Без фальши и лжи

Ольга Боровикова 2
В продолжении начатой темы...
http://www.proza.ru/2018/10/19/759

Уважаемые читатели, продолжаются наши беседы с резекненским скульптором Светланой Марченко.
На этот раз разговор пойдет о латвийском священнослужителе, кардинале Юлиане Вайводе, о котором я писала в предыдущей статье.
Помните, я обещала получить ответы на поставленные вопросы... Заочная беседа...завершилась.
Как получилось, не мне судить...

Но Светлана искренне и честно относится к жизни, к своей творческой профессии, она заслуживает уважения как со стороны своих маститых коллег, так и со стороны простых читателей. Мне так видится, во всяком случае.

Ведь лишние знания никому еще не мешали, тем более о своем любимом городе Резекне, родной Латгалии, их давней и нынешней истории, о людях, живших некогда здесь и прославивших свой отчий край своим талантом, знаниями, свободомыслием!

Это и есть единая судьба всех народностей, проживающих в Латвии, Латгалии.
Во всяком случае, мне бы этого очень хотелось.
Чувствую, что и скульптору, Светлане Скачковой - Марченко не безразлична судьба страны, маленькой, но гордой Латгалии, ее жителей - работящих и скромных латгальцев, беспокойных, ищущих себя русских и белорусов, евреев и поляков и мн. других.
Накануне 100-летия Латвии тем паче задаться вопросом к самому себе, а что ты сделал для Латвии, для родного края, города или села, в котором живешь и трудишься?
Знаю, что Вы, Светлана,  неспокойная, ищущая, творческая натура.
За последние годы создали несколько исторических и культурных памятников нашим знаменитым латгальцам!
Одним из них является скульптура первому латвийскому кардиналу, Юлиану Вайводу, установленная на улице Латгалес, между красным Костелом Сердца Иисусова и католической школой.
Но многие ли современники, молодежь, жители города знают о нем, как о человеке, а уж потом как о значимой личности,  о его вкладе в культурно-историческую  суть нашей Латвии, самой Латгалии?
—  Как возникла идея создания  памятника кардиналу Юлиану Вайводу? Сам проект возник, не на пустом месте, конечно, что или кто  способствовал этому  историческому, не побоюсь этого слова, моменту?

- Идея всецело принадлежит Римской Католической церкви, а если быть точнее, то епископу Резекненской-Аглонской епархии Янису Булю.
В рядах Церковных служителей, заслуженных лиц было много.
Когда-то именно священники формировали основной слой интеллигенции на территории Латгалии.
Им принадлежали заслуги не только перед церковью. Минули времена, когда в большей степени священнослужители занимались вопросами просвещения, поднятия уровня культуры, образованности простого народа.
Сегодня Церковь всячески стремится увековечить память заслуженных представителей и Юлиан Вайвод для истории Латвийской Католической Церкви весьма неоднозначная персона.
Его служение принадлежит сложному периоду для духовенства. Это период Советской власти – атеистических настроений.
Но, как следствие, неугасаемого служения, Юлиан Вайвод не только удерживает Церковь «на плаву»!
Его служение отмечено грандиозными мероприятиями, большими достижениями, которые сложно было реализовать в те времена. И, наконец - Папа Римский признаёт его самым достойным и инициирует в сан первого кардинала Латвии!

— Трудно ли создавать памятники таким глобальным историческим личностям, коим является Ю.Вайвод?

- Юлиан Вайвод и создание его  памятника, это ещё одна ступень в познании самой себя и расширения понимания вопроса духовности.
Трудность заключалась в постижении нужной фреквенции для одухотворения образа.
Здесь больший вызов имела эта цель, нежели только работа руками. Мне было важно, что бы Памятник со мной говорил. Всегда во главу угла я ставлю эту задачу - рассказать больше, чем я могу рассказать. Признаюсь, был момент, когда я сомневалась, что мне удастся.

-Чувствуете ли Вы ответственность перед людьми, приходящими к скульптуре, ведь памятник создается не на годы, на века?
Что бы Вы им сказали, пожелали в настоящем времени,  обращаясь в будущее наше?

- Самую великую ответственность перед народом и временем я несу перед своей совестью. Совесть и душа мне всегда ставит высшую планку и постоянно её перекладывает на деление выше.
Моя профессия требует больших затрат и это всегда ложится на плечи ответственности за качество.
Качество материала, литья в бронзу, уровня мастеров, которых выбираю для создания скульптуры. Поэтому ответственность велика всегда и из минимума материальных возможностей, я выжимаю все ресурсы, что бы достичь максимума возможности. Поэтому кардинал общается с людьми, он несёт весть, благословение. Подойдите, вслушайтесь, почувствуйте!

Простой вопрос к Вам, как скульптору, Светлана!
- Труден ли  был  первый шаг к созданию скульптуры кардинала Ю.Вайвода, или все шаги надо было тщательно взвешивать и уметь договариваться с неординарной личностью кардинала? Нашли ли Вы с ним таинственный тонкий контакт?

- Начало было сложным. Финансирование появилось не сразу. Памятник мог и не реализоваться. Но работу над созданием макета я всё же начала. Искала подход, искала образ, предложила большее, чем это было возможно поначалу. И предложение утвердили.
 Первая идея, про которую услышала, была о портрете кардинала. Меня всё заставляло открыть диалог Кардинала с народом. Я хотела наполнить памятник вестью. То есть, памятник Кардиналу, это не только портрет, не только памятное место ... Для меня, как создателя образа, это месседж тому, кто ищет силу в духовности. Кардинал благословляет, держа руку у сердца и креста, и естественно, он резонирует той аурой, которой обладал.
 Его жизненный  путь был обозначен символом духовной силы, прагматизма, умением находить решения в трудных условиях.
Сам Памятник Кардинала для меня - это так же живой резонатор его неординарной личности.
 Да, это было сложно, но когда я раскрыла для своего понимания его духовный прагматизм, я почувствовала, что памятник ожил.

— Кто помогал Вам преодолеть сложности, возникающие  на пути ваяния скульптуры? Кто был, скажем так,  вашим добрым ангелом, когда руки опускались от разных проблем?

- Здесь выступали две персоны. Это епископ Янис Буль и Петерис Кейш.
 Один и второй сыграли большую роль.
Как не парадоксально, но порой именно сложности, являются дверью в понимание  той либо иной истины, конечно, если ты способен анализировать всё путём духовного анализа. Такие события сопровождали путь творения памятника Кардиналу. Многие заметки в своём дневнике сделала. На многое стала смотреть по-иному.

— Расскажите горожанам немного о себе: что движет такой молодой художницей, что она не стоит на месте, а, добившись, первых отличных результатов, продолжает упорно работать и творить в сегодняшнем дне?

- Дух! Всё делает дух – душа – высшее я. Можно так сказать.
Я знаю, что мне нельзя делать! Мне нельзя творить без высшего духа. Мне нельзя жить без душевной составляющей разума.
 А ещё - нельзя быть на стороне гнева, печали и злости. Так я потеряю себя, как многие,  и моё искусство станет пустым.

— Как Вы преодолеваете сложности, ведь у каждого человека они встречаются в жизни? К кому обращаетесь: к Богу, ангелам, совету друга, или в семье находите поддержку?

- Совсем недавно я написала в своём дневнике: «Ты интеллигентен, значит, любую ситуацию встречай именно этим качеством!»
Я воспитываю себя. Было время, когда я искала поддержки. Мне было сложно.
Сейчас я могу сказать одно: Если хочешь встретить силу, дружбу, любовь, преданность, благодарность – найди её в себе.
Поиск этих и других качества у других, чреват разочарованием, а если найдёшь в себе, то и полюбишь мир, какой он есть, и начнёшь благодарить мир за всё, что имеешь, и перестанешь ждать, словно кто-то тебе должен.

Откроешься сотрудничеству с теми, кто готов быть на той же волне. Я могу сейчас сказать с уверенностью – нет карающего Бога, есть наше недопонимание системы, как всё устроено в этом мире и почему порой нам приходится тяжело. Жизнь – школа, а в школе скучно и  мрачно лишь двоечникам!
 
— Возвращаясь  к скульптуре кардинала… Существует ли  взаимосвязь между художником и прообразом? Как бы он оценил самого себя, увидев со стороны ? Все ли удалось донести Вам  до простого народа?

- Моя воля - я сделала бы его во весь рост. Это, пожалуй, единственное замечание, которое я могу сказать по поводу - что не удалось. Остальное, удалось всё!
 
— Расскажите о  своем творческом настроении накануне праздника:
- 100 - летия Латвии.  Что вы испытываете в эти дни? Какие слова хотите сказать всем жителям Латгалии, Латвии, как  художник, создающий ценности для всего народа латвийского?

- 100 лет  - для Латвии -  дата памяти, связанная с основанием нового фундамента государственности - мудрого опыта народа.
Государство во всех смыслах молодое. Поэтому надо снисходительнее относиться друг к другу. Ни у кого из представителей власти нет династического опыта. Мы принимаем его от тех государств, которые таким опытом владеют. Мы образовываем себя и воспитываем. Мы в пути.
И если вчера у нас был опыт – инициатива наказуема, то сегодня мы учимся быть самостоятельными. Мы где-то проявляем нерешительность, мы где-то ошибаемся. Нам нужно понять – мы -  это система.
И если мы будем признавать, что всем нам, без исключения, с каждым днём надо учиться понимать схему гармоничного сотрудничества, становиться лучше во всех аспектах жизни, то наша система не развалиться, как средневековые замки религиозных войн и блочные заводы социализма, которые разрушили наши родовые ценности, навязав искусственно созданные схемы на пути к изобилию или духовности, забыв о родовых традициях преемственности.
 
— Каковы дальнейшие Ваши планы на будущее? Каким оно видится Вам?

- Мой родовой клан! Вот моё будущее!
Быть матерью и хранительницей дружбы, любви и сотрудничества своих детей, внуков и правнуков – главная миссия, которая стоит перед каждой женщиной, если та понимает высший смысл и ответственность перед всем родом на многие поколения. Если женщины отдаются карьере больше чем семье, то печальных плодов не избежать членам рода на многие поколения. Женщина – единственная хранительница очага, то есть дружбы, веры, любви ... а остальное так - приложение ... И чем старше она становиться, тем больше она должна проявлять мудрости и милосердия, понимая эту великую задачу. Поэтому нет у меня других планов. Как повернёт поток жизни, так и буду с этим потоком разговаривать.
Главное - никогда не останавливаться на достигнутых результатах!
Всегда идти вперед с открытым сердцем и душевностью, ясностью разума.

Я благодарна искренней и открытой Светлане за  глубокую  откровенную беседу...
Мы, простые обыватели, так далеки от темы ваяния скульптур, от самой истории Латвии,Латгалии нашей, о которой ненавязчиво рассказывает Светлана, хотим ли мы касаться непростых тем, если честно?
Ведь у каждого из нас двоякое отношение к прошлому, а говорить о нем боимся, хоть это и необходимо. Без фальши и ложных представлений, без выпячивания нац.вопроса.
Удастся ли найти консенсус в диалоге этом?
Время покажет.
Надо сначала пройтись по улице Латгалес, не откладывая в долгий ящик, подойди к  скульптуре латвийского кардинала Юлиана Вайвода, и, кто знает, получить его незримое светлое благословение для принятия  важных решений. Всем нам это необходимо.

Фреквенция — частота... физическая величина, характеристика периодического процесса, равная числу полных циклов, совершённых за единицу времени. (СИ)


31.10.2018. Резекне