Гении мистификации

Елена Дунская
Владимир Вавилов и Ремо Джадзотто. Два композитора. Первый жил в СССР, второй в Италии. Причем в одно и то же время. Что связало их в истории музыки? Две блестящих мистификации, обессмертившие их имена. О таком "хайпе", как назвал бы эту историю нынешний гаджет-юнота, можно только мечтать. Мы привыкли, что украденное выдают за свое. Но тут все наоборот. Свое, кровное, приписано давно ушедшим прекрасным авторам. И ни у кого из могучей армии музыковедов не возникало ни тени подозрения на протяжении долгого времени. Лютневая"Канцона" В.Вавилова, приписанная им композитору Франческо Канова да Милано, всем известна под названием "Над небом голубым (Город золотой)", песней, которую вдохновенно сотворили в 70-е годы Анри Волохонский и Алексей Хвостенко. О Вавилове, уверена, они оба не подозревали. И, к слову сказать, самого мистификатора не стало в те же самые годы. Он умер в 1973 году. Затем, на тот момент "бесхозный", шедевр подхватил и выдал за свое сочинение присноязычный "БГ". И только потом выяснилось, что ни он, ни Франческо да Милано тут ни при чем.
А Ремо Джадзотто, до того серьезный музыковед, написавший ряд биографий прекрасных италийских композиторов, одному из них, а именно Томазо Альбиони, "подарил" "Адажио соль минор" для струнных инструментов и органа. Его и сейчас исполняют, как произведение Альбиони. И на наших пластинках оно тоже выходило под его именем. И только немногие посвященные знали правду. История четы Рэтлендов, якобы писавших произведения под именем "Шекспир", так и осталась гипотезой. Но тайна Вавилова и Джадзотто раскрыта, и теперь этот казус общедоступен.
А произведения прекрасны. И наверное, Да Милано, творивший в эпоху Ренессанса и Альбиони, писавший свою музыку в эпоху Барокко, были бы не против, получи они такие подарки вовремя.