О повальной безграмотности

Павел Пластинин
На тему падения уровня грамотности населения в разных областях правописания и «правоговорения» не высказался ещё только ленивый. Таким ленивым оказался я. Поэтому позвольте мне в лаконичной манере изложить то, что накипело в недрах души. Я совсем не хочу впадать в дидактизм, коим грешат многие статьи на эту или похожие темы, поэтому, по возможности, излагать всё буду без лишних эмоций. Прошу меня простить, если допущу остроту или сарказм — не могу я без этого жить! Ещё один важный момент: мне совсем не хочется изображать из себя филолога. Я не волшебник, я только учусь. И потому рассматривать проблему буду с позиции самого обыкновенного, более или менее грамотного человека.

Для начала нужно сказать, что я не страдаю врождённой грамотностью. Даже мне, человеку в конечном итоге из мириад путей выбравшему путь филолога, не всегда удаётся себя контролировать. Но зная, что написал или сказал неграмотно — по чистой случайности ведь! — буду корить себя ещё неделю, а то и месяц. Однако же в подавляющем большинстве случаев ошибки эти я допускаю в разговорной речи, в неформальной обстановке, а подчас и под влиянием свойственной мне торопливости. Однако когда разговор заходит о речи письменной, я превращаюсь в педанта «русской языка», как сказал поэт. Изучив элементарные правила письма, теперь я спокойно пишу целые статьи о правописании.

Да простят меня коллеги, но не хочется мне клеймить и позорить несчастных, которые в силу тех или иных причин делают в повседневной речи неверное ударение. В конце концов, все мы не святые, и не всем говорить грамотно написано на роду. Моё чёткое убеждение: кому-то надо говорить и не правильно. Хотя бы для того, чтобы служить наглядным пособием из серии «смотри, сынок, и так не делай».

Моя главная претензия к безграмотности людей, берущих на себя обязательства речи публичной. Главным образом, к тем, кто сидит в Интернете. Следи за своей грамотностью, ведь от неё зависит престиж производимого тобой конетента. Это, казалось бы, золотое правило для всех тех, кто пишет рекламные объявления, статьи и тому подобные тексты, рассчитанные на массовые просмотры, теперь очень сильно пошатнулось в своём влиянии на умы пишущей братии. К тому, что на форумах и в комментариях к записям различные индивиды пишут «ложим» или «снимале», мы так или иначе привыкли. А если и не привыкли, то, по крайней мере, научились игнорировать подобное языковое поведение. Но ведь теперь зараза безграмотности перекинулась и на более высокий уровень организации Интернет-коммуникации.

Хотелось бы привести несколько примеров хамского обращения с языком. Прошу обратить внимание на то, что все эти примеры мне встретились за последние три дня!

Суббота. По долгу службы мне нужно было написать письмо в официально-деловом стиле. Притом на английском языке. Дабы не попасть впросак, решил почитать что-нибудь о правилах написания такого рода документов. И через некоторое время мне попался довольно толковый сайт с целым морем полезной информации для желающих расширить свои познания в английском. Там же нашёл и недурно составленный раздел по интересовавшей меня тематике. Но его заголовок… заголовок этот выстрелил в моею веру в человечество картечью из дробовика. А звучал он так: «ПишИм письма на английском языке: деловые и персональные». А ведь ссылка на этот сайт выпала в числе первых… после такого встаёт вопрос и о квалификации разработчиков сайта, и об их отношении к своему продукту.
Воскресенье. Случай полегче. Просматривая новостную ленту «ВКонтакте», наткнулся на статью какого-то популярного сообщества. Заголовок статьи звучал следующим образом: «Как вызвать сон на яву». Сами понимаете, дальше заголовка я в своих изысканиях не продвинулся. Зато не преминул возможностью сыронизировать по этому поводу у себя на страничке.
Понедельник. Понедельник, как известно, день тяжёлый. Но я и предположить не мог, что настолько. Сценарий тот же: листаю свою новостную ленту. Рекламная запись, рассказывающая о новом квесте, дословно гласит следующее: «Миссия сверх значимая для всего человечества, вернутся в 1939 в бункер фюрера и предотвратить самые глобальные разрушения ХХ века». И это я взял только самую безобидную часть рекламного текста. Утерянные знаки препинания, приставка «сверх», непонятно почему разлучённая с остальными морфемами… И эта вещь завершила дело своей предшественницы, а именно — добила мою веру в человечество окопной лопатой.
В самом начале статьи я обещал вам обойтись без эмоций. Из последних сил сдерживаю себя, чтоб не нарушить данного обещания. Но… как иначе назвать всё это безобразие, если не самым настоящим вредительством! Неосознанным, и оттого ещё более опасным. Складывается впечатление, что людям, населяющим Интернет, просто-напросто плевать: плевать на читателя, у которого безграмотность записывается на подкорку; плевать на элементарные правила публицистики, на которые так или иначе должен опираться человек пишущий. И от всего этого тотального невежества и наплевательства становится очень и очень грустно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!