Часть 6. Тайна архива братьев Пушкиных

Владимир Конюков
Часть 6. Тайна архива братьев Пушкиных.



     Итоги войны с французами показали необходимость, со скрипом натужно, с медленным осознанием русского народа в становлении своего языка, неизбежность потребности  в   создании русской словесности и литературы. Преодолеть засилье страны влияния иноземного и начать надо с популяризации национальных ценностей. В первую очередь, звучания русского языка.
Как всегда, народ «долго запрягал, потом быстро ехал». Десять лет на раскачку до 1823 года и затем, удивил мир новым литературным языком – пушкинским русским в первых главах романа в стихах «Евгений Онегин», поэта Александра Пушкина.


     Простой народ итоги войны знал в одном понятии – победа!
Расклад победы, итоги сражений, выводы, происходил и десятилетия после окончания войны.
Люди, армии, поведение воина в экстремальных ситуациях. Подвиги, предательства человека с оружием, писатели освещали в меру границ цензуры того времени.
Кто был во время войны «русскою душою», а кто нет или так себе, разбирательства шли до конца столетия. Литература века не стояла в стороне.

     После итогов кампании по завершению и свёртыванию военных сил на европейском направлении, в российском обществе начались разборки, кто и как вёл себя на фронтах. Предпосылки были существенные.
Присоединение территорий Северного Причерноморья по итогам войн с Османской империей, повлекло увеличение и так значительной прослойки католиков в российском обществе.
Значительная католическая диаспора постепенно образовывалась с вхождения Польши в состав России с 1792 года

     Выводы по итогам войны, что католики силой войны хотели подчинить православие, а православных искоренить,… молвой облетело все уголки и утвердилось в религиозное напряжённое противостояние. Призывы власти к веротерпимости, как «сквозь ушей». 
Работа, устройство на службу, препоны отбора по религиозности кандидата, туго приходилось тем, у кого родова, даже древняя, католическая. Одно христианство, но пути господни к истине разные…

     При дворе, при губернаторстве, уездах, при церковных советах, были спецотделы.
Назначение на любые должности в империи стали проверять тщательно вероисповедание, на гражданскую службу или на военную. Письменные требования с письменными же, заверенными личной подписью ответами.
Не избежал такого дотошного сита вопросов поэт Лермонтов, на учёбу в университет, писал подробный отчёт о происхождении.
«В 1830 году, при поступлении в университет написал: «свидетельства о роде... прилагаю».

     Не просто складывались отношения с властью у масонского куратора Пушкина, князя Петра Вяземского. Он был непосредственным участником ополчения в 1812 году, получил награду, но был взят в «оборот» церковью. Кампания поиска сочувствующим католицизму, преследование иезуитов по всем пунктам, начиная с их учёбы на «пехотинцев» Папы Римского, молодой Вяземский учился на такого.
Принял православие из материнского древнего ирландского католического, и к такой категории у службы Митрополита был спрос особый, стал ли он русского духа, преданным православию. Был кем во время войны? Как воевал…
Не выдержал пресса давления, решил сбежать за границу, через заграничные выходы знакомых, искал католический род матери в Ирландии.

     … Пушкин – застрельщик, с опозданием, но начал романом в стихах на русском языке «Евгений Онегин».
Не сам и это понятно. Ему подсказали, даже потребовали, а царь, приказ не издавал, но направление на вид литературы дал явственный…
Вместо всякой «Вольности», за которую надо наказывать, высылать в ссылку, написал бы лучше… путешествия Онегина.

     … Тем и уникален Пушкин, размышления о человеческой вольности, с точки зрения власти: только «отпусти вожжи», дай народу разгуляться вволю… И цари, как пастухи будут, если блюсти законы будут первыми.

«                … учитесь, о цари:
 Ни наказанья, ни награды,
 Ни кров темниц, ни алтари
 Не верные для вас ограды.
 Склонитесь первые главой
 Под сень надёжную Закона,
 И станут вечной стражей трона
 Народов вольность и покой».                («Вольность ода», 1817 год, поэту 18 лет)

     … Карамзин…
«Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) -  историк, крупнейший русский литератор эпох и сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского»
«В феврале 1818 года, Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Незаконченный 12-й том был издан после его смерти...». Энциклопедии.

     Был старовер, староверческих взглядов. Сторонник старого патриархального уклада жизни, взглядов учения Старого Ветхого Завета. К концу жизни стал… монархистом!
Написал труд «История государства Российского» «ветхозаветным» стилем, получил жаргонное вековое уважительное напутствие за это.

А ещё, был «западником». Пересмотрел в пользу, отношение к Новому Завету, а всё от того…, сблизился с правящим царским двором, а при дворе Совет Митрополита..

     Беседы поэта с Карамзиным. Что говорить о молодом Пушкине, влияния на него ещё одного  наставника, литературного учителя Василия Жуковского, мастера русского языка, который был не менее близок к двору. Даже ещё ближе, чем Карамзин, потому что учил русскому языку, семью императора, его многочисленных родственников.
Создал школу русского языка при дворе, позднее периодически в ней преподавал науки будущему императору, сыну Николая I, а пока цесаревичу Александру, поэт Пушкин.

     Карамзин, поглядывая на Пушкина, говорит,
«Но имя русское имеет для нас особенную прелесть…». -  Вот бы и написали поэмку, в старом роде, шутливую, пристойную и изящную.
Пушкин внял, написал «поэмку» на русском языке «Евгений Онегин», чем поразил отечество и мир рождением российской словесности.
А Жуковский говорил Вяземскому, вогнав того в многолетнюю зависть к дарованию юного Пушкина…
  «Это надежда нашей словесности… будущий гигант…, который нас всех перерастёт».

     Пушкину говорили, советовали: царь, умы Отечества Карамзин и Жуковский. Его учило окружение, друзья и даже недруги, остепенись! И от царя будет всё и многое.
Талант понимал, свои прегрешения перед властью замолить можно, но «через себя»…

 «Я стал умен, я лицемерю —
 Пощусь, молюсь и твердо верю,
 Что бог простит мои грехи,
 Как государь мои стихи».                ("В.Л. Давыдову", апрель 1821 года.)

     Почему поэму «Евгений Онегин» Пушкин написал на русском языке?
Вопрос необычный от… Обстановки тех лет, правление Россией немецкими корнями, всех императоров, в народе выражение простое, немцами.
Причин много помимо тех, о чём в главах моих публикаций.
Основное, становление в разной форме российской словесности в империи.
Правящий двор грубо, нагло силой, препятствовать этому не мог. Проблемы крепостного права, общение крестьян на родном старом старорусском языке, а правящего общества на чужих европейских языках и были, в том числе, предпосылками к «декабрьскому» восстанию 1825 года. Разрыв народа по социальному языковому признаку.
… Пушкин в это время был в ссылке, под присмотром местных властей, в родовом имении, Михайловском. Из писем известно, его переписки с литераторами, он откровенно страшился по итогам разбора и наказаний, разогнанного бунта, что и его арестуют, отправят в Сибирь.
От чего такая паника?
Непосредственно не участвовал, не призывал никого свергать.

     Частично ответ, в том самом тайном втором архиве произведений поэта, созданный им с братом Львом. Поздние «огорчения» князя Вяземского, жалостливые сожаления, что было у брата, ему не досталось.
Тайна изъятых стихов у «декабристов», судьба их. Куда делись и почему Вяземский, был консультантом государя Николая I, по распознаванию текстов эпиграмм, куплетов, 1,2,4-стиший. Не мене 2-х полноценных томов пушкинского сокровища, (это были большинство, именно пушкинские произведения), текстов стихов, отобранных при арестах, обысках у восставших офицеров элитных полков царской армии.

     Тексты поэмы, в том числе, «Евгений Онегин» двух написанных глав. Чем «Евгений Онегин» был интересен военным, офицерам?
Онегин их современник, вот и всё. Ещё, имя Пушкина, гремевшее в войсках, писал о войне и армии. И сложение текста, мастерское, высокой поэзии.
«Евгений Онегин» использовался «декабристами», как произведение, написанное для народа, крестьян. Лозунги и призывы восставших были, «Долой крепостное право!»
Страна рабов, в пушкинских стихах, было в лозунгах восставших офицеров,

«И скоро, скоро смолкнет брань
        Средь рабского народа,…»

Одно это двустишие не из поэмы, говорит о революции… Восставшие декламировали «… Онегин» двустишие, он с ними.

 «Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! — взываю к ней;…»

     Тексты первых глав, «Евгений Онегин», в рядах восставших на русском языке, призывы офицеров, русскому русские земли. Покончить с иноземцами, русский язык для русских.
Крайние националисты, где был и его масонский куратор Вяземский, использовали «Евгений Онегин» на русском языке ещё виртуознее. Их лозунги, всех не русских выселить на окраины империи или выгнать за границу страны. Оставить только русских в империи, без всех остальных… славян!?
Поэма Пушкина была пропагандой, вне сомнения, в противовес иностранному правлению. Роман в стихах на весь период писания до конца, благодаря молве воздействия на умы народные, был под пристальным надзором цензуры.
Другой вопрос, литературное произведение на русском языке, а какая его сила в той обстановке.
Использовали восставшие военные сполна… Предвидел поэт такое? С его умом,… и нет сомнений. Не без оснований опасался отправиться на каторгу…

     Александр Сергеевич боялся последствий не зря, при разбирательстве, можно было повернуть в любую сторону, чтобы его отправить по этапу в Сибирь.
А повернуть при разбирательстве, жандармское ведомство Бенкендорфа, могло по признакам, в какой форме написана поэма. Главное, почему две главы поэмы написаны именно перед бунтом военных? И особенно подозрительно, на русском языке, до этого он всегда писал на государственном, французском.
В ней много подтекста, намёков. Присутствует тот самый знаменитый пушкинский литературный шифр и код к этому шифру легко подбирается восставшими военными.
Уже загадка, написать в то время на русском что – то объёмное,
считалось, это на русской – то земле, языком крепостных, бомжей, скитальцев, бедных и убогих.
Риск семейству дворянскому пушкинскому, сплошь говорящая на иноземных языках, грамотная прослойка империи могла и бойкот устроить.

     Более глубокое исследование подсказывает…
Одну из загадок поэмы «Евгений Онегин», можно разгадать, посмотрев на форму написания, составления текста. Почему написана, именно, на русском языке.
Предварительно обратившись снова к Карамзину.
«Карамзин… прочёл предисловие… «Верую».
«Библия для христиан то же, что для народа история…»
Он читал и поглядывал на Пушкина…
- Вот бы и написали поэмку, в старом роде…
И одно из понятий фразы «… в старом роде…», для того времени,…  в виде Библии.

     Книги Библии состоят из книг Ветхого и Нового Заветов.
Много книг. Каждая книга состоит из глав в виде тетрадей. Каждая глава со своим началом и окончанием.

Внял поэт совету Карамзина. Построение глав поэмы «Евгений Онегин» соорудил по принципу, есть начало и есть конец. То есть, любая глава могла служить окончанием, вот откуда идея, назвать поэму романом в стихах.
Каждая тетрадь – глава, «Евгений Онегин», состоит из отдельных стихотворений или группы, у которых есть и начало, и конец. То есть, любое стихотворение может быть самостоятельным, продолжением текста или окончанием очередной главы, например:

«Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! — взываю к ней;
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей.
Под ризой бурь, с волнами споря,
По вольному распутью моря
Когда ж начну я вольный бег?
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил».                Из 1-ой главы «Евгений Онегин»

     Одна из тайн второго архива всех произведений Александра Сергеевича, одесского периода, скрытого братом поэта, Львом Сергеевичем, это…
Сожаление по этому поводу, масонского куратора, князя Петра Вяземского, из него ему ничего не досталось.
Как раз события в несколько лет перед «декабрьским» восстанием 1825 года, якобы переданные  на хранение поэтом произведения, невозможные к публикации. Но!
Лев Сергеевич был и курьером, поэт под надзором в ссылке… Брат возил, пересылал, переправлял и продавал без публикаций, творения брата Александра.
Кому? Многие стихи оказались на руках восставших офицеров! И с ведома старшего…
Коими не так распорядился, ругались. Мирились…
После подавления восстания, изъятые, долгое время изучавшиеся шефом жандармов Бенкендорфом, по свидетельствам «пушкинистики», (чьим? Какой?), уничтоженные властью.

     Из «самиздата» 70-х прошлого века.
Было обсуждение риторического вопроса - проблемы. Никому и в голову не могло прийти, даже злой власти, уничтожить пушкинские стихи, даже крамольные.
Консультантом для распознавания, царь приглашал… Вяземского, знавшего прекрасно стиль, манеру Пушкина. Удивительное по времени, как раз, разбирательства и с крамольной «Гавриилиадой». Совсем поразительно, косвенно обвиняемый в участии в восстании, князю неожиданно государь жалует должность в центральном банке Министерства финансов империи!?
Разбирательства с «декабристами» шли несколько лет, вплоть до начала 30-х того столетия. Стихи не были уничтожены! … Полноценные два тома, подавляющее большинство на русском языке.

     О них настоящие друзья заговорят после смерти поэта и спросят у Вяземского…
Ещё позже князь отнекивался, оправдывался,
«С ним, (со Львом, авт.), можно сказать, погребены многие стихотворения брата его не изданные, может быть даже и не записанные, которые он один знал наизусть».
Хитра отговорка на… не уничтоженный жандармами архив и сплетни многолетние масонов после, царь тоже писал хорошие стихи, как… Пушкин.
Отвести от обвинений масона Вяземского, чтоб не обвинили в плагиате…

     Многолетняя молва в Одессе о брате Александра Сергеевича, сейчас оформлена в справочники.
«Племянник Антона Дельвига Андрей Андреевич Дельвиг, видевший Льва Пушкина в салоне своего дяди, вспоминал:
Он был остроумен, писал хорошие стихи, и, не будь он братом такой знаменитости, конечно, его стихи обратили бы в то время на себя общее внимание. Лицо его белое и волосы белокурые, завитые от природы. Его наружность представляла негра, окрашенного белою краскою».
Похоронен в Одессе на 1-ом Христианском кладбище. Умер в 47 лет от болезни, работал в таможне  морского порта.

«Лев Сергеевич был среди восставших на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Встретив там В.К. Кюхельбекера, он получил от него палаш, принадлежавший разоруженному толпой жандарму. Затем Кюхельбекер подвёл Льва к А.И. Одоевскому и представил как "молодого солдата". В своих показаниях Кюхельбекер, правда, утверждал, что Лев Пушкин пришел на площадь "из одного ребяческого любопытства".

     Метод воспитания офицеров, царём Николаем I за участие в восстании тех, кто был в районе Сенатской площади «из одного ребяческого любопытства», был -  направление на службу в «горячую» точку. Лев Сергеевич Пушкин был отправлен на фронт, в персидско-турецкую  кампанию на два года, 1827 - 1829.

     Обладая феноменальной способностью памяти, хранил в себе второй архив брата в себе? Не исключено.  Вот почему был бум в 70-80х годах прошлого века, поиск во всём Северном Причерноморье, а не только в Одессе, что ни будь из наследия поэта.
Тайну, найденных  у «декабристов» виршей брата хранил он.
Завещание Александра? Да! Эпиграмм, посвящений, пожеланий, любых пушкинских слов и… на бумаге, одесситы в это верили всегда.
Строк отдельных стихов из поэмы «Евгений Онегин» на русском языке.


Конец 6 части.
Продолжение следует.