Глава 4

Наталья Орлова 4
За далекими морями,за высокими горами раскинулась удивительная страна Гардария. Была она велика,да богата и молва о ней протянулась далеко за моря-океаны.Только не давала покоя лихим людям земля эта.Все норовили они войной на нее идти,да огнем сжечь.Лишь прогонит народ Гардарии одних лиходеев,глядь - другие по окраинам рыщут.    
          Стоял в этой стране город Жданов:не мал,не велик,не богат и не беден.Расположился он возле леса дремучего и рядом с горами высокими.А жила в том городе девочка умница-красавица,вот о ней и сказ.
  Ягинда была сиротой.Кто были ее родители,в Жданове уже никто не помнил.Одинокая Марфа привела найденку однажды,а откуда?Никто и не спрашивал.Мало ли в те лихие времена оставалось детей без отца,да без матери.Накормила,обогрела,и оставила дочкой:«себе на радость,а людям на утешение».Так бы и жила она у Марфы,да что- то не заладилось.Уж слишком выделялась девочка от других детей….
Марфина дочка была милой девочкой.Копна рыжих волос и неимоверно зеленые глаза поражали редким сочетанием проникновенного взгляда и детской наивности.Только не это отличало ее от сверстников,а совсем не по- детски пытливый ум да тайная сила,что была скрыта в ней.За это и невзлюбили ее.          
   Вот,бывало,идет Ягинда по улице,а соседский мальчишка подбежит,да как дернет за косу,и давай дразниться:
        - Найдена идет,найдена идет.
     Ему смех,а Ягинда в слезы.Вроде и ничего,мало ли чем дети потешаются.Только стали люди примечать,что ежели в городе захворает кто,а Марфина дочка руку положит на больное место,да пошепчет чего то,то человек тот - враз  выздоравливает.Кажись,радоваться нужно было б,только народ по-другому мыслил.
           Сначала над ней подсмеивались и дразнились,а потом стали откровенно побаиваться.И стала Ягинда от людей подальше держаться.Все больше во дворе,да около дома.Ждановцы вроде поутихли,а только случилось однажды чужестранке тем городом идти.
        Пришла она,видно,что издалека.Потому как лапти на ногах стоптались,а дорожный плащ был весь в пыли.
          - Издалече видать путь держишь?- спросила Марфа у путницы.
     - Издалека хозяюшка,издалека, - ответила женщина в рваном плаще и капюшоне.Она примостилась в тени дерева,наслаждаясь возможностью немного отдохнуть.Путнице захотелось поболтать с Марфой да порасспросить ее,но тут из избы послышался детский смех и,в обнимку с белым котенком, выбежала Ягинда:               
      - Мама, мама,-позвала она Марфу,но остановилась,заметив гостью. 
     - Дочка твоя? - спросила странница и продолжила,- красавица!
    Ягинда подбежала к матери и,отпустив котенка,стала разглядывать странную гостью.
       Глаза незнакомки светились мудростью и,казалось,смотрели в самое сердце.Она была не молода,но и не сказать,что старуха.Похоже,что только дорожная клюка и пыльный плащ добавляла ей возраста.
     Путница совсем не испугала девочку,даже напротив,Ягинда чувствовала в ней что-то родственное:               
     - Здравствуйте,тетенька - поздоровалась она,как воспитанная девочка.
                Гостья улыбнулась:
    - Здравствуй,девонька,здравствуй,милая,- и попросила Марфу.- Мне бы водицы испить.Окажи милость,хозяюшка,принеси воды.
                Пошла Марфа в избу за водой,а гостья к Ягинде:
          – Как звать то тебя,голубушка?-спросила она.
             – Ягинда,-ответила девочка,глядя ей прямо в глаза.
       Гостья о чем- то задумалась,затем погладила девочку по голове и сказала,заглянув в ее восхитительные глаза:                - Красивое имя.
          Она хотела еще о чем- то спросить Ягинду,но тут послышались Марфины шаги,и гостья заторопилась:               
 - Послушай,Ягинда,-произнесла она,доставая что-то из сумы,-это книга и она твоя.Запомни,это великая Книга-Книг.Теперь ты сможешь узнать ответы на все вопросы,которые будут возникать у тебя в голове.А еще запомни,что не должна она попасть в руки чужого человека.Береги ее,как зеницу ока.Сказала и растворилась в воздухе,как будто и не было никогда,оставив девочку стоять одну,словно зачарованную.Ягинда даже не успела осознать:«Ни пригрезилось ли?»Но ученая книга лежала  рядом на скамье:«Нет,не пригрезилось!» Она взяла ее в руки и,полистав страницы,убежала в избу.
     - А где ж чужачка?-огляделась Марфа.
      Она стояла посреди двора с ковшом воды для чужестранки,а той и след простыл:« Видно не дождалась меня.Ну да ладно».
            С тех пор Ягинда не выпускала книгу из рук.Листала страницу за страницей и,несмотря на то,что пока плохо умела читать,все понимала.Сколько тайн и невероятных загадок открывалось перед ней!Она узнавала о болезнях и травах, которыми можно было их лечить.Узнавала,как устроен белый свет и о чем шепчутся звезды по ночам.Чем старше становилась Ягинда, тем таинственней  и загадочней были открывавшиеся перед ней тайны. Поистине в руках у нее была  Книга-Книг!
                Она читала,учила,запоминала и ничего не замечала вокруг,но чем больше рыжеволосая красавица хотела знать,тем опасливее становились взгляды окружающих.
             Прошли годы.Марфина найдена стала взрослой,и краше ее во всем Жданове трудно было сыскать.Длинная коса из рыжих волос огненной змеей спускалась до самых колен,подчеркивая гибкость и стройность стана.А какими бездонными стали ее зеленые глаза!
            Ягинда училась,росла и хорошела,а вместе с ней росла ее таинственная сила.Только ждановцы сами не знали,чего больше боятся: то ли той ее силы,то ли ее красоты.Теперь она умела лечить травами и заговорами.К ней шли за помощью,а потом шептали:«Ведьма»,«Колдунья».И чем старше,и красивей становилась она,тем громче шептались люди. 
      А как Ягинда в пору вошла,да заневестилась,так тут и вовсе началось:то парни проходу не дают,то их невесты.
             Пройдет Марфина дочка по улице,взмахнет пушистыми ресницами,поведет черной бровью:заиграет,застучит сердце молодецкое.И станет молодцу свет не мил, никого,кроме Ягинды,в жены брать не захочет.Ждановки своего не упустят:«Ведьма парней привораживает,зельем опаивает». И давай травить ее,да во всех бедах винить.Падет ли корова - Ягинда повинна.Дождь в страду - ведьмачка наворожила,а нет дождя и того хуже:«Марфина найденка решила нас голодной смертью уморить!» Совсем девушке от них житья не стало.А тут еще кто-то захотел ей побольнее сделать и прозвище обидное дал:«Яга».С той поры не добрые люди так и стали звать ее.
               Чужие то люди ладно,только стала она примечать,что и Марфа слезы горькие льет,да с опаской озирается.«Видно пришло мое время»- подумывала Ягинда.
        Стала она судить-рядить,как дальше быть,куда идти из родного дома?А тут и старая Марфа померла.Схоронила ее Ягинда,взяла нехитрый скарб,поклонилась в пояс городу - Жданову да пошла,куда глаза глядят.Только ее и видели.