Витамины

Светлов Ян
      Случилось это со мной ещё лет…. не помню сколько назад. В общем, когда я была молодая и красивая. Хотя и сейчас я ничего себе. А тогда можно было картины с меня писать. Как говорится, кровь с молоком. Даже со сгущённым.
      Времена были советские, по-своему трудные, но интересные и весёлые. Кто помнит, не даст соврать. Вообще-то всего хватало. Ну, в смысле нужды в предметах первой необходимости не было. Разве что какой дефицитный товар, за которым приходилось очередь отстоять или из-под прилавка с переплатой. А так жили-выживали, особо не горевали.
      Мы сельские жители в город ездили редко. Обходились тем, что вырастили у себя на огороде, в саду и сарае. Всё своё тяжким трудом доставалось. Конечно, когда получка от колхоза на руках, сразу в город тянет. Себе какую обнову, мужу чего нужного, детишкам из одежды или для школы. Пока все магазины и базары оббежишь, день пролетает. Ну и обязательно чего-нибудь вкусненького попробовать: мороженого по пачке каждому, лимонаду попить, конфетами побаловаться или даже шоколадом. А что?! Быть в городе и не попробовать? Как без этого?! Покушать вкусненького я любила. А бывало, расщедришься, махнёшь рукой – гулять, так гулять – и ещё по одной пачке или в киношку на оставшиеся копейки. После спешишь на последний сельский автобус как вьюченный верблюд с мешками, сумками в руках и зубах. И так до следующей получки.
      Но вот пришла пора тётку проведать в другом городе. Всё же родня, и я одно время жила у них, когда в техникуме училась. Доехать не проблема – автобус довезёт, но что везти – вот вопрос. Понятно, они там у себя в городе на колбасах и майонезах по натуральному изголодались. Я каждый раз им привозила домашнее молочко, яички, сметанку, пару потрошёных курочек или тушку кролика, орехи, грибочки, огурчиков засоленных.
      Захотелось мне свой продуктовый набор приукрасить чем-нибудь необычным. Тут как раз перед Новым годом выставили апельсины. Это сейчас они круглый год в супермаркетах горой лежат, пока не засохнут. А в те времена апельсины были экзотикой. Их только зимой продавали перед новогодними праздниками. О всяких там киви, помелах и кокосах даже не слыхивали. Апельсины с мандаринками были приметой приближающегося праздника. Люди за ними в очереди выстраивались. Хоть и дороговато – помню, как сейчас, по цене мяса продавались, но как же без них за праздничным столом. Это-то у городских. А мы, селяне, их не покупали. Дорогое баловство для нас. Зажмёшь бывало в руке кровно заработанные и думаешь как на них умудриться только самое необходимое купить: и то, и другое, и третье. А апельсины? Да уж как-нибудь обойдёмся. Вон яблоки на зиму в погребе собраны, клубника с малиной в банках в виде варенья, калина красуется на ветках. Когда-нибудь в следующий раз. Но понятное дело этот раз никогда не наступал.
      И вот решила я размахнуться и побаловать тётку с роднёй апельсинами. Эх, была, не была! Заняла очередь, стою. Ветер морозный как дунет в лицо. Слышу запах этих самых апельсин, надышаться не могу. А они такие яркие в ящиках лежат на белом снегу и притягивают к себе, как магнит. Интересно, какие они на вкус? Ну, не приходилось мне ещё в жизни их пробовать. Вот же тёткина родня обрадуется! Глядишь, и мне чего перепадёт.
      Стою значит в очереди, наблюдаю. Кто три штуки берёт, кто пять. Дядька солидный в норковой шапке аж целых семь штук купил. Дорогие зараза, а он купил, как будто так и надо. Даже глазом не моргнул. Ему-то что? Он может каждый день ими балуется. Мне-то сколько брать? Стою, гадаю. Тётка моя – раз, дядька – два, моя сестра – три, её муж – четыре, племянников двое. Это уже шесть душ набегает. А я как же? Я ведь тоже хочу вкусненького попробовать. Вместе семь получается. Считай, что я того богатого дядьку в норковой шапке догнала. Дорого выйдет. Но это если всем по одной. А с одной штучки какой толк? Всего на один зуб. Даже распробовать не успеешь. Отстоять длиннющую очередь на морозе, чтобы только облизнуться? Нет, думаю. Так дело не пойдёт. Но если всем по две купить, то сумасшедшие деньги получаются! Да у меня и не будет таких. Выходит дороже проезда в оба конца. Будь они не ладны те апельсины! Гадала я, гадала. Смотрела, смотрела. Считала, считала. Аж упрела от волнения. На улице мороз, а меня жар распирает.
      Впереди меня тётка культурного виду с меховым воротником на пальто. Может врачиха, может какая начальница. Молча стоит и не дёргается. Такой у неё спокойный вид, будто картошку брать собирается, а не экзотический фрукт. Я уже к ней и так и этак, хотя виду не подаю, что неуч в этих апельсинах:
      – Скажите, уважаемая, как по-вашему, сегодняшние кислые? А то пару дней назад покупала, так показались не очень.
      Тётка глянула на меня поверх очков. А что на меня смотреть? Барышня я тогда видная и лицом, и телом была. В гости к тётке надела самые лучшие наряды. Разговаривать по-городскому умею. Всё же не зря в техникуме три года отучилась. Сошла за свою.
      – Это вам, милочка, скорее всего турецкие попались. Те действительно бывают с кислинкой. А эти иранские. Они и крупнее, и сочнее, и слаще, и корочка у них тоненькая. Всё дело в климате. В Иране всегда жарче, чем в Турции. Оттого такой вкусовой контраст. Мой муж, например, сладкие не любит. Он больше предпочитает с кислинкой, а я вот сладкоежка. Хотя, если откровенно, то и те и другие просто кладезь витаминов. В любом случае не жалейте. Зимой любые полезны. Бананы бананами, а вот апельсины – это что-то. Их чаще других фруктов необходимо кушать. Особенно по утрам на пустой желудок. Это и пищеварение, и цвет лица, и иммунитет, и…..
      Эх, думаю, знала бы ты, уважаемая…. Да ладно уж. Киваю головой в ответ, слушаю и слюной давлюсь от её слов. Раззадорила она меня до того, что когда моя очередь подошла, я уже смотрела на те клятые апельсины голодными глазами. Вот прям казалось, если сейчас не куплю, то просто помру возле ящиков. Но лучше сначала попробую, а после можно помирать.
      Продавщица в белом переднике, одетом поверх телогрейки, равнодушно так спрашивает:
      – Сколько?
      – Десять! – почти крикнула я. И уточнила: – Штук!
      Решение как-то само собой пришло. Детишкам так уж и быть по две. Это уже девять на всех. Ну, и мне ещё одну. За труды и мучения в очереди. Эх, гулять, так гулять!
      Отошла я с полной авоськой оранжевого добра в руках. До отправления автобуса ещё далеко. Значит, значит…. А глаза уже ищут укромное местечко. Не буду же я всю дорогу на них смотреть и нюхать. Надо бы, наконец, попробовать то, что я купила. Как без этого? К тому же в этой куче моих две штуки – законные.
      Зашла в здание автовокзала, присела в уголке на скамейке, отвернулась от людских глаз, достала одну, поднесла к носу. Запах! А когда пальцами чистила, так вообще вся пропахлась брызгающим соком, словно духами цитрусовыми. Отломила дольку, положила в рот, и вот оно блаженство! Матерь Божья, какая вкуснятина! Везёт же всем этим туркам с иранцами. Райское наслаждение каждый день у них такое. И аромат, и сок, и мякоть. Даже корочки. Женщина из очереди говорила, что их можно подсушить, а после в чай добавлять для запаха. Я бы с удовольствием, но нельзя.  Моя тётка с тяжёлым характером. Узнает, что я ела без них апельсины, будет дуться и ворчать. Потом докажи, что только одну попробовала. Никогда не поверит. Жалко было выбрасывать корочки, но пришлось. Осталось девять. Ну и ладно.
      До отправления моего автобуса время ещё есть. Интересно, вот зайду я к ним в дом. Тётка, как обычно, спросит с чем я приехала, и что мне тогда делать? Раздам всем взрослым по одной, а детишкам по две штуки? А если мужики на работе будут или она меня опередит, и сама их выложит на стол? Что тогда? Тогда всё пропало. Это ж я им привезла гостинец, и уже как-то неудобно брать себе. А съем как я свою вторую апельсинку, и больше не буду по такому поводу волноваться. А они со своими пускай поступают, как хотят. Как раз восемь штук останется. Четыре взрослым и по две малышам.
      Тут мой автобус подъехал на посадку. Стали пассажиры места занимать. Я свои сумки по багажнику рассовала. А апельсины, как самый дорогой подарок, при себе оставила. Мало ли что. Выйдет кто раньше, полезет в багажник и потянет за собой. Они ведь такие яркие в авоське, сразу в глаза бросаются.
      И вот еду я, дорога долгая, а они передо мной лежат. Мячиками подпрыгивают на коленях. Вот же родня обрадуется. Больше детишки, а тётку ничем не прошибёшь. Ох и тяжёлый она человек. Ей что апельсины, что без них. Они баловство для неё и только. Сколько она прессовала меня в студенческие годы, сколько крови моей попила. А что поделать? Терпела, как могла. А дядьке, так вообще кроме водки ничего не нужно. Ему апельсинка до одного места. Проглотит и не заметит. Или начнёт ею водку закусывать. Точно! Так и сделает. Испортит подарок. А та из очереди говорила, что полезные они, в них куча витаминов, и кушать их зимой нужно каждый день. Короче, обойдутся. Вот эти шесть оставлю для сестры с мужем и по две детишкам. А две съем. Что-то я не распробовала первые. Аппетит он ведь во время еды приходит. Та из очереди говорила, что нужно есть медленно по одной дольке, тогда ощущается весь аромат. А я вначале по дольке, а после накинулась с голодухи. Так что получаю наслаждение прямо в автобусе. Пускай пассажиры думают, что я дама со вкусом, а не только могу мешки с сумками по багажнику рассовывать.
      Остановились по пути в каком-то городе. Ну, там ноги размять, перекусить, в туалет сходить. На автовокзале народ снуёт туда-сюда. Вышла и я с авоськой. Хожу такая гордая. Торгашка из киоска зазывает на пирожки. Ха! Разве не видно, что у меня в руках? Сравнила свои пятикопеечные пирожки с апельсинами. Между прочим иранские, сладкие, тонкокорые, с витаминами.
      Я бы конечно сейчас пирожочек съела или даже парочку, а после апельсинкой на десерт закусила бы. Но лишних денег нет, последние на дорогой подарок потратила. Пассажиры с автобуса выскочили и как назло передо мной пирожки лопают, на мои апельсины пялятся. Нагоняют аппетит.
      Не помню, как рука сама потянулась в авоську и нащупала пупырчатый шарик. Вот вам всем! Давитесь пирожками, а я благородными фруктами перекушу. Пирожки я и дома в любое время могу, а апельсины когда ещё. Ну и что? Сестра с мужем обойдутся. Они же взрослые. Всем взрослым домашние продукты сойдут, а детишкам ещё расти и расти. Им как раз витамины нужны. А то некрасиво получится – старикам нет, а молодёжи с детьми да. Всё лучшее детям!
      Наконец я распробовала апельсины. Ох, и вкусные же они! Маловато правда. Что там с двух штук. Не наешься. Голод сбила и только.
      Сели в автобус, поехали. Слегка задремала я. Даже во сне слышу запах апельсин. Вот ведь как они мне в душу запали. А когда глаза открыла, то получилось, что я одну руку за голову закинула. А она сползла на лицо и ладошкой под самый нос. Спохватилась, а где ж мой подарок витаминный? Фу ты! Слава богу, на коленях лежит. Авоська большая, а в ней всего четыре штучки. Не густо.
      Не знаю, как так получилось, но пока я до тёткиного города доехала, у меня в авоське только ветер гулял. Сперва меня подбила мысля, что Бог любит троицу, и будет в самый раз, если двум детишкам по одной, ну и сестре, как мамочке одну. Потом вспомнила, как меня в детстве сестра обижала, и ей всегда лучшее доставалось. Забрала я её апельсинку в качестве запоздалой компенсации. А уж напоследок вовремя сообразила, что оставшиеся две штуки в пустой авоське будут смотреться как-то сиротливо, и только подстегнут мою наглую тётку на подозрительные мысли. Ну не поверит она, что я – любительница вкусненького покушать, всего две штучки купила. Потому, чтобы не давать поводу, приговорила последние.
      А и ничего. Нет апельсин, нет вопросов. Им спокойнее и мне приятно. Зато напробовалась экзотики от души. Пускай скажут спасибо за домашние продукты, которые я им в сумках и мешках каждый раз пру. Апельсины они и сами купят. Люди они не бедные, могут себе позволить. Правильно?
      Добралась я до их дома. Дверь открыла тётка. Не успела я войти, а она уже кричит бесцеремонно своим:
      – Ой, люди добрые! Посмотрите на неё! Осторожнее с ней! Не обнимайте и не целуйте!
      Глянула я в зеркало и ахнула – всё моё красивое лицо красной сыпью пошло, аж страшно стало.
      Тётка дальше голосит:
      – Они там, у себя в селе, все грязные, не моются! Не дай бог коросту какую-нибудь нам привезла!
      – Что вы, тётя! Это, наверное, от перемены климата так меня разобрало.
      Поселили они меня ото всех отдельно, как прокажённую. Выделили личное полотенце, миску, чашку, ложку. Я сама вначале испугалась, а после сообразила. Это же апельсины! Ну, перекушала немножко. С кем не бывает? Не рассказывать же им. Пускай думают, что короста. Само собой прошло через три дня.
      А когда домой верталась, подумала, попробую им в следующий раз бананов или мандаринок привезти. Они их ещё не пробовали. А надо бы. Всё же витамины!

26 октября 2018 г.