Паруса мечты

Темирлан Сыдыков
Мечта о море.
И о плаваниях с детства.

Наверное, сказать, что с детства любил рассказы о плаваниях на парусниках, это будет слишком банально, но это так. Моря и океаны всегда притягивали меня и до сих пор продолжают будоражить воображение. В юношестве, постоянно перечитывал приключенческую литературу на морскую тематику. Ж.Верн, Р.Л.Стивенсон, М.Твен, Дж.Лондон и другие авторы, произведения которых никогда не надоедали, и постоянно хотелось возвращаться к ним.  Эта любовь к путешествиям и приключениям на воде началась еще до того, как начал осознанно читать литературу для юношества. Еще до школы. У бабушки (тай-эне) в с.Чат-Базар Таласской области, за огородом находился пруд, который почему-то называли «озеро». Пруд образовался от вышележащего родника и, частично, от вод протекающей реки Талас, которая была отделена от пруда искусственной дамбой. Видел, как более старшие ребята плавали по спокойной воде на надутой камере (баллоне) от грузового автомобиля. Меня не брали. Да, и в силу детской робости, я и не просился. Просто с любопытством наблюдал за ними.

Младший брат бабушки, работал в то время на пилораме - резал деревья на доски. Имя у него было Александр, но близкие, звали его «дядь Шура». Тогда у меня, впервые и появилась мысль попробовать походить по воде самому:
- Дядь Шура…
- Да?
- Принесите, пожалуйста, несколько досок с пилорамы.
- Тебе зачем?
- Я скреплю их, плот сделаю.
- А плавать где собираешься?
- В «озере»
- Ага, знаю я вас, а если на реку понесешь?!
- Нее…
- Нет, никаких плотов.

Его можно было понять - взрослый человек ответственен за детей. На его месте, я бы тоже не дал дошколенку возможность самостоятельно плавать на самодельном «плоту». Так и закончилась первая неудачная попытка.

В юношестве, хотя и «болел» по морю, но плавать в Бишкеке было негде. На Иссык-Куль ездили редко. Да и не знал я тогда, что на нашем озере были секции по парусному спорту. Никого из близких родственников и друзей, не было «в теме». Если случайно на ИК и видел парусник, то, казалось, что на нем не могут плавать обычные люди. Только какие-нибудь олигархи или супер-пупер профессионалы моряки. В мечтах о море и прошло детство и юношество. Будучи студентом, как-то поделился «своей мечтой» с Эмиль Азимовичем (тогда просто Ёмой). Ёма удивленно посмотрел на меня:
- Ты почему это мою мечту украл?
- Как украл?
- Я вот сам всю жизнь про морские путешествия мечтаю.

Потом и молодость прошла. Так и «мечтали» до 35 лет…


Знакомство с парусами.
Осуществление мечты. 2011 г.

В 2011 году, меня как-то неожиданно стукнуло: «Послушай, тебе уже 35 лет. Может быть у тебя нет денег на покупку яхты или морского тура. Так начни с малого: купи хотя бы модель парусного судна на радиоуправлении. Хоть с игрушечной яхтой поиграй в пруду каком-нибудь. Жизнь проходит, так и не сделаешь даже маленький шаг к Мечте?». Хорошо. Порылся в сети, нашел на ebay интересную модель парусника с дистанционным управлением (поворот рулем, управление парусом) за 200 долларов. Тут пришла мысль: «Двести долларов… а может попробовать на эти деньги найти парусник на Иссык-Куле и покататься, а заодно и попросить поучиться?». Сказало, сделано. Нашел контакты Детско-юношеской парусной школы в г.Балыкчы. Звоню Эмиль Азимовичу (ЭА):
- Едем на Иссык-Куль, попробуем договориться, покататься на паруснике.
- Едем.

Приезжаем в г.Балыкчы, находим «заведение», стучимся в ворота. Главного босса - Сан Саныча нет.
- Кто за него?
- Я, Володя.

Договариваемся с Володей - «поучиться». Володя сажает нас на маленький парусник «Луч-2» (как оказалось, лодочка олимпийского класса). Показывает азы управления. Пробуем управиться, вроде получается. Володя устает:

- Теперь сами походите.

О, круто! Сами!
- Конечно!

Радостные отплываем, практикуемся. Время обеда. Поели. После обеда ветер начинает усиливаться. Все-таки “Город ветров”. Отплываем. Володя, в рамках других инструкций, небрежно, между прочим, говорит:
- Если перевернетесь, не паникуйте, просто давите на киль, лодка обратно встанет.

Не обращаю внимание на эти слова – лодка устойчивая, ветер не сильный – маловероятно, что даже на бок ляжет. ЭА даже не услышал его. Но, совет правильный, ветер усилился, иногда , на неудачном повороте, лодка аккуратно ложится боком. На киль давить не удобно – он в воде – просто откидываемся своим весом, держась за борт, и встаем обратно. При свежем ветре и скорость больше и волна выше, уже становится интересно – так вот как оно, ходить под парусом!...

Как оказалось, ходить под парусом “не сложно и безопасно”. Оказывается то!.. Довольные своими успехами, радостно наслаждаемся тихим, но быстрым движением маленького парусника. Идем ближе к противоположному берегу залива. На одном из поворотов оверштаг (смена галса через нос), лодка неожиданно и, очень быстро, переворачивается вверх дном (!). Одна-две секунды, и два самодовольных глупца, только что улыбающихся теплому солнцу и крепкому ветру, оказываются в воде ПОД лодкой. Теперь мачта с парусом находятся под водой, киль наверху. Выныриваем. Адреналин и веселье просто разрывают меня – как же, оказывается, круто!.. ЭА без эмоций, собирает вещи, пытается вернуть лодку в исходное положение. Вспоминаю совет Володи, встаю на дно лодки, давлю на киль, лодка возвращается в исходное положение. Только ловим ветер и, снова переворот. Снова ставим лодку на киль, и снова переворот. Так несколько раз. Ветер усилился, и теперь не просто совладать с ним, при полном парусе. Ситуация будоражит меня, Эмиль Азимович, на удивление, крайне спокоен. Уже тогда, я начал подозревать, что через его толстую, по всей видимости, кожу, мало что проходит из эмоций внешнего мира. В последствии, эти подозрения только подтверждались.
 В конце концов, ставим лодку, ловим ветер и подходим к причалу. Володя, спокойно говорит:
- Думал, что придется за вами плыть. Молодцы, сами справились.

“Молодцы” - уставшие, мокрые с ног до головы, но очень довольные – счастливы. Сбылась давняя мечта – походить под парусом! И ведь можно было сделать это еще много лет назад – как оказалось, ничего сложного. Как в одной, недавно услышанной цитате: “У 95% людей есть мечта, которую можно исполнить до конца недели, а они делают из неё мечту всей жизни”. Про наш случай – лучше не скажешь. Но, лучше поздно, чем никогда.

Через Иссык-Куль вдвоем.
Первая попытка перехода. 2012 г.

Как-то в студенчестве, разговаривая с Эмиль Азимовичем, обсуждали вопрос: “Не плохо было бы переплыть на лодке через Иссык-Куль”. Как это водится, идея забылась, пока в 35 лет, не начали реализовывать свои мечты “всей жизни”. После катания на лодке, вспомнили и об этом. Так как своей лодки не было, решили взять в аренду Луч (парусная лодка), или, если не дадут, то обычную лодки и переплыть озеро на веслах. С Лучом сразу не получилось – Володя уехал, а “шеф” парусной школы – категорично отказал. Начали искать лодку на северном берегу. Как оказалось, лодок почти не осталось. Помню, что в советское время в 90-х, лодок было примерно столько же, сколько и катамаранов. Сейчас остались одни катамараны. Редко попадающиеся лодки, были либо дырявыми, либо просто не давали. Цель путешествия, конечно, мы не озвучивали, но лодки все равно не давали. Бывало просим лодку, в ответ спрашивают:
- А вам зачем лодка?
- Рыбу ловить.
- Здесь нет рыбы, - категорично так отвечали.

Думаем, что же делать дальше.
- Может договоримся с кем-нибудь из яхтсменов? Заплатим им, вместе переплывем на яхте.
- Давай.

Заходим в яхт-клуб “Круиз”, который находится в г.Чолпон-Ата. Немного общаемся с  разными людьми. Знакомимся с Пашей. Он возится с небольшой яхтой, метров 5 в длину. Общаемся. Предлагаем:-
- Павел, давайте переплывем Иссык-Куль, туда-обратно. Мы заплатим, сколько скажите.
- Не... Это же серьезный переход, не тяп-ляп вам. Тут яхту надо серьезно готовить. Габаритные огни устанавливать, кучу дел шаманить. Да и экипаж опытный нужен. Это не просто так.
- Ммм..

Мы разочарованы. Придется, все-таки, решать вопрос самостоятельно.
Идем дальше. Дошли от Чолпон-Аты до Бостери. Там на берегу нашли Володю, по кличке “Молдованин”. Вот он и дал нам лодку, взяв арендную плату наперед. По легенде, мы плаваем вдоль берега, ловим рыбу, купаемся, загораем, ночуем на берегу. “Хорошо, берите, лодка на берегу, вот весла”. Собрали вещи, упаковали. Поставили лодку на воду. Сходил по нужде, вернулся, ЭА говорит:
- Послушай, брат, а лодка дырявая.
- Как дырявая?!
- Ну, вот смотри - уже полное дно воды.
- Вот ёлки. Сейчас пойду скажу Молдованину, может другую лодку даст.

Возвращаюсь:
- Дядь, Володя, у вас лодка протекает, оказывается. Другой нет?
- Да, я вам черпак дам, ничего страшного, - дает обрезанную пополам баклажку, закрытую крышкой.
Прихожу, показываю Эмиль Азимовичу:
- Вот черпак.
- Будет черпать?
- Сказали будет.
Пробуем, вроде черпает.
- Плывем?
- Ну да, черпак же есть.

Хорошо, отплываем. Погода, в это время, начинает сильно ухудшаться. Дует восточный ветер (Санташ), волны становятся все выше и выше. Пока, нас это мало смущает. Цель – переплыть Иссык-Куль, поглощает наш разум. Не думаем, об опасностях. Между тем, волны становятся сильней. Отходим на 1, на 2, на 3 км (измеряю по GPS). Вот уже 5 км. Ветер сильный и волны становятся метровой высоты. Лодку качает то вверх, то вниз, но пока благополучно. В какой-то момент, одна из наиболее высоких волн, мощно перехлестывает борт лодки и чуть не переворачивает её. Все дно лодки залито водой. Еще одна такая волна, чуть посильней, и лодку перевернет.
- Наверное, сегодня не судьба переплыть. Поворачиваем обратно?
- Видимо, да.

На берегу, помощник “Молдованина”, встречает нас:
- Хорошо, что благополучно вернулись. Санташ разгулялся, я боялся, вдруг не сможете вернуться обратно.

Вот так, на дырявой лодке, мы попытались первый раз переплыть Иссык-Куль.


Переход. 2013г.

Неудавшийся переход подтолкнул к поиску «своего» плавательного средства. После изучения разных вариантов, остановился на парусном надувном катамаране Ducky-13 (длина 3.9 м, ширина 1.9 м, площадь тента 3.2 кв.м, площадь паруса 5 кв.м). Плюсы очевидны: легкий вес; малые габариты, позволяющие транспортировать кат в обычном авто; быстрая сборка и разборка; простота в эксплуатации; безопасность (отсутствие гика и вант). Единственный минус, это так называемый «пляжный» катамаран, на котором не разрешается отходить от берега больше чем на 1 км, и эксплуатировать при ветре сильней 8 м/с. Но, посоветовавшись с ЭА, решили, что «ничего страшного, так сойдет», ведь вообще на лодке хотели переплыть.

Решено – сделано. Товар заказан, получен. Время теста. Тестировать решили в г.Балыкчы (парусная школа) с величайшего позволения Сан Саныча, «куратора всея парусной общественности г.Балыкчы». Хорошая волна и ветер. Управление простое. Ожидания оправдались.

Потом едем в Бостери, к Володе «Молдованину», решаем протестить и здесь. Хороший ветер. Довольные хорошим ходом, отошли от берега километров на десять-двенадцать. Тут ветер и кончился. Просто штиль. Как возвращаться обратно?.. Можно было бы погрести веслами, но весла забыли на берегу. Какие еще варианты? Отворачиваем шверт и руль, и пытаемся грести ими. Но, не получается. Такие два «горе-яхтсмена», оставшиеся на открытой воде: без ветра, без весел. Ну, зато будет опыт. Задуло ближе к вечеру, подходим к берегу где в 23.00, темень, ничего не видно. У меня еще и темные очки. Ночью в темных очках не видать ничего. Но и без очков тоже не видать ничего. Но, удачно втыкаемся в песок, именно с того места, откуда отошли. Тесты успешны, время в путь.

Решили отплыть с с.Каджи-Сай в с.Чон-Сары-Ой (пансионат Радуга). 29 июня 2013 года. Собираем катамаран. Подходит любознательный отдыхающий с фотоаппаратом, фотографирует наши сборы и отплыв (спасибо, Андрей).

Отходим от берега (11.00). Удаляемся все дальше. Несем вахту по одному часу.  В какой-то момент, подошла грозовая туча, ожидали ветер и шторм, но прошел только дождик. Проходит день. К вечеру стало холодать. И хотя время летнее, замерзаем “как собаки”. Катамаран ведь открытый, и на хорошей волне, заливает на палубном тенте все: нас, вещи. Все. Мокрые с головы до ног. Днем, под солнцем – терпимо, но ночью, уже жесткий холод. И если были бы сухие, то, наверное, проблемы не было бы. Но, в мокрой одежде, ночью посреди Иссык-Куля – бррр.. И, хотя, одному из нас есть время поспать, пока другой несет вахту - из-за холода, это плохо получается. Тот, кто несет вахту, без движений, к концу вахты, весь продрогший от холода – как только передает румпель (руль), сразу начинает активно двигаться: отжиматься, махать руками,  и тому подобное – делает все, чтобы согреться. Немного согревшись, ложится поспать. Пока “теплый” - удается поспать минут 10-20, и снова просыпается от холода. Так и плыли всю ночь. Не было никакой непромокаемой одежды, гидрокостюмов. Даже термос с горячим чаем не догадались взять. Днем то, в сухой одежде, на жарком солнце - “Ташкент” - про горячий чай и теплые вещи, мысли не приходят. А ночью уже поздно, что-то предпринять. Так и проходит ночь - ветер чередуется с полным штилем.

Под утро доплыли до с.Чон-Сары-Ой, до берега около 500 метров, и... наступил полный штиль. Вот же берег, “рукой подать”, но нет ни намека на ветер. Достаем весла, пытаемся грести, катамаран начинает закручивать в разные стороны. Никак не получается грести синхронно, по сути, стоим на месте. Но, хоть согрелись. Через час, вроде начал дуть слабый встречный бриз (ветер с берега). Настолько слабый, что маневрирование, получается крайне плохо. Преодолеваем оставшиеся 500 метров – самые сложные 500 метров в этом переходе, примерно за 2 часа. Пять утра, уже светло, выходим на берег. На берегу юрты, все спят. Но, двум, крайне продрогшим “любителям морских плаваний” не до вежливости. Будим хозяев (спасибо, не прогнали), просим чего-нибудь “погорячей”. Горячая пища, горячий чай и пару стаканчиков гаванского рома, наконец-то согревают нас. Восходит солнце, уже и жарко становится. Как будто не было этой холодной ночи. Сидим довольные - осуществили ещё одну небольшую мечту – перешли Иссык-Куль за 18 часов на парусном надувном катамаране.

Встреча с Юрой.

Решаем пройти вдоль берега, от с.Чон-Сары-Ой до Бостери. На пляже «Золотые пески» завершаем наше путешествие. Пока собираемся, к нам подходит русский мужчина средних лет. Знакомимся, зовут Юрой. Он хозяин тримарана «Арго», который построил сам, своими собственными руками. Спрашивает:
-  А вы откуда?
- С Бишкека.
- Нет, откуда пришли?
- С южного берега, с Каджи-Сая.
- Вдоль берега шли?..
- Нет, через Иссык-Куль. С Каджи-Сая до Чон-Сары-Ой.
- Да вы что?!.. На ЭТОМ???...
- Ну да.
- Да, вы что???... Ну, вы даете!!.. Ну, вам повезло!..
- Да, вроде ничего опасного не было.
- Вам просто повезло… Чисто по-кыргызски переплыли…

Дальше долго рассказывает, как это «опасно» так плавать, без опыта, на нашем надувном катамаране. Сколько было страшных случаев в его жизни, связанных со штормами, сколько человек он спас. Мы преисполняемся значимости: «Вон оно что!.. Оказывается, считается опасно плавать... Какие мы молодцы». Но, если серьезно, слабо верится, что это опасно. Хотя может быть мы ошибаемся. Время покажет.

Общие впечатления (лирика).

Конечно, мы рады, что у нас получился этот переход. Мы мечтали на маленькой лодке переплыть Иссык-Куль еще с юношеских лет. Мечта осуществлена. Но есть и другая сторона медали. Чтобы лучше ее понять, представьте себе профессионального боксера, который к одному 12 раундовому бою готовится 12 долгих недель. Каждый день, упорные тренировки по 5-6 часов, десятки раундов спаррингов. Боксер готов к тяжелому 12-раундовому бою. Выходит на ринг и нокаутирует соперника за первые 10 секунд боя, даже не показав все, на что способен. Вроде и радостно, но есть какая-то недосказанность. Что-то такое и я чувствую. Мы подготовились к самым худшим вариантам развития событий, целый год я готовил снаряжение, читал массу литературы по выживанию на воде, изучал теорию парусного спорта и погоду на Иссык-Куле, собирал по крупицам опыт других плавателей в разных условиях. Вышли на воду, как нам казалось, готовые к 12 раундовому бою со стихией. А переход сложился на редкость удачный. Ни тебе бури поднимающей адреналин, ни изматывающих своей скукой штилей, все так благополучно и быстро, что даже немного скучно.
НЛО.

В том же году перешли Иссык-Куль еще раз (5-6 октября 2018г.) уже с Бостери в Каджи-Сай. Также, без эксцессов, если не считать, что из 21 часа пути, большее время (15 часов), были в штиле – гребли веслом. Специально выбрали осень, так как нам сказали, что многие яхтсмены осенью плавают: хорошие ветра. Но, “хороших ветров” не было. Ночью, в штиль, в связи с избытком времени, много “философствовали”. Надо было записывать все на диктофон, так как много умных мыслей было сказано (так казалось, по крайней мере). Было бы интересно перечитать сказанное, нов, увы, в момент когда приходят эти самые “умные мысли”, простая практичная идея “включить диктофон”, почему-то где-то очень далеко.

Утром, перед восходом солнца – уже рассвело, но солнце еще не вышло - примерно в 17 км перед южным берегом уже дул отличный ветер. Быстро приближались к берегу, где-то в районе Тона (лавировали). ЭА сидел на вахте, я лениво о чем-то думал. ЭА пристально всматриваясь вдаль, говорит:
- Тима, посмотри что там впереди.
- А что там? Берег.
- Не... там двигается «что-то».

Приподнимаюсь, начинаю всматриваться вдаль. Действительно, вдалеке, между нами и сушей, параллельно берегу двигается какой-то предмет, с очень быстрой скоростью. Периодически, внезапно останавливается. Снова резко начинает двигаться. Что интересно, визуально у предмета нет никакой инерции. Остановка не постепенная, а внезапная. Начало движения, без разгона, практически моментально выход на свою «крейсерскую» скорость. Издалека разглядеть трудно, но кажется, что предмет серебристого цвета, размером с легковое авто. Очертания формы – непонятны. ЭА спрашивает:
- Что за хрень?
- Не знаю. НЛО какое-то.
- Подплывем ближе сейчас.
- Зачем?
- Всегда хотел пообщаться с пришельцами. У меня к ним личный разговор есть.
- Послушай, если эта штука на такой скорости воткнется в нас, то разрежет как нож масло. До берега 17 км, вплавь не доплывем. Давай ка, держи левее, подальше от неё.

Эмиль Азимович неохотно отвечает:
- Об этом, что-то не подумал…
- Я понимаю, у тебя там какие-то личные вопросы к «ним», но я то тут причём? У меня никаких вопросов к этой хреновине нет. И вообще, еще есть планы на личную жизнь. Давай, как-нибудь без меня пообщаешься. Разворачивай.
- Ок, меняю курс.
«Хреновина» продолжает носиться по озеру, то резко останавливаясь, то резко трогаясь. У меня легкий мандраж:
- Короче, смотри, катамаран большой, возможно «она» увидит его. Если «захочет» таранить, прыгаем в стороны. Мы маленькие, не должны «ее» заинтересовать. Разобьет  катамаран и отстанет.
- Ок.
- Ты, главное, запомни – лодка в этой сумке. Главное, ее не потерять. Надуем потом, доплывем до берега.
- Хорошо. Послушай, достань бинокль, посмотри, что «это».
- Хорошая идея, - лезу в сумку за биноклем.

Достаю бинокль, но, на волнах,  очень трудно поймать предмет в окуляры, катамаран качает «вверх-вниз», с биноклем также не удается ничего рассмотреть. А через несколько секунд предмет пропадает.
- Что это было? Есть гипотезы?
- Может русские новую умную торпеду испытывают?
- Что-то она двигается не по законам физики.
- НЛО тогда.
- Может чудище здесь какое-нибудь в этих водах обитает? По утрам купается, пока никто не видит. Оно же не знало, что два каких-то чудика с противоположного берега будут плыть, вот и потеряло бдительность. Нас увидело и смылось.
- Главное, чтобы не вернулось.
- Никому не рассказывай, а то запрут в Чым-Коргон. Обоих.
- Ну да.

Вот такой случай был. До сих пор остается загадка – что же это могло быть.

По периметру 1. 2014.
Первый шторм.

Ну что ж, одна маленькая мечта осуществлена. Что же дальше? Решили обойти озеро по периметру. Начали с Балыкчы. Оставили машину Сан Санычу. На всякий случай, обменялись номерами телефонов. Предупредил:
- Там погода портится, будьте осторожней.
- Конечно.

Идем вдоль берега. Подумалось: “Ведь впервые в таком походе – палатка, костер, сами готовим. Интересно, ёлки”.

Погода, между тем, действительно начала портиться. Ветер нагнал тучи, пошел легкий дождик. Попутный ветер быстро погнал катамаран вдоль берега. Темнело. Приставать к берегу не хотелось, так как целый день был штиль и вечерний крепкий ветер, хоть как-то двигал нас к желаемой цели (Покровский залив). Быстрый ход на воде будоражит и придает решимости. Случались краткие, особенно сильные порывы ветра, которые кренили мачту вперед. Пора бы уже и “растравить” шкот, но скорость и адреналин загипнотизировали – идем на полном курсе, ветер прямо в корму (фордевинд). Внезапно, догоняет особенно сильный порыв ветра. Вахту несу я, и не успеваю отпустить шкот, ветер просто ложит парус с мачтой вперед на воду. Передние части обеих баллонов катамарана погрузились в воду. Вещи, разложенные на носу, оказались в воде. “Все. Разгерметизация”, - подумалось мне. Проходит несколько секунд, порыв ветра спадает, мачта и нос катамаран возвращаются в исходное положения. Вещи, хотя и были привязаны к катамарану – сейчас оказались в воде за бортом. ЭА спокойно (как будто каждый день этим только и занимается) достает вещи с воды, складывает на носу. Это был реально штормовой порыв (25-30 м/с) - дождь в это время шел вертикально. Благо, что недолгий. И, благо, что катамаран без вант – иначе, неминуемый оверкиль (переворот вверх дном). Выплыть бы – выплыли, но неудобств было бы больше.

Очередной порыв ветра. В этом раз, успеваю отпустить шкот. Парус во “флюгере”. Блок шкота на ветру сильно бьется об парус, и, в итоге отрывается. После спада порыва – видим, что парус частично порван, блок шкота потерян. Кольцо на шкотовом угле осталось целым, проводим шкот прям через кольцо без блока. Идем дальше. Ветер нагоняет хорошие волны.  Идем в полной темноте, тучи закрывают звезды и луну. Светим фонариком, но мало что можно разглядеть. Только на берегу видны огни жилых домов и свет фар проезжающих машин. Катамаран качает на волнах. Узлы креплений скрипят – не ясно выдержит ли судно такие нагрузки. Ветер, немного меняется, начинает дуть уже не точно в корму, немного справ от берега (бакштаг). Рельеф берега такой, что приходится уходить в открытые воды озера. Зато не теряем скорости хода. Наверное, ставим свой рекорд скорости. Смотрю на Эмиль Азимовича и замечаю в нем перемену настроения. Флегматичный сухопутный товарищ превращается в одержимого бурей “морского волка”. Глаза загораются, кричит:
- Давай, вперед!
Впервые вижу его таким.
- Назад к берегу не поздно будет?
- Вперёд!!!...

Дважды просить меня не надо, идем вперед, наслаждаемся ветром и волнами. Через какое-то время, ветер стихает – решаем поворачивать к суше. Доплываем до берега, ставим палатку. Одеваемся в сухие вещи. Поскольку идет дождь, костер не разводим. Достаю телефон, вижу пропущенные звонки от Сан Саныча. Перезваниваю:
- Сан Саныч, извините, не услышал, шумно было.
- У вас там все в порядке? А то за вами тучки то темные пошли.
- Все нормально, спасибо. Попали в шторм, но все благополучно.
- Ну, хорошо.

Комары, сигареты и волки.

Идём вдоль берег еще один день. Наслаждаемся красотами и отдыхом. Днем купаемся, так как, в основном, штиль. Загораем. Пытаюсь поймать рыбу, но складывается ощущение, что категоричное “здесь нет рыбы”, распространяется не только на г.Чолпон-Ата, а вообще, на весь Иссык-Куль. Не видим никого, кто бы ловил рыбку на удочку. Только сети, сети. Вдоль всего побережья.  К вечеру начинает дуть свежий ветер (Улан или бриз), и за счет хорошего хода, восполняем потерянное днем время.

Пристаем к берегу, одеваемся в сухую одежду, ЭА разводит костер (незаметно, эту обязанность он взял на себя). На берегу, болотистая местность и тьма тьмущая комаров. “Южные” комары отличаются от “северных”. Более крупные, мясистые. Но, не особо злые, кусают слабо. Готовлю ужин. Масса комаров попадает в кастрюлю и сразу дохнут в кипящем масле. Еда готова – раскладываю по тарелкам. В еде много комаров. Выбираем их ложкой – выкидываем. Не спеша едим. Эмиль Азимович, удобно расположившись со своей тарелкой, говорит:
- Смотри, - достает двумя пальцами особо крупного комара.
- Да, здоровый.
ЭА открывает рот, ложит комара, и не спеша, с довольной улыбкой, пережевывает.
- Да, брат, ты отмороженный.
- Устукан.
- Может другие комары, увидят, что делают с их собратом, отстанут от нас.

Выпиваем по 50 грамм, чтобы не простыть, засыпаем. Завтра такой же день. Днем солнце, штиль, попытка рыбачить. Купаемся, загораем на “диком” берегу. “Дикий” – очень условное понятие. За все время путешествия, почти не встречали, по настоящему “диких” мест (кроме «Акуны Мататы» - дальше). Повсюду есть или рыбаки, или пастухи, или отдыхающие, тоже, по-видимому, ищущие “дикие” места. Как-то остановились в одном месте, на вид реально “дикое” - с обрывистыми берегами и холмами. Вроде, никто не должен и не сможет сюда прийти. Ага. Через какое-то время смотрим: проезжает джип – тут целая дорога на берег, которую не сразу заметили. И так везде.

Вечером, как и в предыдущие дни, ветер усилился – используем его чтобы наверстать упущенное днем время. Темнеет. Подходим к Тону. Промокли и замерзли. К вечеру когда на тебя мокрого дует ветер, уже совсем не жарко. Решаем, здесь и остановится – место удобное. Рядом юрты для туристов, можно, наверное, купить у них покушать. ЭА идет за едой, я жду его на берегу. Возвращается с едой.
- Сколько заплатил?
- Бесплатно дали.
- Круто.

Перекусываем. Уже совсем темно. Ветер крепчает. Спрашиваю:
- Как будем располагаться?
- Послушай, у них сигарет нет. Курить сильно хочу.
- Рядом магазина, что-ли не было?
- Нет.
- Ну, давай в Каджи-Сай тогда, там точно магазины есть.
- В бурю, нормально?
- Ну, раз нет сигарет, айла жок, - поддерживаю друга.

В кромешную темень, полностью мокрые и замерзшие в дождь и ветер, отплываем из Тона в Каджи-Сай. Расстояние около 10 км. Погода разгулялась не на шутку. Но, реально “весело”. И темно. Непонятно где берег, куда приставать. Пытаемся светить фонариком, но все равно ничего не видно. Принимаю вахту. На одной из крупных волн, руль закрепленный на раме, выворачивает вокруг своей оси вверх. Такое случается, впервые. Сначала думаю, что руль сломан. Грустно. Неуправляемый катамаран в шторм, куда нас теперь понесет?.. Вплавь, конечно, до берега в жилетах доплывем, но жалко судно. Но, догадываюсь, вывернуть роль обратно – возвращаю управление, все нормально! Продолжаем путь. Несмотря на бурю и ветер, в открытых водах, не так уж шумно. Приближаясь к берегу, начинаем слышать какой-то гул. Как оказалось – это прибой – волны бьющие о берег. Доплываем до Каджи-Сайского пляжа, наугад втыкаемся в песок, как раз выходим к Салиме-Легенде. На берегу, встречают отдыхающие:
- Так это вы там светили в озере?
- Наверное, мы.
- А то мы думаем, кто там, или что там.

Эмиль Азимович добирается до своих сигарет. Довольно затягивается. Он доволен, я тоже доволен. Хорошо сплавали “за сигаретами”.

Утром приходит хозяин пансионата, узнаю его, встречались в бытность моей работы в ПРООН. Основатель КАРИС – Раяпов Элебез. Здороваемся, немного общаемся. Угощает завтраком. Спасибо. В обед отплываем дальше.

Снова днем спокойно, вечером наверстываем дневной простой. Где-то с 19.00 ветер усиливается, плывем до 23.00, потом пристаем к берегу. Как обычно, полная темень, сильный ветер. Пристаем на пустынном и безлюдном берегу. Ветер ещё сильней. Невозможно поставить палатку, ее просто сминает как бумагу. Палатка простая “раскладушка”, нет специальных строп для защиты от сильного ветра. Что делать? Ставим на наветренную сторону палатки катамаран, сверху сумки с вещами. Палатка на подветренной стороне. Вроде нормально. Легли в спальники. Место очень странное и нетипичное. До трассы далеко. Поселений поблизости тоже нет. Озеро, берег и пустыня. Спрашиваю:
- Эмиль Азимович, а волков здесь нет?
- Не боись, брат, волков нет.

Копаемся в телефонах, засыпаем.
Наконец подходим к Покровскому заливу. Как обычно, последние несколько сотен метров, самые сложные, штиль. У меня предварительная договоренность с хозяйкой одного из коттеджей “Натали ресорт”, хотели посмотреть, что за коттедж, условия. Звоню ей:
- Надежда, здравствуйте! Как посмотреть ваш коттедж?
- А вы приехали уже? Посигнальте, вам откроют ворота.
- Нет, мы с озера, к пляжу подплываем?
- Это как?!..
- Ну, мы на парусном катамаране, с озера. С пляжа как к вам пройти?
- А, хорошо, сейчас встречу вас.

Пристаем, смотрим. Ночуем. Просыпаемся утром, место то, красивейшее! Чистый песок, чистая вода, дикий берег, людей почти нет. Наслаждаемся «пляжным» отдыхом: купаемся, загораем. Проходят редкие отдыхающие. Просят сфотографироваться на фоне «яхты».

Закончен первый этап периметра.


По периметру 2. 2016.
Даты:
Акуна Матата.
Прошло два года. В 2015 году ходили на «настоящих» больших яхтах. Но, вспоминать не особо интересно, так как там были зависимы от владельцев судна – не строили сами свои маршрут.

Берем ещё неделю на очередное путешествие “по периметру”. Решили снова стартовать с Балыкчей (удобная база), но уже вдоль северного берега. Конечная точка в этом году – Чон-Сары-Ой.

Отплыли поздно. Темнеет, но приставать пока не хочется, много времени потеряли днем, поэтому пользуемся свежим ветром. Стемнело. Как обычно, ничего не видно. Решили приставать. Светим фонариком на берег – сплошные леса, ветки деревьев свисают прям над водой, пристать некуда. Светим вдоль берега, везде так - нет места для причала. Плывем вдоль берега. ЭА замечает какое-то место. Причаливаем. Устали, переодеваемся, в спальники и спать. Просыпаемся утром. Как оказалось, пристали очень удачно. По всей видимой части береговой линии – только леса. Наша стоянка – единственное место, где была возможность пристать. Более того, сама стоянка окружена настолько плотным лесом, что никто посторонний сюда проникнуть не может. Это, пожалуй, единственное «дикое» место на всем побережье Иссык-Куля.

Позавтракали. Ветра нет вообще. Наслаждаемся отдыхом, купаемся,  загораем. Ветра нет. Но не расстраиваемся. В походе, по периметру, нет строгой цели – главное, просто отдохнуть. Перекусываем, общаемся. Снова купаемся, загораем.  Посвящаем весь день «пляжному» отдыху. Провели больше суток в одном месте (36 часов). Отплываем на следующее утро. Ветер слабый, но надо идти: кончаются запасы продуктов. Назвали это место «Акуна Матата» - настоящий беззаботный отдых вдали от людей.

Трудности

Дети и комары.

В нашем плавании – много различных трудностей. Немного расскажу о некоторых из них. Перечисляю их не в порядке приоритета, а просто, по мере воспоминания.

Начнем с того, что постоянно затекают ноги. Мы располагаемся на тенте площадью около 3 кв.м., вместе со всеми вещами (сменная одежда, продукты питания, посуда, спасательная лодка, весла, палатка, спальные мешки и прочее снаряжение, пр.). Места очень мало, поэтому удобно расположиться – это постоянная проблема. Особенно это касается вахтенного. Пока ты отдыхаешь, ты можешь еще как-то прилечь (если качка небольшая), и даже поспать. Но, если ты несешь вахту, то приходится сидеть в очень неудобной позе – сидений нет, стоять тоже не получится. Поэтому, занимаешь какое-то одно положение, и сидишь пока полностью не затекут нижние конечности.

Следующей трудностью назвал бы отсутствие горячего питания, горячего чая. Завтракам утром, ужинаем вечером. Но, в течение дня, бывает сильно промерзаешь (дождь, волны), и хочется просто чего-то горячего внутрь, чтобы согреться. Почему-то постоянно упускал этот момент - иногда умышленно, чтобы сократить вес перегруженного судна - не брал термос. Только в крайнем походе стали брать термос.

Антиподом предыдущей трудности является жаркое солнце. Когда нет дождя и ветра, тогда страдаешь от жары. Чтобы не сгорела кожа, приходится полностью закрывать все видимые части тела, что ведет к перегреванию. Помогает купание в озере, но временно. Если не закрываться от солнце – гарантировано обгорание всех конечностей.

Штиль – изматывает психологически. Скучно, тоскливо. Сразу вспоминаются строки: “а он мятежный просит бури, как-то в буре есть покой”… или Макаревич:
«Напрасно нас бурей пугали
Вам скажет любой моряк
Что бури бояться вам стоит едва ли
В сущности буря пустяк
В буре лишь крепче руки
И парус поможет и киль
Гораздо трудней не свихнуться со скуки
И выдержать полный штиль»

Золотые строки, точно передают трудности штилей – не только в море, но и в жизни.

Болезни. Иногда простываем. Особенно в плохую погоду: дождь, волны и хороший ветер, обдувает тебя полностью мокрого. Дома, с горячим чаем и теплой постелью простуду переносить как-то комфортней. А в плавании, в непогоду, иногда проблема разжечь костер. Иногда и сухих вещей недостает. Таблетку цитрамона, стакан водки и спать.

Про людей. Мы старательно  избегаем людей. Отплываем с безлюдных мест, причаливаем к “диким” берегам. Но, тем не менее, масса любопытных подходит с расспросами, разговорами, и пр. Не будучи особо общительными людьми - это здорово напрягает. Впрочем, насколько знаю, это напрягает и «общительных» людей. И, тем более, мало комфортно, когда после тяжелого дневного перехода, ты уставший, хочешь просто отдохнуть, но приходится «вести беседы» с разными любознательными товарищами. Они находят нас на любом “безлюдном” берегу. А, когда приходится останавливаться в людном месте, на пляже, какого-нибудь пансионата, чтобы пополнить припасы, то положение еще более усугубляется. И, венцом, этой трудности, являются, «цветы жизни» - дети. Облепят на берегу катамаран, что-то дергают, меряют, пытаются оторвать, и.. ну, дети, есть дети, вы понимаете!.. Если взрослые ещё ведут себя адекватно, то детям уже не прикажешь. Останавливаемся на одном из пляжей купить еды, воды, заодно перекусить. Несколько ребятишек, сгорая от любопытства, расспрашивают все детали о плавании, о катамаране, пробуют на прочность все узлы, просят “покатать”, и т.д. Тут один спрашивает другого:
- А если баллон ножом ткнуть, что будет?..
Вот, как-то примерно, так.

И отдельно остановлюсь на комарах. В обычном отдыхе на Иссык-Куле, их вообще практически нет, так как пляжи осушены от болотистых мест. Но, поскольку мы ходили вдоль всего «дикого» побережья, то авторитетно заявлю – комары, это одно из самых основных неудобств. Больше всего их в болотистых местах на южном берегу. Крупные зеленные комары, от которых начинает рябить в глазах. Которые залазят везде, куда только можно. Но, которые относительно не “злые” – как бы кусают, но редко и не особо агрессивно. А самые злые комары – это на северном берегу. Как-то остановились на ночлег на одном болотистом мысе. Не стали готовить ужин, так как комары ели просто заживо: мелкие, но крайне злые. В палатке перекусили всухомятку, попили воды. Подумали, что видимо комары особо злые, так как уж темнело. Решили утром попить горячий чай. Куда там! Костер не стали даже пытаться разводить. Просто невозможно было оставаться на этом берегу, наспех погрузились и быстро пустились в «позорное бегство»… А особо много комаров было, где-то за Бостери, в районе Семеновки-Ананьево. В меру “злые”, но их количество просто поражает. Это первый случай, когда они достали нас во время плавания. Обычно, на воде, никаких комаров - только по прибытию к берегу встречают. Здесь нет! Идем под парусом - днем! Комары, мало того что “едят”, облепили весь парус, весь катамаран: баллоны, вещи, пр. Так ещё и дохлых по озеру плавает миллионы. Какой-то «мир комаров». В своем личном рейтинге, я бы поставил комаров на первое место по доставленным неудобствам, на втором месте – все остальные.

***

Как-то сидим с Эмиль Азимовичем в палатке, после все пережитых днем неудобств:
- Да уж.. Для многих наших друзей и знакомых, такой “отдых” показался бы малопривлекательным.
- Это мягко говоря.

Смеемся. Конечно, порой приходится терпеть много сложностей, но, они тоже часть этого пути и, по своему, интересны. 

Завершаем второй отрезок пути “По периметру” - “Балыкчы-Чон-Сары-Ой”. Отрезок “Чон-Сарый-Ой – Бостери” был пройден в 2013 году, после первого перехода через ИК. Поэтому третий отрезок, начинался с Бостери.

По периметру 3.  2017.

Российский флот “в панике”.

Дошли до мыса “Дикий пляж” (полуостров перед Каракольским заливом), где и остановились переночевать. Как это обычно водится - “дикий” - очень условное понятие. Ездят авто по пляжу, куча гуляющих отдыхающих.

На следующий день проходим мимо Каракольского залива. С огромным удивлением обнаруживаем несколько кораблей ВМФ РФ, идущих под Андреевским флагом. Разумеется, знали что в Караколе есть база России по испытанию торпед. Но, что попутно там куча кораблей патрулируют территорию под Андреевским флагом, все-таки было большим сюрпризом. Ведь в зонах отдыха на южном и северном берегах, эти корабли не показываются. Идем вдоль южного берега, пара кораблей идут рядом с нами. То обгоняют, то возвращаются назад. Держатся на значительном удалении, но ни разу не удаляются из зоны видимости. Складывается впечатление, что приняли нас за иностранных шпионов, которые хотят разведать детали деятельности базы ВМФ РФ. В общем российский флот засуетился: преследует 2 дня надувное 4 метровое судно. Шучу:
- Эмиль Азимович, а ну ка доставайте ваш ножик. Сейчас на абордаж будем брать их брать!
Так и патрулируют нас до самого конца нашего пути в Покровском заливе.

Простуда.

По пути, в предпоследний день, погода портится, начинается сильное волнение. Дождь, ветер. Сменяю ЭА на вахте, ветер сразу усилился. Весело. Лодка накренив мачту бодро двигается, рассекая волны. ЭА с досадой смотрит как мне повезло – редкая удача держать вахту в хороший ветер. Проходит час, вахту принимает он. В это время, ветер несколько стихает. ЭА с сожалением ворчит:
- Все “веселье” тебе досталось.
- Не переживайте Эмиль Азимович, хватит ещё “веселья” на вашу долю. 

Пристаем к берегу, возле какого-то дикого пляжа с юртами. По ходу, я простудился в этот день. Начинает знобить, поднимается температура - настроение портится. Ко всему прочему, промок мой спальный мешок. Свалился в палатке, не хочется даже двигаться. ЭА расталкивает, дает выпить какую-то таблетку, наливает 50г. Стало легче. Засыпаю в запасном “спальном мешке” из фольги (купил на Алиэкспресс, как аварийный вариант). Отличная вещь. Очень компактная, как одноразовый спальник – вполне себе ничего. На утро – как огурчик. Отплываем, и днём подходим в Покровский залив.
Переход по периметру закончен.
Через Иссык-Куль, в одиночку.

2017.
Ну вот. Через озеро прошли. Вокруг озера прошли. Что еще придумать? Предлагаю:
- Может теперь через озеро, в одиночку, по одному?
- Давай.
Решено.
Заявляю:
- Брат, как автор идеи, оставляю за собой право первого перехода.
- Хорошо, нет проблем. Я значит, второй в истории, кто переплывет озеро в одиночку?..
- Получается, да.
- Договорились.

Сказано, сделано. Решили, что первый идет с Каджи-Сая в Бостери, второй обратно. Приезжаем в Каджи-Сай, ищем место для ночевки. На удивление (сезон с разгаре), мест нигде нет. Еле находим, какой-то 2-этажный дом на отшибе. Рядом нет других домов, только этот большой дом в одиночестве. Кроме нас, других отдыхающих там нет. Еще большая собака во дворе. Странное место - как в фильме ужасов.

Встаем рано утро (4 августа 2017 года), берем продукты. ЭА провожает, отхожу в 7.30 утра. Хороший ход. Где-то в обед, погода порядочно портится, хороший свежий ветер. Ветер продолжает усиливаться. Приходится отпускать парус – полощет во флюгере. Начинаются штормовые порывы. Сколько плавали на Иссык-Куле – постоянного сильного ветра (от 25 м/с) обычно не дует. Порыв на несколько секунд, потом отпускает. Волны сначала нет. Потом появляется волна. Вкупе с порывами – смотрится жутковато. Мелькает предательская мысль: “А вдруг уже все, конец?...”. Прогоняю ее. Уже который раз жалею, что нет Гопро чтобы снять самые интересные моменты. В такие минуты не до съемок с телефона. Через час-другой шторм стихает. Дует просто свежий ветер и качает на большой волне. Ещё через какое-то время, добираю шкот, парус ловит ветер, быстро иду вперед. К 18.00 подхожу к Бостери, встречает ЭА (приехал на авто с Каджи-Сая).

Разбиваем лагерь на берегу. Начинается сильнейший проливной дождь – вероятно, самый сильный ливень, который когда-либо встречали в плавании. Китайская дешевая палатка, как оказалось, далеко не водонепроницаемая, мокнем сами, мокнут вещи. Переносим вещи в багажник авто, ночуем в машине на сиденьях.

Утро, 5 августа 2017 года. ЭА отходит с Бостери в Каджи-Сай. Пока жду его, погода проясняется, сушу вещи, купаюсь. К вечеру ЭА подходит к Каджи-Саю.

Ночуем. На следующий день отдыхаем, возвращаемся в Бишкек. Переходы “в одиночку” закончены. Быстро и без эксцессов.

Что дальше?



Г.Бишкек, 31 октября 2018 года.
Автор: Сыдыков Т.А.
Рецензия и обзор: Базаркулов Э.А.