Водоплавающие, как эстетическая функция парка

Сергей Рябцев
Многие водоплавающие птицы, например, утки, с некоторых пор перестали быть перелётными, они довольно легко приспособились зимовать в наших городах, особенно в тех, где имеется какой-нибудь водоём, а если при этом он располагается в парке, то такие условия можно вполне считать идеальными. И как говорят в таких случаях, жизнь удалась.

Правда есть один нюанс, который отчасти портит картину счастливой жизни. Дело в том, что зимой посетителей в парке бывает значительно меньше, чем летом. И это понятно, становится коротким солнечный день, да и температура воздуха бывает не всегда комфортная для прогулок.

А посетители птицам очень нужны, ибо хлеб свой насущный они получают именно из их щедрых рук. Конечно, есть и другие источники пропитания, непосредственно сам водоём с его водорослями и травой, произрастающей по берегам, но зимой по понятным причинам этого корма катастрофически не хватает. И приходится в таких случаях уткам переходить на режим строжайшей экономии, меньше двигаться, больше спать.

Как и все водоплавающие, они довольно комфортно могут спать на воде, даже в холодное время года, главное, чтобы вода была свободна ото льда. Простудиться утки не боятся, у них плотное водонепроницаемое оперение, а температуре тела +42°C. Кто другой при такой температуре уже давно испустил бы дух, а им хоть бы что, только покрякивают, мол, какая нынче погода хорошая: октябрь… роща… последние листы… дорога промерзает…

В общем, если в парке на открытом водоёме в холодное время года кормить уток должным образом, те в свою очередь обязуются никуда не улетать. Мало того, кряквы даже согласны нести на себе эстетическую функцию, заключающуюся в том, чтобы своим присутствием придавать парковому ландшафту пасторальные настроения, вносить в унылый пейзаж, в данном случае осенний, нотки радости, а где-то и ликования, типа кря, кря, кря…

Приветствуется также хлопанье крыльями, короткие пробежки по воде и пролёты на низких высотах над парковыми аллеями и водной, но без излишеств в форме фигур высшего пилотажа, ибо последние никак не вяжутся с присутствующими в парке дворцами. Не та архитектурная эстетика. О чём уткам в доступной им форме через цветные картинки и примитивные символы регулярно доводится служащими парка — дворниками и экскурсоводами. Первые, ввиду близкого географического расположения к уткам, более склонны вести просветительную работу, при этом дополнительных благ для себя не требуют, ибо хорошо понимают, что есть время разбрасывать и есть время собирать.

А собирать в парке есть что, и не всегда это опавшие листья. Нередко случается найти под ногами серебряную булавку или монету с царственным профилем, а то и целый портсигар с каменьями и со звездой. Правда крышка может быть слегка помятой, но такое бывает редко, бывшие владельцы дворцов своё имущество содержали исправно, портсигарами гвозди не забивали, разве что друг друга, но то совершенно другая история и к нашим уткам отношения не имеет.

Признаюсь, посещая в тот октябрьский день парк «Ораниенбаум», я ожидал найти под ногами хоть что-то существенное, кроме опавших листьев, но не получилось. Видимо, в этот раз дворники меня всё же опередили. Однако я не в претензии, прогулка удалась и без портсигара с помятой крышкой.

Главное, я наблюдал эстетическую функцию в лице здешних уток, однажды поменявших чужие жаркие страны на наш холодный Север. И вспомнилась здесь одна популярная фраза, ставшая уже сакраментальной: «Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят»

На том, пожалуй, эту короткую прогулку можно закончить.

Ломоносов, парк Ораниенбаум, октябрь 2018

(фото из личного архива)