В бассейне. 1959 г

Виталий Бердышев
Я ездил туда по утрам, перед занятиями, вместе с другими старшекурсниками, тоже влюбленными в плавание. В бассейне занимались, как обычно, первокурсники, и их, как некогда и нас, педагоги обучали плавательной науке, и весьма успешно. Но уже не было здесь нашего любимого преподавателя — прославленного пловца баттерфляем Семёна Бойченко — неоднократного рекордсмена мира. Занятиями руководила симпатичная юная женщина, которая отводила нам, "ветеранам", одну или две дорожки, и мы целый час наслаждались плавательным творчеством.

Постоянно приходил в бассейн Эдик Кузнеченко, иногда (при особом желании) появлялся Слава Филипцев, которому добраться сюда с Рузовской было не так уж далеко.

Тренировалась порой вместе с нами и рекордсменка страны в плавании на спине Лариса... Она была ещё совсем юной пловчихой, еще школьницей — училась в десятом классе. Преподаватель вела с ней индивидуальные занятия и порой проверяла ее спортивную готовность. При нас Лариса как-то проплыла стометровку за одну минуту восемь секунд. И это в те годы был очень высокий результат. Славчик Филипцев сделал попытку угнаться за ней кролем по параллельной дорожке, но куда там! Чего стоил один поворот Ларисы "кульбитом", на который она затрачивала доли секунды, а затем стрелой мчалась в обратном направлении.

Юный педагог, в основном, занималась с первокурсниками и на нас мало обращала внимания. Иногда только просила показать молодым, как надо плавать кролем (Славчика Филипцева) и брассом. Демонстрировать брасс приходилось мне, хотя никаких рекордных секунд я в нём не показывал. Мне же предоставлялась честь показывать и прыжки с тумбочки, которые при старте у меня получались подальше, чем у других.

Я всё время мечтал приобрести маску и ласты, чтобы наслаждаться плаванием в открытой воде. Это экзотическое подводное снаряжение в магазинах спорттоваров в то время не продавалось. Его можно было купить за огромную цену только на барахолке.

Я как-то заикнулся о возможности такого приобретения преподавателю, и она стала давать мне на занятия ласты из своего арсенала, а в последующем и подарила их мне (непонятно, за какие заслуги). И это было настоящее счастье! Я сразу ощутил скорость плавания и стал свободно перегонять на дорожке своих конкурентов - Славу Филипцева и Эдика Кузнеченко, и мог (в ластах) соревноваться с ними на любой дистанции. А затем я плавал с ними в водоемах Парка Победы и в Озерках, а после окончания пятого курса — аж в самом Черном море на Херсонской бухте (в Севастополе), где мы проходили фельдшерскую практику. Естественно, ласты были со мной и в Адлере, где мы с невестой Танюшей весело проводили время в августе того же, 1959, года. И я бросался в бурные потоки какой-то горной речушки, и она уносила меня далеко в море, откуда доплыть до берега, даже с ластами, было непросто...

А в 1960 году мне всё же удалось на каком-то барахолочном рынке приобрести маску с трубкой. И тогда я испытал все прелести подводной охоты — сначала в погоне за раками в Иванове, на Уводьском водохранилище, а затем в прозрачных водах Амурского и Уссурийского заливов — во Владивостоке, и на острове Русский, где я начал службу после окончания академии. И я от всего сердца благодарил нашего плавательного педагога за сделанный мне подарок... Но так и не понял причины ее удивительной щедрости...