Анна на шее

Марина Синиченкова
А.П.Чехов столь изящно и емко уложил в эту коротенькую вещицу, сказав, тем не менее, все.
10 страниц. Целая история. Целая жизнь. Целая судьба.
Эта короткая история, пожалуй, оказалась одной из лучших, что я читала у Антона Павловича.
Анне 18 лет, мать девушки умерла и с тех пор она живёт с пьющим отцом и младшими братьями. Хочется света, а не беспросвета.
В какой-то момент «добрые» люди решают устроить ее судьбу и сватают за чиновника пятидесяти с лишним лет.
Поначалу девушка рада, что выберется из нищеты и сможет помочь отцу с братьями. Только муж не привык сорить деньгами и даже на расходы жене ничего не выделяет. Но в один вечер все изменилось... Только к лучшему ли?
Анна получила частичку того, что она искала - выход в свет. Именно этому и не смогла противостоять ее душа. Ведь из доброго, сердечного человека она превратилась в высокомерную особу, которая знала свою цену.
Ее красоту замечают, она нравится высокопоставленным лицам. И расцветает. Наслаждается своей женской властью, вниманием.
Время меняется, проблемы остаются. Но не стоит забывать, что произведение написал Чехов. А Чехов никогда не заканчивает произведение грустным безнадежным аккордом. Всего на нескольких страницах автору удается показать две стороны жизни героини и, что важно, её "перерождение". Вот только вряд ли изменения в личности девушки можно назвать положительными.
Сначала муж оказался крайне прижимист (вот так можно плохо «посчитать» при выборе выгодной партии), а потом уже и Анна оказалась не такой уж доброй, милой и заботливой.
Этот рассказ о девушке, которая хотела спасти семью и себя от бедноты, а в итоге изменилась в худшую сторону и про семью, вообще, забыла.
Ближе к концу в Анне расцветает гордыня. Теперь она уже не боится своего мужа, а презирает его. "Поди прочь, болван!" - говорит она ему. Она начинает брать у него столько денег, сколько ей хочется. Теперь она богата. Анна сидит на шее у своего мужа. Но только вот отец и братья так и остались без денег. Анна про них забыла...
 Сюжет незамысловат, но этим он и берет за душу.
Мир Анны «до» и мир Анны «после». Анна «до» - молодая, красивая, свободолюбивая девушка, родом из бедной, не вполне благополучной семьи. Но при этом, не растерявшая своего артистизма, изящных манер, умения быть очаровательной. Она искренне была заботливой дочерью и сестрой. Правда, было немного стыдно ухаживать за пьяным отцом, стыдно штопать чулки братьям, стыдно готовить обед, стыдно ходить на рынок, но она понимала ценность семьи, и была готова идти на жертвы. Анна «после» - все по-прежнему молодая, но уже далеко не робкая, а гордая и самоуверенная дама. Она теперь богата и знаменита, а муж Модест Алексеевич уже не представлял собой проблемы. Теперь он стал для нее просто болваном: «Подите прочь, болван!» - вот так без церемоний и лишней скромности она гнала его, если он был ей не угоден.
Анна блистала, она флиртовала с влиятельными лицами в свете, купалась в роскоши, давно позабыв о не штопаных чулках, младших братьях, стареющем родителе и той бедности и нищете, в которой она оставила их. Ее аппетиты к роскоши взросли, а душа оскудела. Теперь семья стала лишь тенью, далеким, постыдным прошлым, о котором не стоит вспоминать, а то и вовсе сделать вид, что эти люди стали невидимками. Пожалуй, Анна «после», достигла своего: бедность сменилась достатком, но какой ценой!  Видимо, ценой потери человеческого достоинства.
Единственный персонаж, чья внешность не описывается, это сама Анна, говорится только о «темном цвете ее волос и глаз». Зато подробно говорится о впечатлении, которое она производила на окружающих, ее манере поведения.
Суть характера Анны, заложенные в ней качества, полностью раскрывается во второй части. Кульминация - сцена бала, когда в Анне просыпается «предчувствие счастья». Развязка — в изменении отношения Анны к отцу Петру Леонтьичу, к семье: «ей было уже стыдно, что у нее такой бедный, такой обыкновенный отец». «Счастье» для героини, оказывается, заключалось в нарядах и развлечении: Брак по расчету оправдался.
Она вычеркивает из своей жизни отца и братьев, бессознательно причислив их к той неправильной, неподходящей жизни, что была у нее раньше. Парадокс: добрая Аня, выйдя замуж, ничем не могла помочь родным, потому что робела. Изменившаяся Анна не поможет, потому что они ее не интересуют. Возможно ли было ей приобрести характер, но не потерять совесть? Думаю, да,
Чехов столь изящно и емко уложил в это коротенькую вещицу, сказав, тем не менее, все!