Как оценивали сами подписанты письмо 46

Михаил Самуилович Качан
По-разному оценивали письмо те, кто поставил под ним свою подпись. Кто-то понимал, что это самодонос с последующими неприятностями, кто-то подписал, потому что просто выражал свою точку зрения и не думал о последствиях, кому-то было неудобно отказаться… Были среди них и стукачи, втиравшиеся в доверие и искавшие материалы для доноса.

Но вот характерные примеры :

                М.И. Черемисина, ИИФиФ СО АН

«Письмо это было очень скромное, теперь бы сказала – почти раболепное, совершенно ничего революционного. Скромнейшая просьба дать информацию о том, что происходит... Но сам факт, что посмели, что голос подали – это уже был криминал».

                А.И. Фет, ИМ СО АН

«Это был коллективный протест в форме обращения к советскому правительству, к составлению которого я не имел отношения. Я считал такие обращения бессмысленными, поскольку в них содержалась вера в советские законы, но я счёл нужным подписать его из солидарности с хорошими людьми, и чтобы моё поведение не могло быть расценено как трусость – надо подавать пример даже в таких нелепых делах».

                Л.Л. Лозовский, ИГиГ СО АН

«Мы в своём письме подчёркивали, что нами двигала забота о нарушении процессуального права. <…> Мы протестуем против приговора суда».

                С.П. Рожнова, ИИФиФ СО АН.

«По первой части письма у меня не было сомнений. <…> …Организация процесса суда не даёт правильно ориентироваться. Эти факты вызывают у меня некоторые сомнения. Это побудило меня подписать письмо. <…> Я подписала письмо из чистых соображений, т.е. думала помочь советским гражданам, хотела выяснить непонятный мне вопрос».
                Г.С. Яблонский, ИК СО АН

«Письмо составил бы в более мягких выражениях. <…>
Повторяю, что я со второй половиной письма не согласен. Если бы смог, написал бы по-другому. <…>

С духом первой половины письма я согласен, но некоторые формулировки неточны».

По поводу опубликования письма в протоколе закрытого партийного собрания Института катализа записано: «Яблонский сожалеет, но согласен с духом письма».
 
                Р.Л. Берг, ИЦиГ СО АН.

На вопрос, который был задан ей на заседании ученого совета института «Вы раскаиваетесь?» отвечает:

«Я жалею, что письмо попало за границу. Но я подписала бы его снова, если бы надеялась, что смогу помочь этим молодым людям».

В воспоминаниях  Р.Л. Берг пишет:

«Мы требовали, но были в то время предельно скромны, протестуя не против политических расправ, а только. против того, что они совершаются за закрытой дверью».

Продолжение следует: