Европейский мотив

Валерий Раппопорт
Несколько лет назад этот магазин располагался в подвале то ли жилого дома, то ли
Профессионального тогда  училища.

Этих магазинов по городу была целая сеть. В те времена мы ещё не были избалованы импортной обувью, а это была сеть обувных магазинов.

Когда изнашивалась обувь, заходили, смотрели, мерили, покупали. Особых притязаний не было. Город был тогда довольно грязный, и в модельных туфлях в нём просто нечего было делать.
Времена изменились.  Появился новый благоустроенный спальный район со своей  инфраструктурой.  Дома, построенные по последним проектам, отличались от домов всего города новизной, красотой линий арочных переходов, красивых и умных планировок дворов. Даже вход в эти дома осуществлялся через ограды и калитки с домофонами. Посторонним лицам там просто нечего было делать.
Аптека, магазин обоев, продуктовые магазины и даже стоматологическая поликлиника и ещё многое другое заполнили первые этажи этих элитных домов.

Вот там, в первой линии и появился обувной магазин, переехавший из подвала.
Он никогда не лежал на моём пути ежедневного моциона по магазинам. Мужчины редко заглядывают в такие магазины без надобности. Ну а женщины- им сам Бог велел всё просматривать примерять, даже, если они и уходили ни с чем.

Я тоже, даже ради любопытства, не заворачивал в этот магазин, хотя нужно было пройти лишние пять сотен метров от моего маршрута. Не было необходимости.

И, вот, необходимость появилась! Но к этому времени мы уже владели информацией из Московских магазинов- салонов обуви. Появились в наших головах такие бренды обуви, как Clarks,  Rieker и, не менее известные другие модели. Мы уже не искали что-нибудь, а шли в магазин за тем, что хотели увидеть и купить.
Это было для нашего города совершенно новым веянием.

Жизнь и здоровье толкнули и меня в этот магазин. Утром несколько дней назад решил подъехать пару остановок к этому магазину. Потом прошёл немного пешком. И, что интересно: рядом с этими красивыми домами появились два огромных комплекса- плавательный бассейн, пригодный для спортивных соревнований,  и ледовая арена с искусственным льдом. Раньше на этих местах было поле с редкими деревцами. А теперь, вместе с этими комплексами – это был красавец район.

Захожу в обувной. И что вижу? Два просторных, я бы сказал огромных, зала. Вдоль стен на специальных кронштейнах  очень умело и искусно была расставлена обувь: отдельно мужской зал и отдельно женский зал. Аккуратные таблички сообщали: где обувь – осень, а где обувь- зима. Но, вдобавок к этому, были и таблички с название брендов обуви. Так что покупателю можно было даже не спрашивать продавцов- где и что искать.

В первый день мне навстречу вышла девушка. Ну мужчины- эти – вечные «Казановы», они пришли за обувью, но уставились на это прелестное создание, и я в том числе.
Но девушка сразу подошла ко мне и спросила, что бы я хотел найти. Я сказал ей, что мне нужна обувь фирмы Rieker, и назвал размеры и полноту. Ещё год назад я и понятия не имел о таких фирмах.
Поскольку другие мужчины пришли с жёнами, девушка подала им то, что хотели жёны для своих мужчин, а девушка всё своё внимание сосредоточила на мне. Мужчины в магазинах одежды и обуви всегда выглядят эдакими «болванчиками», тупо примеряя всё, что им дают жёны. Пока она шла через весь зал ко мне, я успел отметить необыкновенную расцветку её платья: она была полосатая как зебра, но эти полоски элегантно облегали её стройную фигуру. При этом, настолько стройную и пропорциональную, что великим живописцам она могла бы стать моделью.

Она быстро принесла мне те размеры и ту полноту обуви, которую я просил и подала ложку для обуви. Мне было непросто выбрать обувь. Что-то случилось с ногами, и я ощущал каждый выступ внутренней поверхности подошвы, и они  эти выступы буквально впивались мне в ноги. Мы отобрали несколько пар, и я сказал ей, что приду через несколько дней, так как должен решить вопрос с ногами у врача. От этого зависело какой брать размер обуви.
Она кивнула и сказала, что в их магазине покупателям всегда рады.

Я не буду вас утомлять своим походом к врачу и его результатом.

 Просто я через два дня я снова оказался в этом магазине. Первое что я увидел: той девушки не было, а я, ведь, так до конца и не успел её рассмотреть.

Вместо неё ко мне подошла ещё более юная девушка, но уже в джинсах и  в         непрезентабельной футболке. Она тоже спросила, что бы я хотел. Я назвал фирму, размеры и всё прочее и сказал, что я знаю, где это стоит. В зале я был один. Позже в магазин зашли две женщины, видимо мать и дочь, и девушка им быстро подала сапоги. Потом она снова вернулась ко мне.

 Я рассказал ей суть моей проблемы. И она, к моему удивлению стала доставать из складского помещения одну пару за другой. Она стояла и с участием смотрела, как я прохаживался в этой паре, и снимал её, говоря, что это не подходит. Через некоторое время была уже восьмая или девятая пара, но она была неутомима и сказала, что без обуви я не уйду.

 Тут подъехала хозяйка магазина и с ней ещё две девушки. Они что-то привезли своё и стали раскладывать коробки в центре зала.

Я попросил у девушки книгу предложений. Обувь я всё же с её помощью выбрал, но сначала хотел написать хороший отзыв в книге. В конце, красиво написанного отзыва, я написал: «Писатель года 2017» и «Писатель года 2018» - номинант премий Союза писателей России. Девушка подала книгу хозяйке. И та пришла в абсолютный восторг:
«Какие люди одеваются в нашем магазине! Приходите, мы всегда будем Вам рады и подберём всё, что Вам будет нужно». 
Они ещё некоторое время возбуждённо переговаривались между собой, а одна из них выписывала чек, который я и оплатил.

Вслух я им не сказал, что в довершение их блестящего интерьера, хорошего знания ассортимента и хороших манер, нужно было бы одеть всех девушек в красивую униформу с бейджиками  и названием магазина. Но думаю, что они прочитают рассказ и непременно сделают это.

 Я бы ещё посоветовал им поставить маленькую кофе-машину, и покупатели могли бы выпить чашечку кофе. Тогда бы Европейский мотив просматривался ещё более отчётливо!

PS. Одновременно в городе происходили и другие изменения. В зданиях бывшего радиозавода появильсь торговые цетры с эскалаторами и кафе. Интерьеры этих ТЦ отличались современной отделкой, стеклянными перегородками, великолепной плиткой, выстилающей полы. Одежда и обувь, продающаяся в них состояла из известных мировых брендов.

31 октября 2018 года.