5 Спектр сознания. ч. 2 Человек и окружающий мир

Лариса Болотова
      Из книги «Око духа» Кена Уилбера:

«Первый аспект, аспект наивысшей ступени – это трансцендентная природа Духа. Он далеко превосходит всё «дольное», товарное или конечное. Дух сохранился бы даже после уничтожения всей Земли (или даже всей вселенной). Второй аспект, аспект дерева, это имманентная природа Духа – Дух в равной степени и полностью безраздельно присутствует во всех явленных вещах и событиях: в природе, в культуре, на небесах и на земле. С этой точки зрения ни один феномен не может быть ближе к Духу, нежели другой, ведь все они в равной степени «сделаны» из Духа. Таким образом, Дух, представляет собой как высочайшую цель всего развития и эволюции, так и основу всей последовательности, в полной мере присутствуя как в начале, так и в конце. Дух предшествует этому миру, но и не чужд ему.

Его вообще невозможно определить с точки зрения ментального (холонов более низкого уровня) – это шуньяма или нирвана – апофатическое, то есть неопределимое, полностью лишённое каких бы то ни было конкретных и ограничивающих характеристик. Но оно проявляет себя в последовательности ступеней, слоёв, измерений, оболочек, уровней или степеней – какой бы термин вы ни выбрали – и это холарий. В Веданте это коши – оболочки или покровы, скрывающие Брахман; в буддизме это восемь виджнян – восемь уровней осознания, каждый из которых представляет собой ослабленный или более ограниченный вариант вышележащего уровня, в Каббале это сефироты и т.д.

Всё дело в том, что это уровни явленного мира – майи. Когда в майе не распознают игру Божественного, она не более чем иллюзия. Иерархия – это иллюзия. Существуют уровни иллюзии, но не уровни реальности (реальность одна?). Но, согласно традициям, именно (и только) посредством понимания иерархической природы сансары мы действительно можем из неё выбраться. Лестница отбрасывается только, когда она отслужила свою службу».

     Как понять? На самом деле, вы никуда не перемещались и находитесь там, где и были вначале, и являетесь тем, Единым, что были вначале, а мир вокруг  вас майя и ваше отдельное «я» тоже майя. Чем же майя отличается от иллюзии? В ней есть Божественный смысл, не зря же она создана. А вот какой смысл? Это необходимо узнать. 

«Согласно индуизму Веданты, каждый отдельный человек состоит из пяти «оболочек», или уровней, или сфер бытия (кош); это нередко сравнивают с луковицей, потому что,  последовательно снимая внешние слои, мы находим всё больше сути. Низший (или самый внешний) слой называется аннамайякоша, что означает «оболочка из пищи». Это физическая сфера. Затем следует пранамайякоша – оболочка из праны. Прана означает жизненную силу, биоэнергию, elan vital, либидо, эмоционально-сексуальную энергию вообще – сферу эмоционального тела… Далее идёт маномайякоша – оболочка из манаса, или ума – рационального, абстрактного, лингвистического. Выше располагается виджнянамайякоша – оболочка из интуиции, высшего разума, тонкого разума. И, наконец, имеется анандамайякоша – оболочка, состоящая из ананда, или духовного и трансцендентального блаженства.

Далее - и это важно – Веданта группирует эти пять оболочек в виде трёх основных сфер: грубой, тонкой и каузальной. Грубая сфера соответствует низшему уровню холархии - физическому телу (аннамайякоше). Тонкая сфера соответствует трём промежуточным уровням: эмоционально-сексуальному телу (пранамайякоше), уму (маномайякоше) и высшему или тонкому разуму (виджнянамайякоше). А каузальная сфера соответствует самому высшему уровню – анандамайякоше, или архетипическому духу, который иногда называют по большей части непроявленным  или бесформенным. Далее Веданта связывает эти три основных сферы бытия с тремя основными состояниями сознания: бодрствование, сновидением и глубоким сном без сновидений. Над всеми этими состояниями располагается абсолютный Дух, иногда называемый турийя, или «четвёртый», поскольку он превосходит (и включает в себя) три состояния проявления; он находится за пределами грубого, тонкого и каузального (и объединяет их).

Христианские понятия наиболее просты, поскольку они знакомы большинству из нас: материя, тело, разум, душа и дух. Материя означает физическую Вселенную, как она проявляется в наших собственных физических телах (то есть в тех аспектах нашего бытия, которые подчиняются законам физики); и чтобы ещё мы ни назвали словом «материя», в данном случае это означает измерение с наименьшей степенью сознания (некоторые сказали бы – вообще без сознания, и вы можете выбрать то, что вам больше нравиться).  Тело в этом случае означает эмоциональное тело, «животное» тело – секс, голод, жизненную силу и т.д. (то есть те аспекты бытия, которые изучает биология). Разум – это рациональный, рассуждающий, лингвистический и образный ум (изучаемый психологией). Душа – это высший, или тонкий ум, архетипический ум, интуитивный ум – неразрушимая основа нашего существа (изучаемая теологией). А дух – это трансцендентная вершина нашего бытия, наше Божество (изучаемое созерцательным мистицизмом)».

      Всегда понимала душу как источник наших чувств и желаний, но никак не  интуитивный ум.

«Таким образом, версия пяти оболочек, принятая в Веданте, почти идентична иудео-хрисианско-мусульманской версии материи, тела, ума, души и духа, коль скоро под «душой» мы подразумеваем не просто высшее «Я» или высшую самотождественность, но более высокие или тонкие разум и познание. Кроме того, во всех высших мистических традициях душа также означает «узел» или «спазм» (то, что индуисты и буддисты называют ахамкарой), который следует развязать или расслабить, прежде чем душа сможет превзойти себя, умереть для себя и, таким образом, найти высшую тождественность с абсолютным Духом и в качестве этого Духа (как сказал Христос, «воистину, не может быть учеником тот, кто не возненавидел собственную душу»).

       Это потому что, именно, душа способна грешить?

«Итак, с одной стороны, «душа» - это наивысший уровень индивидуального роста, который мы способны достичь, а с другой  - это последний барьер, последний узел, на пути к полному просветлению или высшей тождественности просто потому, что в качестве трансцендентального свидетеля она отстраняется от всего, что свидетельствует».

       Получается, что душа это как бы книга, в которой записаны все деяния человека? Душа отстраняется – это значит, отказывается от всех чувств, желаний и мыслей?

«Как только мы преодолеваем позицию свидетельствования, душа, или свидетель, сама растворяется, и остаётся лишь игра недвойственного осознания – осознания, которое не наблюдает объекты, но полностью едино со всеми объектами (дзен говорит: «Это всё равно, что вкушать «небеса»). Разрыв между субъектом и объектом исчезает, душа преодолевается или растворяется, и возникает чистое духовное или недвойственное осознание- очень простое, очевидное и ясное. Ты понимаешь, что твоё неотъемлемое существо беспредельно и открыто, пусто и ясно, и всё, возникающее повсюду, спонтанно возникает в тебе, как подлинном духе.

Центральная психологическая модель буддизма Махаяны – это восемь виджнян, или восемь уровней сознания. Первые пять из них составляют пять чувств. За ними идёт мановиджняна – ум, который оперирует чувственным опытом. Следующий уровень – это манас, который означает высший ум, так и центр иллюзии изолированного «я». Именно манас смотрит на алайявиджняну (следующий, более высокий уровень – уровень сверхиндивидуального сознания) и ошибочно принимает её за изолированное «я» или субстанциальную душу как мы её определили. И над всеми этими восемью уровнями в качестве их источника и основы находится чистая алайя или чистый пустой Дух».

«… попытка вести холархию бытия к её самому низкому уровню материи – было особенно удручающим в психологии, которая сперва утратила свой дух, затем – свою душу, затем ум, и была низведена до изучения одно лишь эмпирического поведения или телесных влечений» выглядит безумием для тех, кто знает истинную картины окружающего мира».