Эссе на книгу Виктора Каблова Желание полета

Андрей Шеланов
      Так получилось. Это эссе приобрело форму дневниковых записей. В начале  рождалась только одна мысль, выливающаяся в пару строк, и думалось - остальное потом, когда отлежится и отточится осознанное. Самое главное: желание найти и не отпускать эту тонкую нить, связывающую духовное состояние Автора и своё причастие. Дневник – это для себя, но подспудно для других, для всех.

            «Поэт в России - больше, чем поэт». Эта строка из известного произведения Евгения Евтушенко «Молитва перед поэмой» рефреном проходит по моим записям. Не найти более точного определения своего впечатления при знакомстве с Поэтическим Миром  Виктора Каблова. Помнится, Евгений Александрович в «Молитве…» просит помощи у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Пастернака, Маяковского в продолжение их Песни жизни. Поэт Виктор Каблов пропитан  духом Великих и его Слово выверено и огранёно, звонко и душевно, выстрадано и переосмыслено по-своему, по-авторски.

            В основу записей легло знакомство с Книгой Виктора Каблова «Желание полёта. Стихи с картинками» 2018г., а также нередкое посещение странички моего Друга на  сайте «стихи.ру.». И первое, что пришло на ум – это Судьба, это Его Величество Случай, которые негласно управляют нами в счастливом приобретении или в знАчимом и судьбоносном знакомстве. Ты приобретаешь совсем другие творческие силы, твой мир обретает новые краски! Ты, наконец, находишь опору и плечо соратника,  сподвижника в своих поисках  Пути. Многие «неразрешимые» вопросы находят свой логический или алогичный ответ. Главное – это происходит ненавязчиво, исподволь, не по-панибратски: с тобой делятся сердечно своим, сокровенным, пережитым. Это наиболее ценно!


   - Я пробивал лежалые пласты,
     Я рылся во тьме без отдыха,
      ……..
      ……..
     Возможно, я просто обычный родник,
     Но если устал ты,  дорогой измучен,
     Хочу, чтоб губами ко мне ты приник
     И пил мою чистую сущность. –

                «Родник».

         
      Можно разве пройти мимо и не испить,  не принять этот Дар, не испытать эту Благость и не постигнуть Сущность?!  Не это ли продолжение Песни Достойных?!
Такое стихосложение мне по духу и сердцу: и цепляет, и масса поэтических находок. Есть, где развернуться со своим  складом ума, хочется создать нечто подобное, а это, согласитесь, - крутой показатель качества прочитанного!

     - …Все стали прозрачно-хрустальными,
           Невидимыми, нереальными.
           ………..
           ………..
           Неслышно обрушился звездопад
           На грешных, безгрешных, неправых и правых… -

                «Лилось и слипалось лиловое»

    Возможно ли ТАКОЕ восприятие простому глазу, возможно ли наткнуться на ТАКОЕ в обыденности?! Да! Да! Если по духу и восприятию ты САМ  «закатно-печальный»,  «тревожно-невинный», «прозрачно-хрустальный».
    Захотелось ответить своим навеянным, сокровенным, -
                - Я выстланным шагом иду по безбрежию,
                Восходы, закаты люблю пуще прежнего! –
Добавив, - Виктор, стихи у тебя великолепны, теплозащитны – добротные, душевные, талантливые! ИскренЮ! –


      Объединяя два коротких по построению, но очень глубоких по содержанию стихотворения: «Пряча мысль за молчанием» и «Во мне звон золотой», приведу к вниманию две строки:

                - И только иногда, изнутри кто-то крикнуть хочет,
                Чтобы я умнеть перестал. –

                - И ловлю, словно снег, своих дней мишуру,
                И, как смех, сочиняю свой стих. –

  Не правда ли, нередко ловим себя на мысли, - а не пробежаться ли босиком по траве, не взбрыкнуть ли жеребчиком перед «катастрофической» проблемой, не подмигнуть ли Фортуне «лиловым глазом»!? Ай да, Виктор!



      Обнажённой душой, по-маяковски (но без подражания),  начертаны следующие строки:

                .-…Свои растеряв умы,
                Ткнули в небо
                Пустым флагштоком!
                И небо тогда, осерчав,
                На ничтожных,
                Мочилось
                Дождём на них  хладнокровно,..-

                «Как пусто небу…»

  Первая реакция на прочтение у меня была: это про них – ничтожных с «пустым флагштоком», ХЛАДНОкровных! Действительно, вопить им прямо в ухо, - где умы растеряли, сирые? Им плюй в глаза – всё божья роса! Может быть, грубо, по-своему, но  так задел меня Автор.



      Два посвящения объединил я одной темой – это потрясающе обаятельное и душевное отношение  к человеку во всех его ипостасях: будь то Великий лётчик или простой Рабочий «подготовки»:

                - Жаль ты не сядешь в самолёт.
                И на земле всегда ты,
                Но, чтобы был в науке взлёт,
                Ты сделай мысль крылатой. –

                «В полёт!»

и следующее:

               - Когда выходишь ты из «подготовки»
                То по-другому ты глядишь на белый свет! –

                «На шинном»

  Поэт сам раскрывает тему. В первом случае, - желание летать – внутреннее желание свободы, желание воспарить над рутиной…,  а еще – это потребность в свободе и раскованности мысли. –
  Во втором случае Автор размышляет, - да, есть места, где работа то ли каторга, то ли подвиг… -
  Лучше и не скажешь.



      Можно ли объединить  в одной Книге Любовь к Женщине, Любовь к Природе? Можно! Это душевный и духовный мир Поэта!

            - К утру, когда стихает
              И кажется, что я схожу с ума,
              Я захожусь стихами и без памяти
              Плыву с улыбкой в голубой туман. –

                «К утру».

         - Забвение в объятиях любимой,
           Полёт и невесомость в поцелуе.
           В глазах сверканье, молнии и дымы
           И голубые, розовые струи… -

                «Нахлынет, краски смыв, ночная темнота…».

          - В медвяных росах шепчут перелески…
            Пруды тебе кувшинками кивнут,
            И солнце радугу раскроет в рыбьем всплеске,
            Круги и блики по воде улыбками пойдут. –

                «Попробуй!».
         

  Сколько душевной ранимости и незащищённости в этих строках! И, в то же время, сколько экспрессии и желания подарить свои искренние чувства! Так и только так воспринимаются эти стихотворения. Ты вместе с героем переживаешь, ты СОЧУВСТВУЕШЬ! В этом секрет преподнесённых Автором строк.


      Стиходелика (авторский термин Виктора Каблова), рубаи, «Лаборатория слова», комбинаторно-стохастическая поэзия, поэма предрешения «Домик без крыши» - это второй интереснейший мир Книги «Желание полёта…». Что объединяет эти циклы и  формы?  Поэт сам отвечает на этот вопрос:

                - Я знаю силу слов, я знаю слов набат.
                Они не те, которым рукоплещут ложи.
                От слов таких срываются гроба
                Шагать четвёркою своих дубовых ножек. –

                «Я знаю силу слов…Маяковский»


      Поражают, эмоционально захлёстывают, удачно высвечивают поэтические грани Книги авторские рисунки и фотографии, иллюстрации из Интернета. Утончённый художественный вкус Автора не навязывает, а раскрывает всю глубину не только содержания материала, но и сюжетной линии произведения.
Сюжет? А вот он:

                - Всё скрытое в душе открылось раной,
                Любви, Добра, Обид и Боли имена.
                Не нужно с берегов давать названье Океану.

                В основе всех вещей лежит Ничто и Нечто.
                Во мне два мира встретились и разошлись –
                Я стал сосредоточьем этой встречи. –

                «Ко мне. На всём лежит густое покрывало».



      Душевная позитивная наполненность, братское ощущение теплоты – вот то послевкусие, когда закрываешь заключительную страничку этой книги.  Что Я, кто Я для Автора? Я его соратник и сподвижник, я сочувствующий его душевным и поэтическим порывам и изыскам. Мне по душе, по сердцу его мировоззрение и мироощущение, его чуткое до болезненности отношение к Его Величеству Слову, к Его Величеству Случаю, к Её Величеству Природе во всех её проявлениях.
     Спасибо тебе сердечное и искреннее, Автор, Поэт, Друг!


      Эссе  написано мною, Шелановым Андреем, и посвящено книге Виктора Каблова «Желание полёта. Стихи с картинками» с разрешения автора.
     Я, Шеланов Андрей, разрешаю автору книги -  Виктору Каблову использовать рукопись в полном или частичном  объеме по своему усмотрению: на страницах своих произведений или на сайте «стихи.ру».

                27.10.2018 А. Шеланов.