За Камнем. Глава 35. История охотника Александра

Владимир Сорокин 3
                История охотника Александра.      

     Степан Иванович, с сыном, следующий после приезда день провели в конторе, разбираясь в бумагах, а так же выслушивая отчёты управляющего и начальства пониже рангом о работе завода.
     На другой день заводчик и его сын укатили проверять работу второго предприятия, рассчитывая к воскресенью вернуться и уже тогда в понедельник сделать осмотр первого завода.  Вернулись они обратно в субботу, когда сумерки сгустились над посёлком.
     Лесоповальщики, приехавшие пораньше, успели до их приезда даже в баньку сходить. 
     Пристроив лошадей, отправились попариться после морозной дороги сначала Степан с Иваном,  позже и кучер, предварительно дав лошадям корму и прибрав упряжь.  После ужина  хозяин дома обратился к Игорю:
     - Пошли-ко Ефимович, навестим ближайшего соседа, бондаря Сидора Афанасьевича, Евдокию с собой возьмём.  Без нас «стариков», - усмехнулся он, - посиделки у молодёжи, поди, веселее пойдут.
     После их ухода молодые обитатели дома сгрудились в большой комнате хозяйской части помещения.  Даже Макар с Василисой присутствовали тут.
     Пришло наверно время подробнее описать обустройство этого строения.  Здание выстроили даже не пяти, а шести стенное.  Из просторных холодных сеней с кладовками в сруб имелись две двери.
     Через одну из них можно было попасть в просторную кухню, выполняющую к тому же и функцию прихожей.  Две приличные по размеру каморки, служившие когда-то для прислуги и конюхов спальнями, разделялись дощатыми перегородками, и двери из них выходили в кухню-прихожую.
     Второй вход из сеней вёл в большую комнату, занимающую практически всё среднее отделение сруба и выполняющую роль, как хозяйской столовой, так и гостиной.  Здесь  имелась дверка, соединяющая напрямую столовую с кухней.
     В третий отдел сруба, две дверцы расположенные возле стен открывали путь в неширокие коридорчики, где находились входы в пять спален, которые хотя бы частью стены примыкали к большой русской печи, а зев у той выходил в столовую.
     После ухода из дома старшего поколения, и небольшой переброске словосочетаниями между молодыми людьми, прозвучал голос Ольги:
     - А меня Макар, вчера, твой приятель охотник здорово напугал.  Я в избушке порядок наводила, на печи щи доваривались, во втором чугунке чага для чая напаривалась.  Нашим мужчинам ещё рановато вроде появляться было, да и тихо на улице, скрипа полозьев не слышно.  Вдруг открывается дверь и вваливается незнакомый мужик с ружьём, а за ним крупная псина.  Да как зарычит зверюга.  У меня так и сердце оборвалось от неожиданности.  Ладно, охотник лишь только цыкнул на того, кобель сразу выскочил из избушки за порог, видимо боится хозяина.  Макар расскажи его историю.  Кто он такой?  Степан Иванович говорил, что ты лучше всех о нём знаешь.  Нам ведь рядом с ним обитать придётся.  По всему видно, он не слишком-то рад нашему соседству.
     Макар поскрёб затылок.
     - Вообще мужик-то Саша не плохой.  А ты что хочешь, чтобы он радостно прыгал от счастья потому, что часть освоенных угодий ему теперь придётся с другими делить.  Ладно, расскажу вам об Александре, о чём сам знаю, может, лучше станете понимать и принимать его характер и поступки.
     Вот что рассказал им рудознатец о своём товарище.

     «Когда и откуда появился отец Александра в здешних местах точно неизвестно.  Может с каторги убежал или просто по другой причине оказался тут об этом не ведают.
     Сначала он жил в стойбище тестя и охотился с ним вместе.  Но очевидно быт новых родственников не слишком-то ему оказался по нраву, поэтому и решил жить с женой самостоятельно.  Зимовье мужчина срубил довольно далеко от угодий родни, рядом с живописной речкой.  Вскоре появился сын, Александр.  Через семь лет жена собиралась подарить ему ещё одного ребёнка, но при родах, к сожалению, умерла, так  не разродившись.  Поэтому с тех пор отец таскал пацана везде с собой, хоть на охоту, хоть на рыбную ловлю.
     Однажды морозным утром в начале зимы заводской посёлок всколыхнула ужасная весть.  Двенадцатилетний мальчик притащил на волокуше труп задранного медведем отца и утверждал, что он зарубил зверя.  В гибели косолапого сомневаться не приходилось.  Волокуша представляла собой два срубленных небольших молодых деревца берёзы соединённых друг с другом в нескольких местах ремешками из свежей медвежьей шкуры.  На них и лежал отец мальчика, в начале пути, очевидно, ещё живой.  Парнишка пока добирался с таким тяжёлым и печальным грузом полностью выбился из сил и слегка обморозился.
     Как раз в это время здесь находился отец Степана Ивановича.  Он сразу определил паренька в свой дом и послал человека за поселковой знахаркой.  Так же заводчик отправил по следу, оставленному мальчиком, группу людей на лошадях, чтобы точнее понять, что же произошло в лесу.
     Только ночью вернулись упряжки с людьми, посланные хозяином.  Они привезли тушу крупного медведя.  Получалось, мальчик с тяжёлым грузом шёл по конной дороге около двадцати вёрст, да до дороги около пяти.
     А на месте трагедии, очевидно, произошло следующее.  Или собака разбудила ещё не успевшего погрузиться в глубокий сон топтыгина, когда охотники проходили вблизи берлоги, или другая какая-нибудь причина оказалась.  Только медведь выскочил с места зимовки и кинулся на мужчину.  Верный пёс бросился на защиту хозяина, но попал под лапу зверя и больше не поднимался.  Ребёнка, похоже, медведь посчитал не опасным противником, за что и поплатился.  Пока он ломал отца, сын бесстрашно подбежал к нему и нанёс три удара по голове косолапого остриём топора.  Наверно и одного бы раза хватило, так как тот, очевидно, сразу же ткнулся мордой в снег.  Что в дальнейшем и подтвердил Александр.
     Зиму паренёк обитал в хозяйском доме,  Макар тоже часто находился там, помогал матери печи топить и в порядке содержать хозяйство.  Не редко он и ночевал в одной из комнат, где сейчас живёт вместе с Василисой.  Там ребята и подружились.
     Иван Гордеевич хотел мальчика с собой в город учиться взять, но Саша отказался из родных мест уезжать.  А весной его забрал к себе дед, узнав о происшествии.  Где-то, через год – полтора после случившегося, Александр со стариком переселились в зимовье построенное отцом, свой же родовой участок со стойбищем старый охотник оставил на сыновей.
     И семнадцати лет парню не исполнилось, когда его деду, пришло время, уйти к предкам.  Вот с тех пор он и живёт один, изредка заглядывая в посёлок, либо когда ему нужно пушнину продать, или припасов прикупить».

     Какое-то время после рассказа все сидели молча.  Лишь Ольга заметила задумчиво:
     - То-то он такой неразговорчивый.