Забавы на реке Илёк

Виктор Минченко
      Лето после окончания первого класса подходило к концу. Витя, как и в прошлые годы, проводил его у бабушки, в родной деревне. В палисаднике буйствовали разных цветов и оттенков астры, предвестники  осени. Деревенские огороды одаривали сельчан богатым урожаем. Ребятам в это время - раздолье. Каникулы ещё не закончились, погода стояла на загляденье ласково-летняя.
      Рано утром, как и у взрослых, домашние хлопоты и поручения. Ну а потом уличной ватагой, через огороды, – к речке. Свобода!..
      Компания сверстников сначала собиралась на улице. Краюха ржаного хлеба и соль заранее припасались из дому. Всё остальное для детской трапезы на природе росло в огородах. Вот почему конец лета на селе – благодать для всех. Урожай в огороде в послевоенные годы, да и гораздо позже, был и надеждой на выживание и опорой на весь год.
      К речке бежали каждый раз через очередной огород, принадлежащий одной из семей ребятни. Помидор и огурец в руку, и наперегонки на речку. Огурец выбирался молоденький, обязательно с колючими пупырышками, а помидор,– крупнее и мясистей, с пушком на кожице. А пахучие какие! Их запах невозможно забыть.
     Витя с деревенскими друзьями купались и ловили рыбу в небольшой и не  глубокой речушке Илёк. Она делилась на множество рукавов внизу, за огородами и за большими старыми вербами, и несла воды к большей реке с названием Псёл.
      В одном месте речка была и шире, и глубже. У деревенских ребят это место звалось ямой. Рассказывали, что яма образовалась при бомбёжке во время войны. Немецкие самолёты собирались безжалостно разбомбить наше село, рядом с которым была линия обороны Красной Армии. Подоспевшие истребители со звёздами на крыльях заставили немцев беспорядочно сбрасывать бомбы и улепётывать с поля боя. Одна из много килограммовых бомб угодила прямо в русло реки. Так и образовалась яма.
      Это место и облюбовали друзья для купания. Рядом, на изгибе реки, был небольшой песчаный плёс. Позагорать на тёплом песочке для ребят было сплошным удовольствием. Невдалеке зеленел клеверный луг, всегда цветущий и дурманящий запахами цветов. Лучшего места для отдыха ребятни и не придумаешь.
       В один из дней ватага друзей наперегонки через огороды рванула на реку. День был самым, что ни на есть, летним, солнечным и тёплым.
      Рассовав по карманам сорванные на грядках помидоры и огурцы, друзья, обгоняя друг друга, напрягая радостью свободы горловые связки, неслись к речке. Пасущаяся на лугу стайка гусей, хлопая крыльями, разбежалась в разные стороны, возмущаясь гоготанием наглому вторжению и нарушению их размеренной жизни.
      Рубашки, майки, вся одежда на ходу разлеталась в разные стороны. Среди друзей считалось за честь нырнуть в яму с берега первым. Неизменно возникали споры о первенстве, заканчивающиеся дружескими объятиями, возложением рук на плечи друг другу и дикими танцами на берегу.
      Сегодня Витя замешкался с раздеванием и оказался на берегу последним. Ребята уже ныряли и резвились на середине реки. Витю только этим летом друзья научили плавать, и он ещё не был как рыба в воде. Но нырнуть-то  с берега он был обязан!
      Сбросив с себя последний атрибут цивилизации, разогнавшись и широко раскрыв рот в истошном победном крике, Витя ловко нырнул с берега. Выныривая на поверхность, он почувствовал, что его что-то держит сверху, над головой. Он начал барахтаться, пытаясь освободиться, чтобы сделать вдох и заодно криком позвать на помощь.
      Не тут-то было. Сверху на голову как будто была накинута плотная сеть. Витя барахтался уже из последних сил. Глотая воду, он почти терял сознание. Наконец, при очередном выныривании, голова оказалась над поверхностью воды. Он жадно вдохнул воздух, почувствовав ребячьи руки пришедших на помощь, и совсем ослаб.
      По-настоящему он пришёл в себя только на берегу. Ребята вокруг что-то громко доказывали друг другу, сильно жестикулируя руками. Споры шли о том, кто первый заметил, что друг попал в беду, и кто первым начал освобождать его из "плена".
Лидерство в споре, как всегда без пререканий, принадлежало Кольке с соседней улицы. Он был постарше, крупнее, а потому и почти всегда прав.
      С ним никак не соглашался ершистый Славка, сосед по улице. Сильно взъерошив руками мокрую причёску, с торчащими во все стороны волосами, как петух в бою с равным соперником, он настойчиво отстаивал свою правоту, что было справедливо. Именно он первым стал растаскивать руками пучки водорослей над головой друга.
      Витя начал соображать и понимать, что же произошло. Оказывается, когда друзья уже резвились на средине реки,  а он, чуть запоздавший, нырнул с берега, по реке плыл невидимый сверху островок оторвавшейся выше по реке тины. Под него-то и угодил Витя. Стебли травы и тина были сплетены, как сеть, и не давали горе ныряльщику вынырнуть из воды.
      Приподнявшись на локтях, Витя увидел у себя на плечах, руках и ногах прилипшие водоросли. Он ощутил, что даже на ушах, как серёжки, висела тина. Две пиявки успели присосаться на ногах.
      Крик испуга, почти как бас в духовом оркестре, повис в воздухе.
      Друзья наперегонки стали убирать с Вити водоросли, а Колька, быстро расправился с пиявками, которые ещё глубоко не успели присосаться.
      Разговоры и споры о происшествии долго не утихали. Вся ребячья компания решила перебраться на более мелкое место и понежиться на песочке. Каждый из ребят гордился тем, что вовремя оказался рядом с терпящим бедствие другом. Нашего же героя смущало, что  он не смог справиться сам. Он ещё не так хорошо плавал.
      Друзья купались на мелководье, ловили завязанными майками маленьких пескарей, резвились с мячом на клеверном лугу.
      Справившись со съестными припасами, друзья разлеглись на травке, заложив руки под головы и мечтая о будущих приключениях. На завтра они уже договорились с колхозным бригадиром отогнать табун лошадей в ночное. А это уж точно обещало приключения.
      Но самым главным сегодня для Вити было то, что ребята впервые пообещали выделить ему лошадь с уздечкой, научить ездить верхом без седла, и взять с собой в ночное.
      Дома он решил никого не посвящать в сегодняшнее происшествие. А то, узнав о нём, бабушка Маринка точно не отпустит его в ночное. А о предстоящих приключениях в ночном мы ещё, конечно же, узнаем…