ROMA. Путевые заметки про восхождение на Капитолий

Сергей Владимиров 2
  И ведь знал что будет именно так... Предполагал. С высокой степенью вероятности. О том что город Рим не  разочарует. И всё равно с некоторым охренением к середине первого дня почувствовал себя дурной блондинкой из анекдота. Той, которая не знала как сказать по-русски - "Остановите, я выхожу".  И потому орала - "Хватит! Хватит, блть!!"
 
  Визуально-эстетический удар оказался сильнее ожидаемого. И я поплыл. Поволокло. То ли с Форума на Капитолий, то ли куда то над ними. Не переставая при этом конвульсивно вращать объективом и жать на кнопку Кэнона. Плюс к тому жара слегка под 30. После промозглого московского октября. Плюс к тому косяки нимфеток всех мастей и расцветок. В миниюбках и шортах. В коротких майках с пупами. Плавно проплывающие мимо потерявшегося во времени кренделя в чёрной кожаной куртке. И такой же кепке. В этой куртке он проходил с десяток омских зим - практически все славные девяностые. И вот вытащил её из чулана. И две ночи подряд реставрировал большой цыганской иглой и чёрной синтетической ниткой. Параллельно загружая в черепную коробку гугл-карту Барселоны. Карту Рима он загрузил ещё раньше. До того как осознал что более приличной вещи у него один чёрт нет и придётся штопать эту. Кто ж мог знать... Что чёрный штопаный прикид окажется в высшей степени неуместным. Что навстречу кроме легкомысленных нимфеток попрутся такие же джентельмены. В шортах и сандалетах. Можно назвать их синьорами, но коренные римляне по всем этим Форумам шарятся не так уж и часто. А тут перманентно клокочет некий Вавилон. Сугубо дохристианский. Несмотря на всё густо концентрированное католичество. Ожидание что в октябре всё приглохнет и будет меньше суеты – оказались наивностью. Рим не встанет на паузу и за два дня до последнего астероида. На то он и Форум чтоб была движуха. И не затем сюда явились, чтобы не мельтешить в кадре, все эти негры, цыгане, мусульмане, славяне, скандинавы, китайцы с красными флажками и гомосеки с многоцветными…  Нищие, колдыри и ханыги…  Монахи неведомых конфессий… Калифорнийского вида хиппи… Биржевые аналитики… Торговцы зонтиками, шляпами и магическими артефактами... Музыканты, знающие более трёх аккордов и умеющие заставить себя слушать даже на верхних ярусах под колокольнями. И все эти достойные люди, извините если не всех вспомнил, припёрлись сюда за тем же самым что и я. Словить кайф и поймать поток. Той энергии, которая когда то на заре человечества здесь обнаружилась и с тех пор не может заглохнуть. 
 
  Аж вспомнил, что впервые увидел кое что из этого в 1968 году. Именно в октябре. Каких то полсотни лет назад. Будучи учащимся первого класса. Был не единственным кто умел читать и читал всё до чего мог дотянуться. Но были и те, кто не умел. Им доставалось внимание учителя. А лично я читал под крышкой парты «Историю Древнего мира» для 5 класса. Было интересно и с картинками. Цветными, среди которых я теперь стоял на этом самом Капитолии.
 
  Даже четыре еврея прошло мимо. Правильные такие… С пейсами и в чёрных шляпах. По диагонали через Капитолий в сторону синангоги на берегу Тибра. Мимо театра Марцелла.  Видимо искали субботу начиная с понедельника. Сосредоточенно и не отвлекаясь на нимфеток.  И с некоторым на то основанием. Они тут давно шлындают по этой тропинке. Задолго до апостола Петра её протоптали. Но искал я прицелом зеркалки совершенно не их, а хотя бы одно чувырло в парадной кардинальской форме. Рефлекторно жал на кнопку как только в кадр лезло хоть что-нибудь красное. А лезло оно часто. Но результат прискорбный – какой только красной шушеры не зафиксировал. И среди неё ни одного зачуханного кардинала. Даже в Ватикане, где вообще зарядил мелкий дождичек. И вот не знаю кому задать этот вопрос… Как произвести чейндж? И о курсе конвертации четверых чёрных ортодоксальных евреев на одного красного католического кардинала. На Меа Шеарим? В Папскую консисторию?
 
  А в музыкальном измерении, Рим – это Белый альбом Битлз. Первая часть из четырёх. Это то самое состояние.  Когда слышишь его впервые. Лет в четырнадцать. Вштыривает сходным образом и сносит крышу. Окончательно и обжалованию не подлежит. Это когда ты не можешь поверить в реальность той крутизны, которую слышишь. Просто крещендо упало на голову и произвело сотрясение.  Но за каждым новым углом внезапно открывается нечто гораздо более сокрушительное для психики чем то, что ему предшествовало. И при этом оно совершенно не похоже на то что осталось за поворотом. Примерно так, как на том виниловом диске.
 
  Сложно объяснить… Но для меня существенны все эти купола, колоннады и прочие мраморные ротонды с балюстрадами. Не уверен что это чувство взаимно, но люблю их.  Наградил Всевышний чувак этим нелепым таинственным притяжением. Принято считать что пути его неисповедимы, но думаю что он просто любил приколоться. «Громами ядер на мрамор Рима».  Когда лет в восемнадцать принял решение что остаток жизни буду малевать картинки – вот с этих куполов и начал. Ближе не нашлось. Именно потому не называю своё путешествие «Римские каникулы». Не в связи с тяжёлой затраханностью этого заглавия стройными рядами разнокалиберного мудачья, почтившего эти священные камни своим присутствием.  Просто для меня это более чем каникулы. Мусульмане называют это – Хадж. А те четыре еврея могли сказать – Алия, что можно трактовать как Восхождение.
 
  Хорошо ещё что на второй день тяжесть опьянения несколько ослабевает. Впрочем, без особого похмелья. Лишь трезвее смотришь на окружающие кипящие обстоятельства. И понимаешь правоту сопровождающих референтов-переводчиков. Которые не позволили мне остановиться на жительство в колоритном бомжатнике близ Рома-Термини. Предпочли мелкобуржуазное Лацио. Куда было нелегко добраться – минут сорок если без пробок. От площади Венеции до Виа Магвилиана. Басом намбер 781, который принципиально не признавал над собой расписания и циркулировал чисто от настроения водилы. А если настроения не было – никуда и не циркулировал. Вообще, в городе существенные транспортные проблемы. Метро имеет весьма негламурный вид. Чисто бичевозная структура, в которую залезать следует с осмотрительностью, когда нет вариантов. Его лишь три линии и строительство новых всегда упирается в мраморные руины на пути проходчиков. Эти руины есть и на большом удалении от центра. Странно смотрится такая огороженная древняя рухлядь в Лацио. Во дворе среди современной застройки - ни сломать, ни восстановить невозможно. Но долгий вечерний трансферт на Виа Магвилиана позволил составить представление об нелёгкой жизни простого Римлянина. Ага – над городом светит яркое осеннее солнце, но не радостно на душе простого итальянца. На пару минут вырубившись в этом автобусе – не сразу соображаешь что ты малость не в Омске проснулся. Ну подумаешь что лица пассажиров содраны с полотен Гуттузо… Ну дети на остановке носятся вокруг помоек и орут что то непонятное…  Но сходства больше чем различий.
 
  Удивительно звучит итальянский язык. С непривычки к тому.  Крутые перепады по тону и неподражаемые модуляции по широкому эмоциональному спектру. Слушали с полчаса как две дамы в автобусе обсуждали свою нелёгкую итальянскую жизнь и общих знакомых. Это почти опера.
  - Записал их на телефон. Буду в Москве слушать.
  - Ты хоть понял о чём они?
  - Не важно. Звучит красиво.
  - А мне кажется, я немножко понял. Речь шла про какого то Валентино. И мнения не совсем совпали. Одна констатирует что он конченный мудило. А другая уверяет что ещё не в полной мере. И если его грамотно развернуть в правильном ракурсе градусов на сорок пять – так вовсе даже и никакое не мудило. Но только в лунную ночь.
 
 Вообще,  обитание в Лацио сильно расширило представления о Риме. Никогда раньше не был не только в Италии, но и на всей прочей территории где евро. Потому любопытно было всё, начиная от простого супермаркета. И то как пенсионное старичьё утрами сидит в пиццериях на бульваре.      Пьют кофе и читают газеты о своей нелёгкой жизни. Потом копаются на распродажных лотках со всяким мелким бутором – Всё по 1 (2, 3, 5, 10) Евро.  Райончик Магвилиана-Греви лишён особо выдающейся архитектуры. Автосервисы, шиномонтажки, кофейни, пиццерии и лавочки. Но всё чистенько и заросло роскошными платанами, такими же как на набережных Тибра. Жили у римлянина по имени Карем, найденного через Букинг. В квартирке, превосходящей уровнем совсем не убогую московскую. За приемлемые деньги. Кто летит в Рим – рекомендую, приличный человек. Лишний раз заценил работу сценариста «Клана Сопрано». Даром что про Нью Джерси, а Италия намалёвана весьма фактурно и узнаваемо. У них вот так принято. В частности сидеть по утрам всей мафией у входа в лавочку босса с чашечкой кофе. И прочие ужимки. Когда сваливали оттуда – у 781 водилы был депрессняк и он вообще никуда не собирался ехать. Прождали мудилу часа полтора и рванули на электричку в сторону центра. Без билета ибо его почти невозможно там купить. Словивши лёгкую дозу адреналина вытряхнулись на предпоследней от Рома-Термини станции.
 - 3.14-здец! Мы х@й знает где… Но в Риме. Мечтал об таком лет 55. Пошли гулять дальше.
 
  А гуляние по Риму - бесконечный процесс. Догоняет мысль  - а что тут ещё можно делать? Жить? Работать? Сомнительно. Только и остаётся что шаройобиться от Форума к Пантеону через Пандемониум к Ватикану. В тщетной надежде отловить таки красного кардинала с последующей фиксацией его на флешку. А вечерами квасить кьянти за столиком в мелком средневековом переулке. Кьянти – достойный напиток даже при наличии множества других. Благо этого большой переизбыток и все распивочные обойти не получится очень долго. Но придётся сделать вид что не шаришь по-русски. Ибо местные носители этого языка тебя легко вычисляют в толпе и пытаются лохануть хоть на несколько евро. Дурнее них только местные негры. У этих своя структурированная мафия. К тебе через каждые сто метров подлетает африканец со слониками, цепочками и амулетами и что то вопит про Африку. Уверяет что он твой лучший френд и впихивает в руку какого-нибудь эбонитового элифанта. В подарок. Но как только ты его вцепил – тут и кирдык. Из за угла махом вывалится целый табор и тебе объяснят по-африкански – сколько ты им должен. Ещё их нельзя фотографировать – тоже денег стоит. Вопреки всему я не взял слоника и даже снимал их мелким объективом. Даже поучаствовал в диалоге. Когда он начал орать что «Ай-м фром Кения!!!» - обернулся и ляпнул неожиданно для самого себя – «Барак Обама фром Кения».  Реакция была предсказуема – чувак подлетел от восторга на метр в воздух и принялся излагать как его троюродная бабушка вместе с бараковой мамой одной козе пуп царапали в лунную ночь под баобабом. Они там все родственники с Бараком, в Кении.
 
  А ещё была тупейшая классическая разводка – вцепили за рукав и предложили:
  - Сэр! Инглиш? Мы тут общественный общеевропейский комитет… «За всё чистое доброе и светлое. Против всего грязного, подлого и вонючего». Подпишите нашу Декларацию.
  - Агенст Путлер. Мэй би?
  - О йес! Тэн евро плиз. На благое дело.
  -  Сэнкс. Я его бесплатно буду.
 
  Кроме негров нельзя фотографировать карабинеров. Но им так положено по статусу и уставу. Снимать их приходилось так же украдкой. Европейская бюрократия всё же сделала определённые выводы после гибели людей во Франции. И теперь эти ребята по всему Риму перекрыли доступ для желающих въехать в толпу на грузовике. Чтоб если возникнет какой аллахакбар – всадить в него очередь до того. На собеседование к Аллаху.

  И если бы не лимит во времени эта музыка была бы вечной. Созерцая фотки на мониторе –вижу… Сколь много там ещё осталось крыш и чердаков,  с коих открываются фантастические непредсказуемые ракурсы. Особенно при уходящем контровом солнце. Они остались неотработанными. Но может быть ещё не совсем вечер. Увидеть Париж и умереть? Но насколько мне известно – все, увидевшие Париж, умерли как то не от его вида.

  А впереди было путешествие на «Коста Диадема» по западному Средиземноморью. Против часовой стрелки. Это такой шип размером с пару «Титаников». На одиннадцатой его палубе. Ундо-ундичи по итальянски. А над одиннадцатой палубой там ещё штуки три прогулочных. И даже не особо смущало что на этом фантастическом судне принципиально отсутствует интернет. И некого особо спросить – Шо там в России? Не сдох ли Путин? Но кощеи живут долго. А куртку нужно было везти проветривать чтобы моль не завелась. Хоть она и не жрёт кожу. Но кто знает? На всякий случай. Зря что ли штопал?