своё конечное подобие.

     Нельзя забывать, что наука начала достигать существенных результатов именно после того, когда обратила свое внимание на бесконечность. Еще Аристотель  определил возможность существования двух разных бесконечностей: потенциальной и актуальной. Потенциальная бесконечность мыслилась как беспредельный количественный рост, а актуальная - как нечто наличное, но такое, которое не имеет конечной количественной меры. Уже после Аристотеля, математики долго спорили о возможности существования актуальной бесконечности, пока Кантор не доказал с помощью своей теории множеств возможность существования актуальных бесконечностей. Доказать-то он доказал, но актуальная бесконечность продолжала мыслиться количественно, оставаясь исключительно абстрактным понятием, не имеющим своего подобия. Поэтому наиболее конструктивным представлением о бесконечности до сих пор остается только понятие «дифференциал». Введенный математиком и философом Лейбницем «дифференциал» был им определен как бесконечно малая величина, чуждая в свое время и математике, и здравому смыслу. Но, несмотря на это парадоксальное допущение, Лейбницу удалось радикально изменить представление о потенциальной бесконечности. Он пытался внести ясность и в  представление об актуальной бесконечности, вечности, но оставил для истории только свои теологические рассуждения о существования монад, неких абсолютно простых, загадочных неделимых сущностях. Математику и философу Лейбницу удалось убедительно доказать, что представления и понятия о бесконечности имеют для науки фундаментальную ценность. И действительно, теперь именно они во многом определяют фундамент современного знания и прогресса во многих  технологиях.

     Однако, наряду с достижениями в технологиях, все более явной становится ограниченность сложившихся представлений о бесконечности, поскольку они остаются замкнутыми только количественными оценками окружающего мира. Так с точки зрения физики получается, что мир ограничен минимальным количеством энергии, квантом взаимодействия, но для математики никаких объективных количественных ограничений в мире как не было, так и нет. Несмотря на все достижения в теории множеств и в иных своих разделах математика продолжает оперировать, как принято говорить, «дурной» бесконечностью. Противоречие между сложившимися математическими и физическими представлениями о бесконечности наиболее явно проявились в попытках понять особое состояние Вселенной, её сингулярность. Наука об этом состоянии ничего определенного сказать не может, но продолжает декларировать его необходимость. Это происходит из-за того,  что у энергии и информации один изначальный источник общий, но доступ к нему науке неизвестен, он не обнаружен.

     Современное представление об информации основано на понятии энтропии, что позволило принять за минимальное количество информации один бит. Однако, при всей полезности такой количественной меры информации, один бит моделирует такое состояние некоторой системы, которое природе не свойственно. Информационные системы, основанные на такой мере информации, могут накапливать биты, но их любое количество моделирует абсолютную неподвижность и закрытость самой системы, отражает её абсолютный покой, отсутствие всякого движения в какой-либо среде. Накопление и фиксация наблюдателем любого количества таких неподвижных состояний ничего, по сути, не меняет – сама система накапливает «мертвые» биты и остается неподвижной, энергетически опустошаемой, потенциально пустой. Наблюдатель, оперирующий «мертвым» битом, пытаясь зафиксировать изменения, происходящие в системе, закономерно будет идентифицировать её отдельные состояния как процесс деградации,  изначально направленный к хаосу. У такой информационной системы в пределе, как и у одного «мертвого» бита, – количество альтернатив две, но финал один. Не случайно оказалось, что человек с точки зрения, например, известной теории относительности - это пространственно-временное безликое нечто, некий «странный» наблюдатель от зародыша до трупа. Уподобляя реальность таким информационным системам, моделям, мы можем наблюдать несвязанные между собой их отдельные состояния, но сам процесс движения, изменения, развития остается недоступным. Информационные системы и модели подобного типа ориентированы на «бездумные» технологии и годятся для изучения некоторых объектов неживой природы, да и то до определенного предела их сложности. Искусственный интеллект, о котором говорят так много в последнее время, является именно такой «бездумной» технологией и ничем более этого быть не сможет.

     Наука стремится создать искусственный интеллект и заполучить доступ к термоядерному синтезу,  но упускает из виду, что между энергией и информацией существует необычная причинно-следственная связь. Её необычность состоит в том, что энергия ничем не ограничена, а её бесконечность актуальна, т.е. сопряжена с минимальной информацией. Такая минимальная информация существует  как изначальный процесс синтеза для всего сущего, к которому человек и должен научиться апеллировать. Сама эта взаимосвязь объективна и  может быть выявлена как  абсолютно простое подобие реального единства энергии и информации. Естественно, что в рамках такого подобия, мерой информации является не «бит», как принято сейчас, а процесс синтеза, направленный к предельно достижимой энтропии. Традиционный «бит» служит и продолжит служить сугубо технологическим целям, поскольку жестко привязан к определенным информационным технологиям. Но он не отражает и не сможет отразить фундаментальный смысл понятия «информация». Необходимость иной меры информации возникает одновременно с потребностью моделировать процесс синтеза материи и всего сущего. При такой постановке задачи фундаментальная мера информации должна будет быть принята как неделимый «живой» квант информации. Этот квант будет отражать объективно существующую предельную  константу количества информации и, одновременно, её же качество. Только на основе «живого» кванта информации моделирование процесса синтеза материи будет корректным, потому что мир, в котором мы живем, ограничен квантами всего лишь двух типов, находящихся в неразрывном единстве. Одни кванты материальные «неживые», но физически регистрируемые, несущие минимум энергии, а другие виртуальные, но «живые». Виртуальные «живые» кванты информации физически зарегистрировать невозможно, но они существуют объективно. Они измерению напрямую не подлежат, точно так же как и энтропия, которую невозможно измерить, но можно вычислить. Но самое удивительное то, что виртуальные «живые»» кванты, несущие минимум информации, подобны, на наше счастье, непостижимой сложности всего сущего. По этой причине только «живые» кванты информации применимы для корректного моделирования сложности окружающего мира и обретения актуального знания о его материальной структуре и элементах.