73. За предпринимателя замолвлю доброе слово

Фёдор Тиссен
Я был им, предпринимателем. Одним из самых первых был, правда, недолго. Всего лишь три года. Два года советских и после ещё один год. Пытался реализовать идеи, которые пали мне в голову. Надвигался капитализм. Хотелось показать, что есть возможность выстроить его с человеческим лицом. Примером тому должен был стать туристический комплекс полифункционального действия на побережье Катуни от Тавдинских пещер и до Аи.

Возможности для реализации своей идеи у меня были. Самым большим препятствием была агрессивность общественного мнения. Оно было настроено против любого предпринимательства. Хорош тот, кто нигде, ничего не предпринимает. Одна лишь мысль о том, что кто-то получит от своего предприятия прибыль, приводила людей в ярость. Никого не интересовало, куда и на что её потратят. Прибыль – это нажива. Баста.

Это препятствие я не смог преодолеть. Чтобы не слышать никаких упрёков, свою прибыль, всю до копейки отдал в Дом Пионеров. Так работать нельзя. Бизнес - это не филантропия, а организация успешного производства.

Большим препятствием была тотальная экономическая безграмотность населения. Приведу такой пример. Школьная туристическая группа стоит на нашей турбазе возле Тавдинских пещер. Приехали они со степи. Походом довольны. Всем по шестнадцать лет. Никому не хочется идти дальше по маршруту. Им предстояло идти дальше, один день вверх по Катуни до моста, потом ещё день обратно  по другому берегу до Золотого Ключика. До него от нашей турбазы плыть на байдарке десять минут, на моторке три. Попросили переплавить.

Как не угодить родному человечку, брату-туристу!  Все рады без ума, один лишь Саша Казаков, мой заместитель, огорчился из-за того, что никто не спросил сколько это стоит. Это было наше первое лето, мы с Александром Васильевичем Казаковым преследовали лишь изыскательские цели и бесплатно обслуживали учеников своих школ. Своих, но не чужих.
Сидим у костра, Саша мне подмигнул и затеял разговор. Привожу его дословно:
- Борисыч, ты что хочешь их бесплатно переплавить?
- А что?
- Ну так ведь не пойдёт! Или?.
- Конечно,не поёдёт!
- Сколько возьмём?
- По рублю с каждого, думаю, хватит.

У туристов глаза округлились. Одна девчонка, самая активная, возмутилась:
- Это нечестно!
- Что нечестно?
- Хотите по рублю с нас содрать за пять минут!
- Это много?
- Да! Много!
- Хорошо. Наймите носильщиков, пусть они вас тащут на своём горбу до моста и обратно.
- Вы что, издеваетесь надо мной!?
- Нет не издеваюсь. Ты вот, к примеру, понесёшь чужой рюкзак на ту сторону за рубль? Через Усть-Сему!
- Не понесу.
- Ну вот, а говоришь, что много.
- Вы хотите не за два дня, а за пять минут содрать с нас по рублю!
- Вот эти байдарки, моторная лодка, причал, палатки стоят денег.
- И вы хотите эти деньги вернуть.
- Да хотим.
- Это нечестно!
- Мы должны работать задаром?
- По рублю - это нечестно. Так не работают!
- А как работают? Ты работала когда-нибудь?
- Я ещё маленькая!
- У тебя мама кем работает?
- Дояркой.
- Она выше тебя ростом или ниже?
- Ниже.
- Ты больше мамы и для работы маленькая?

Большим препятствием была коррупция. Цитирую диалог, который произошёл между мной и лесничим Айского лесничества Валерием Чесноковым:
- На этой поляне баню построим. Строительный лес нужен.
- Половину мне!
- За что, Валера!? За лесобилет? Я ж его оплачу.
- За то, что ты здесь. Лес не твой, а мой. 
- Лес не мой и не твой, он государственный!
- Я за него отвечаю. Половину мне! Или не запущу.
- Половин то, Валера, всего две. А таких как ты много!

Сегодня наличие миллиардеров в российском бизнесе всех раздражает. Все распоряжения правительства, все указы и законы воспринимаются в штыки как неактуальные, как антинародные лишь потому, что они не направлены на ликвидацию миллиардеров. Их надо всех ликвидировать как класс. Не буду распространяться о возможности и последствиях такого предприятия. Это другая тема. Поговорим о самих миллиардерах.

Кто он такой, миллиардер? Это тот самый предприниматель, который начхал на людскую молву, на агрессивность общественного мнения, тот самый, который в отличие от меня, честного и благородного, сумел договориться со всякими Валерами и реализовал  все свои идеи. 

Я миллиардерам не завидую.  Сужу о предпринимателе не по прибылям, которые он получает, а по тому, как он их тратит. Для одних пибыль - это цель, для других прибыль - это средство для достижения цели. Цели могут быть разными.

Взять хотя бы того же Ивана Южакова, молодого предпринимателя из Иогача. Он вошёл в историю как спаситель легендарного теплохода «Пионер Алтая».

Теплоход этот доставили в 1968 году из Москвы по каналам, по Северному морскому пути через Ледовитый океан, потом по Оби и по Бие на Телецкое озеро. Тридцать лет теплоход перевозил по озеру туристические группы. Одних лишь школьников по сто человек за рейс. После развала страны людям стало не до отдыха. Гудок теплохода ушёл в прошлое вместе с детским туризмом, с конкурсами туристских песен у ночных костров под звёздами.

«Пионер Алтая» стал инвалидом, пролежал на берегу на подпорках почти 20 лет как памятник неудавшейся Перестройке. Зимой и летом с его боков осыпалась на землю ржавчина. «Пионер Алтая» стал похож на утопленника, которого вот уже много лет некому захоронить.

Чтобы не портить своим видом пейзаж, предстояло пройтись автогеном по его заржавленному железному брюху, расчленить на куски, увезти в Челябинск и переплавить в доменной печи на трубы, на рельсы, на вилы, на лопаты...

Этого не случилось. Подрос местный парень Иван Южаков и превратился из простого сельского пацана в успешного предпринимателя. Предприниматель купил ржавую посудину, устроил в ней кафе, кинозал и музей. Прибыль пустил на ремонт. Это был первый случай восстановления такого судна. «Пионер Алтая» воскрес как феникс из пепла и в 2014 году пошёл по Телецкому в свой первый рейс.

Иван Южаков. Низкий поклон ему. Я не знаю этого человека. Одно знаю, теплоходу «Пионер Алтая» предстояло ждать почти двадцать лет пока не вырастет простой сельский парень, детство которого и вся юность прошли рядом с этим причалом. Был бы Южаков моложе, не успел бы «Пионер Алтая» дожить до своего спасения.

А что, разве кроме Ивана Южакова не было никаких успешных предпринимателей? Были ведь. Почему не решились? Можно спорить о том сколь угодно, ясно одно - была, есть и долго ещё будет высокомерная презрительная людская молва: «А-а-а, это тот, который картошку выращивает! А-а-а, это тот, который запчастями торгует! Им бы только карманы деньгами набить, а на нас им наплевать...»

Кому-то наплевать, а кому-то и нет. Предпринимательство. Интересный это термин. Ты не принимаешь, а предпринимаешь. То есть ты должен на что-то решиться, после чего тебе придётся принимать на свою голову всю ответственность, а на задницу все приключения. И хорошие и не очень.