Разбор экранного произведения Леон Л. Бессон

Анастасия Вереина
«Леон» -это  самый душещипательный боевик, самая кровопролитная мелодрама. Это многогранная кинокартина, переплетающая в себе лучшие качества разных жанров.
За кровью, оружием, стрельбой и смертями, характерными для боевиков и триллеров, прячется трогательная история самой светлой и чистой любви. Фильм повествует не просто о жизни наёмного убийцы и девочки-сиротки, он раскрывает нам самые потаенные струны человеческих душ, рассказывает проникновенную историю двух сердец, наткнувшихся друг на друга во тьме одиночества.
«В искусстве убивать, Леону не было равных.»
Леон – киллер, наёмный убийца, и в этом все его существо. Он хладнокровен, но принципиален: «— Ты можешь убрать кого угодно? — Кроме женщин и детей — это правило». Все его существование – сплошное задание. Он привык вариться среди наркобаронов, предателей, убийц и насильников. У него нет представления о другой жизни – только убийство на заказ. Он погряз в монотонной пучине смертей и кровопролития. Получив новую цель, он бесстрастно расправляется с ней. У Леона нет близких друзей, добрых знакомых. Нет никого, с кем он мог бы просто поговорить. И единственный его друг – это цветок, заботиться о котором Леон никогда не забывает, ведь ему больше не за кем ухаживать.
Леон всегда носит темные круглые очки. Ведь глаза – это зеркало души.
Леон всегда одет лишь в темное. Так легче слиться с тьмой.
Леон всегда говорит мало и тихо. Отчего мурашки пробегают вдоль позвоночника.
«Невозможно остановить то, чего не видно.»
Леон будто призрак – он нависает над своими жертвами, появляясь в самый неожиданный момент, застигая их врасплох. Становясь профессионалом своего дела, он неминуемо обращается в тень, теряется в подобной жизни.
Где-то глубоко внутри него живет маленький мальчик. Мальчик, пьющий молоко, не умеющий читать и писать. Мальчик, заключенный в теле взрослого мужчины. Мальчик, запуганный ужасами внешнего мира. И именно это делает Леона необычным. Леон – не просто киллер, погрязший в крови. Не просто холодный и беспощадный убийца. Он живет скромно и расчетливо, запутавшись в тени. Он стал профессионалом своего дела, но обратился в несчастного человека, без дружбы и заботы, без счастья и любви.
Матильда – маленькая, совсем еще юная девочка, успевшая повзрослеть слишком рано. Она жила в глупом подобии семьи, где никто, за исключением младшего братика, никогда её и не любил. Отец, мачеха и сводная сестра – глупые и жестокие люди, терзающие Матильду.
И вот однажды она вмиг теряет все. Какую никакую землю под ногами, единственных людей, которые могли бы хоть как-то о ней позаботиться и единственного близкого человека – младшего брата. Ей некуда идти, еще чуть-чуть и не станет её самой, юная жизнь оборвется, так и не успев начаться. Офицеры наркоконтроля убьют и её, не остановившись на целой семье, не пощадив никого. И тогда у Матильды остается только один выход – Леон. Она встает напротив закрытой двери соседа и со слезами на глазах стучит внутрь. Впустит ли её наёмный убийца, спасет ли ни в чем неповинную жизнь человек, привыкший жизни отбирать?
И киллер открывает дверь, пропуская перепуганную девочку внутрь. Открытая дверь становится этапом новой жизни у обоих. Таким нехитрым жестом герой впускает в свою жизнь не только нового человека, но и новые чувства, новые мысли, обретает слабость в лице Матильды.
«У него не бывало сбоев. Его ни разу не могли поймать.  Но самое главное: ему не за кого было переживать. До этого момента».
Отношения героев с самого начала неоднозначны, подобны американским горкам. Леон думает выбросить девочку, надеется, что она вскоре покинет его, отправится к знакомым или другим родным, забудется. Но Матильда не намерена уходить: «Ты спас меня, теперь ты в ответе за меня». Узнав, кем он работает, Матильда просит помочь ей выжить и отомстить за смерть любимого брата: «Если ты мне не поможешь, то я умру сегодня вечером, а я не хочу умирать сегодня…»
Их встреча предрешила многое. Между маленьким Леоном и взрослой Матильдой возникает симпатия, переросшая в самую настоящую любовь.
«— Леон! Я, кажется, влюбилась в тебя!
— ...
— Такое в первый раз со мной…
— А откуда ты знаешь, что влюбилась, если этого у тебя не было никогда?
— Потому что я чувствую это…
— Где?
— В животе… так горячо. У меня там был комок, а сейчас его нет.
— Я рад, что у тебя больше не болит живот, но это ни о чём не говорит. Ни о чём…»
Их любовь чиста и наивна. При просмотре фильма ни на секунду не возникает сомнения в светлости их сугубо платонических чувств. На протяжении кинокартины мы видим, как меняется внутренний мир Леона, как меняется персонаж, раскрывается многогранность его души. Как постепенно мир для него обретает солнечный свет, как Леон – знаменитая тень, призрак, миф становится вдруг материальным, ощутимым, из плоти и крови.
Любовь Матильды и Леона была необходима им обоим. Это роман между постаревшей девочкой и не повзрослевшим мужчиной:
«— Тебе нужно повзрослеть!
— Я уже повзрослела, теперь просто старею.
— А я уже достаточно стар, и теперь мне надо повзрослеть»
Их знакомство подарило настоящие светлые чувства, заставило узнать другой мир, непривычный для их прежних жизней.
«— Перемены к добру не приводят, запомни это, Леон.
 — Обязательно».
В фильме присутствует ощутимый социальный подтекст. Чистотой и возвышенностью чувств главных героев кинокартина напоминает волшебную сказку. В «Леоне» же сказка граничит с реальностью. Фильм показывает нам полицейских из наркоконтроля, занимающихся поставкой наркотиков для собственной наживы. Показывает нам жестокость современного мира и его несправедливость. И от того единственным возможным счастливым концом становится смерть, освобождающая от зла.
«Ты не уязвим, пули отбиваешь только так, играючи».
Леон, ранее хладнокровный и расчетливый, вдруг обретает слабость, а вместе с ней стимул жить. И это его и убивает. Погибает он не от пули. Губит его любовь.
Именно после знакомства Леон, ранее ни разу не пострадавший, сначала получает ранение,  затем вынужденно жертвует жизнью. Во имя чужой жизни, во имя любви, во имя Матильды.
Эта история завораживает с первых кадров. В первую очередь, хочется похвалить актерский состав, представить который как-то по-иному невозможно. «Леон» - первый дебют Натали Портман. Совсем еще юная, она прекрасно сумела передать всю драму, все свои переживания и слезы, все тонкости столь трепетного чувства как любовь.
Не менее прекрасно сыграл Жан Рено, передавший все грани столь неоднозначного образа как Леон. Ведь Леон – не просто киллер, это целый мир, заключенный внутри одного человека. Ребенок, вопреки желанием попавший в суровый мир наркотиков, оружия, крови и убийств.
Отметить также хочется работу Гарри Олдмана. Перед ним стояла непростая задача: вжиться в образ полицейского, переступившего черту. Человека, злоупотребившего своими правами и возможностями. Жестокого, на грани безумства, но не свихнувшегося. Многогранную личность, видящую мир в своих оттенках. Удивительна любовь Стивена – персонажа Гарри Олдмана – к классической музыке и, в частности, к Людвигу Ван Бетховену. Любовь, граничащая с помешательством.
«Леон» - это неповторимая история жестокости и любви, соединяющая в двух часах экранного времени десятки противоречий. Кровожадность и заботу, любовь и ненависть, убийство и жизнь, знакомство и одиночество. «Леон» показывает нам, что для любви нет преград. Что это прекрасное, окрыляющее чувство, способно осветить любого. Любовь дарует возможность увидеть в чем-то приевшемся новые оттенки. Заметить что-то, на что раньше не обращал ровно никакого внимания. «Леон» показывает нам любовь, что сильнее смерти.
Неповторимость образов, безупречная игра актеров, сумевших передать тончайшие изменения эмоций и чувств, поглощает зрителя целиком, не отпуская долгое время после просмотра. Прекрасные кадры, поражающие дух. Диалоги между героями в меру терпки, они врезаются в память, пробирая до мурашек. Фильм «Леон», несмотря на возраст кинокартины, до сих пор цитируют, поражаясь созданной Люком Бессоном атмосферой. Несмотря на отсутствие у фильма каких-либо наград, он определенно достоин внимания. «Леон» можно отнести к классике кино.