Кто мы друг другу

Галина Дегтярева
Социально-транспортные заметки

Кого мы любим

Я заметила их еще на трамвайной остановке – молодая мама и мальчишки-двойняшки, шустрые, непоседливые. Замечаний мама не делала, бесполезно. Подошел трамвай, мы все удобно расположились на свободных местах и тут, к неудовольствию кондуктора, в вагон ввалился пьяный мужчина – эдакий ухарь- великан, как артист на сцену вошел, показать себя во всей красе. И такое чувство возникло, что кондуктор лукавила, а на самом деле рада развлечению, перепалке.
-Опять ты здесь, а ну, выходи.
- Счасссс…
- Выходи, говорю, тебе на другой трамвай.
- Мммм… У ты какая злая…
И смеются пассажиры, и мальчишки смеются. И под такие «аплодисменты» одобрения мужчина стал мальчишкам еще и рогатую козу показывать.
_- Ууу какие, вот я вас сейчас… и устрашающе рычит.
И мальчишки весело на весь трамвай, буквально хором:
- Мама, мама, он с нами разговаривает, как наш папа.

И народ смеется. Любит народ пьяных. Они нам, как родные.
А мама мальчишек покраснела и в окно смотрит.


Кого мы не любим


Девочка, ну класс 4-5, с большим школьным рюкзаком, с облегчением опустилась на освободившееся место в трамвае. Неудачное, надо сказать, место, то, над которым написано «место для детей и инвалидов». Не такая уж она и дитя…на взгляд пожилой тетушки, которая сразу же начинает, как бы абстрактный, монолог
- Молодежь нынче такая, не уступит.
А женщина другая заступилась
- Да вы посмотрите на ее рюкзак, устают как дети сейчас. Женщина, ведь есть же свободные места.
И не хочется пересказывать дальше, диалог  был ужасен, почти с проклятиями.
А девочка сидела и смотрела в окно, она не знала, как себя вести, и что у нее в душе творилось, никто не знал.

В эти дни весь город потрясла трагедия, две девочки старшеклассницы просто шагнули с крыши двенадцатиэтажного дома.

И та женщина, которая ждала, что девочка уступит ей  место, выпалила напоследок
- Вот такие и прыгают с крыши.

Трамвай остановился, девочка вышла, и никто не знал, была ли это ее остановка. И что она думает о жизни и людях, тоже никто не знал.
 
И воцарилась в трамвае тишина. Как будто испугались люди, и говорящие, и слушающие. Себя испугались. Своей нелюбви к детям.


Кому мы доверяем

С тех пор, как ввели льготный проезд для пенсионеров, водители маршруток стали вести себя некрасиво – то проедут мимо остановки, то захлопнут дверь перед носом пожилого человека, то нагрубят.

Несомненно, некрасиво, но иной раз осмотришь салон автобуса – в основном льготники. И Дарья все это понимала, и возмущалась, и сочувствовала, и половину стоимости всегда платила, но старалась пользоваться городским транспортом, чтобы не быть объектом агрессии. Не всегда получалось. И вот сегодня не почувствовал водитель маршрутного автобуса, что она как раз сочувствующая. И тормознул на ее остановке. Хорошо тормознул. Жутко тормознул.

И не разберешься, кто виноват, то ли Дарья, поздно нажавшая кнопку выхода ( так скажут, если начнут искать виноватого), то ли водитель все-таки не имеет права так останавливаться.

Не сразу поняв, что случилось, Дарья все-таки смогла выйти на остановке. И автобус поехал, ведь вышла же женщина. А всем ехать надо, ну и что, что охнули все при ее падении…
Потом уже незнакомые люди вызвали скорую на остановке. И на полтора месяца рука Даши крепко обнялась с повязкой.

Каждый день Дарья выходила по делам или на прогулку на улицу и всегда находились люди, которые помогали застегнуть курточку, скрывающую поломанную в плече руку. И думала она, что люди очень добрые, но отводила глаза от проезжающих мимо маршрутных автобусов. Наверно, и водитель бы помог, если бы попросила. Точно бы помог.

Подолгу Даша сидела на лавочке, наблюдала за жизнью ворон и грачей. У них была горячая пора, поспели грецкие орехи. Увидела новый способ добычи лакомого ядра. Обычно поднимались птицы высоко с орехом и бросали его на асфальт. Но вот один грач решил попробовать по другому, его, очевидно, не устраивало, что орех рассыпался по всему асфальту. Он выкопал уютное гнездышко в земле, закатил туда орех и стал его тюкать. То ли земля была мягкая, то ли орех попался твердый, ничего не получалось. Даша решила помочь, аккуратно расколола орех ногой на асфальте. Грач посмотрел-  посмотрел, да и улетел. Не доверяет людям грач. Значит, когда-то…

Дарья с грустью подумала, что долго не захочет пользоваться услугами маршрутного такси, водитель которого, возможно, хороший человек.